Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Содержание

Иранский новый год – Ноуруз, Навруз – отмечается не в декабре, а в марте. В переводе с персидского «navrooz» означает «новый день». Этот праздник ознаменовывает не только смену календарных дат, но и приход весны. Навруз – это пробуждение природы от зимнего сна, день возрождения и обновления всего живого. Ноуруз отмечается уже больше 3000 лет и глубоко укоренен в ритуалах и традициях зороастризма. Сегодня расскажу про самые главные и непривычные для нас новогодние традиции Ирана. Ведь осталось-то всего ничего. Новый год в Иране наступит уже в среду 20 марта.

Иранский новый год по солнечному календарю

Начнем с самого интересного. 20 марта 2024 года в 06:06 по московскому времени Иране наступит новый…1403 год! Дело в том, что в Иране как и во многих мусульманских странах летоисчисление ведется от солнечной хиджры – момента переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. А было это в 622 году. Солнечный календарь, который привязан к фиксированным астрономическим явлениям равноденствия, считается максимально точным. 1 фарвардана солнце заканчивает свое движение в северном полушарии и пересекает точку экватора, переходя в южное. В этот момент начинается астрономическая весна. Весеннее равноденствие — не абстрактная дата, а конкретная временная точка, которая является астрономической константой.

Когда отмечают Новый год в Иране

По всему миру новый год наступает ровно в полночь. Но только не в Иране. Здесь все напрямую зависит от движения небесных светил, и ровно в ту минуту, когда световой день становится равен ночи, наступает весна. А вместе с ней и новый год по иранскому календарю.

Новый год в Иране в 24 году наступит 20 марта в 19:15:28. Эта точная секунда называется Саль Тахвил (Saal Tahvil)

Дата точная, но плавающая. Раз иранский новый год привязан к тропическому году, то и Ноуруз выпадает каждый раз на разные даты. То он выпадает на 20 марта, то на 21, то на 22. В каждом солнечном месяце всегда по 30 дней, а високосный год выпадает не раз в четыре года, а раз в пять. Из-за этого даты плавают из года в год. И кстати, совершенно не совпадают с привычным нам грегорианским календарем. Так, у нас будет 20 марта (20 день первого месяца весны), а в Иране – 1 фарвардина (первый день первого месяца весны). При деловом общении с иранцами всегда стоит иметь под рукой конвертор дат, чтобы не запутаться. У нас ведь и рабочая неделя с выходными разная, но про это я расскажу отдельно.

История Навруза

Навруз – национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости. Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным.

«Достижения Ирана после Ислама несравнимы с его прошлым. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году.

Навруз почитаем мусульманами. В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». «А что это такое?» — спросил пророк. «Большой праздник у персов». «Да», — сказал пророк, — «это тот день, когда Аллах оживил сонмища». «А что такое сонмища?» — «Это те, кто вышел из своей земли, опасаясь смерти, — их были тысячи! и Аллах сказал им: «Умрите», — а потом оживил и в тот же день возвратил им Души. Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду». Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз».

Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться.

Традиции Навруза

Зажжение огня Агир Наврузи

Первыми начинают отмечать иранский новый год в провинции Иранский Курдистан. Здесь традиционно теплее и снег уходит раньше даже в горных районах. Иранский Курдистан – неофициальное название части Ирана, населенной преимущественно курдами. Это территория на границе с Ираком и Турцией, частично захватывающая останы Курдистан, Западный Азербайджан, Керманшах, Илам, Лурестан и Хамадан. Самая масштабная церемония Агир Наврузи проходит в деревне Паланган. Это горная террасная деревня среди гор Загрос, а один из притоков реки Сирван делит деревню на две части.

На Агир Наврузи женщины-курды надевают яркие традиционные платья, а мужчины курды – традиционные костюмы. Жители деревни подготавливают дрова для больших костров. Молодые девушки и юноши несут горящие факелы и символически зажигают Огни Навруза, открывая дверь Новому году и приветствуя Навруз. На крышах домов собираются музыканты, играющие на дафе (иранском бубне), а люди танцуют и водят хороводы вокруг костров. Они будут гореть всю ночь, освещая путь новому году и новому началу. А когда полностью прогорят, многие фермеры возьмут себе пепел этих костров, чтобы смешать с землей на полях и тем самым дать понять пашням, что приходит весна и пора просыпаться от зимней спячки.

Хане Текани – генеральная уборка перед иранским новым годом

Ноуруз отмечают с размахом и начинают готовиться заранее. Одна из главных традиций перед новым годом — Khaane Tekaani – плановая генеральная уборка. В переводе с персидского это буквально означает «тряска дома». Примерно за 10-14 дней до ноуруза семья собирается вместе и начинает намывать, начищать и драить дом от пола до потолка. Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы – как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника.

Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести. Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными.

В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты. По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году. И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны.

Огненная среда Чахаршанбе Сури

После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования. Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые – неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь». Из-за логичной опасности и нарушения общественного порядка, все больше молодежи отдают предпочтение фейерверкам. Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды.

Гашог зани

Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури. Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей.

Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов (фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм) на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется.

Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом. Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним.

Аму Навруз – иранский Дед Мороз

Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз. На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз (в переводе «Дядюшка Навруз») и Хаджи Фируз – его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Но у Дядюшки Ноуруза есть своя «бабушка» — Нане Самра (Тетушка Мороз). Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви.

Хаджи Фируз – помощник иранского Деда Мороза

Хаджи Фируз – иное дело. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль. В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз – образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо.

Хафт Син – вместо новогодней елки

На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син.

  • Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления
  • Саману – персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия
  • Сеньед – сладкие высушенные плоды лотоса — для любви
  • Серке – уксус – как символ терпения и мудрости, полученных с опытом
  • Сэр – чеснок — для крепкого здоровья
  • Сиб – яблоки — для молодости и красоты
  • Сумак – красная пряность — для напоминания о восходе солнца

Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины – сенджед – подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом т.е. победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году.

За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз:

Что еще ставят на хафт син

  • Сомболь – цветущие гиацинты – символ молодости и весны.
  • Секке – золотые монеты – чтобы привлечь достаток в будущем году.
  • Коран и томик Хафиза – две главные книги Ирана.
  • Живые рыбки – по рыбке на каждого члена семьи.
  • Раскрашенные яйца – по одному на каждого ребенка в семье.
  • Зеркало – символ многообразия мира, важный символ в зороастризме.
  • Свечи – символ огня и очищения, тоже пришло из зороастрийского прошлого Ирана.
  • Апельсин в миске с розовой водой – символизирует Землю.

Аиди – традиционные подарки на навруз

Какой же новый год без подарков! А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги! Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года. Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка – папе, маме, дочке и сыну, папа – маме, мама – своим детям, внук – внучке. Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье. Младшая дочка в Иране – главная и всеобщая любимица.

Праздничные блюда на Навруз

Навруз – большой праздник, который длится несколько дней, а иногда затягивается до конца марта. В это время в Иране принято ходить друг к другу в гости, а если родственники живут в другом городе, то нужно обязательно съездить к ним и навестить всех тетушек и дядюшек. На Навруз в Иране происходит колоссальная внутренняя миграция – огромные пробки, полное отсутствие свободных номеров в отелях, очень много людей во всех туристических и общественных местах. По сути, весь Иран снимается с места и начинает путешествовать по родственникам и гостям на новогодние каникулы.

И, конечно же же, это время не обходится без застолий. В Иране нет какого-то конкретного новогоднего блюда, как, например салат оливье или селедка под шубой в России. Каждая хозяйка готовит любимые блюда для своих домашних. И в каждом регионе есть свои особенности для блюд традиционной персидской кухни. Но все же есть несколько блюд, которые готовят на большие праздники, такие как Навруз или Ялда.

В первую очередь это суп аш-е реште. Это вегетарианское блюдо иранской кухни, представляющее собой густой суп с фасолью, чечевицей, нутом и лапшой. Иногда перед подачей иранцы добавляют к этому супу дуг — молочный продукт, напоминающий кислый йогурт. В Иране принято преподносить этот суп тому, кто отправляется в дальнее путешествие, поскольку лапша символизирует множество жизненных путей, которые встают перед человеком. Также аш-э Реште готовят во время праздников, прежде всего Навруза и Сиздах бедара.

Другое блюдо – булочки колуче. Колуче или колоче کلوچه – традиционное иранское печенье, которое готовят во время празднования Навруза. Его так же называют персидским новогодним хлебом, потому что с приближением иранского нового года круглые булочки колуче продают во всех пекарнях и кондитерских. Существует очень много рецептов колуче – мягкие булочки или хрустящие медальоны печенья, с начинкой или просто сдобные. Одно неизменно – традиционный штампованный рисунок на булочки в виде спирали и 13 круглых пупочек, которые олицетворяют дни празднования Навруза.

Сидза Бедар – тринадцатый день

Последний день затяжных новогодних праздников называется Сизда Бедар. Слово «Sizdah» означает «тринадцать», а «bedar» – «избавиться». Это тринадцатый день нового года, означающий переход от веселья к обычной повседневной жизни. Название этого праздника буквально означает «избавление от тринадцати». Это число, как и во многих культурах, считается неудачным и несчастливым. В древние времена первые 12 дней Ноуруза были связаны с порядком, а тринадцатый день символизировал хаос. Люди покидали свои дома, не делали никаких серьезных дел и старались выбраться на природу, чтобы избежать предзнаменований. Сидза Бедар является еще и Праздником Природы, которая полностью просыпается после зимы и входит в свои права именно на 13-й день.

Главное условие Сидза Бедар – не сидеть дома. В этот день нужно выходить из дома и по возможности выбираться на природу. Иранцы, которые и без того обожают пикники, устраивают настоящие фуршеты в ближайшем парке. В древнем Иране день 13-й Навруза также был связан с божеством воды, которое изображалось в виде лошади. В этот день пророщенные ростки пшеницы (сабзе), которые являлись обязательным элементом Хафт Сина, нужно вынести из дома и выбросить в реку или где-то на природе. Считается, что ростки пшеницы на протяжении 12 дней после Навруза впитывают в себя всю боль и неприятности наступившего нового года. Поэтому на 13 день от него нужно избавиться.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG