Метро Тегерана – дешевый проезд, красивые станции и торговцы

Содержание

Тегеран – столица Ирана, главный мегаполис и центр деловой жизни страны. Зеркальные небоскребы, затейливые парки, пешеходные мосты и даже искусственное озеро – все новые инфраструктурные и урбанистические объекты в первую очередь появляются в Тегеране. И, конечно же, самое развитое метро в стране находится именно в столице. На сегодняшний день метро Тегерана – это крупнейшая система метро на Ближнем Востоке. Но по сравнению с московским метро, которое скоро дотянется чуть ли не до Луны, тегеранское метро выглядит довольно скромным.

Вообще, Тегеран на мой вкус – не город для пеших прогулок. Горный рельеф, узкие “питерские” тротуары с многочисленными лестницами, специальные каналы для воды и переброшенные через них металлические мостики-переходы. Чрезвычайно плотное автомобильное движение и хаотичные парковки везде, где получится пролезть. Мопеды, которые нередко едут по пешеходной части. Да, в Тегеране есть много красивых районов для прогулки – улица Валиаср, набережная на озере Читгар, районы Дарбанд и Дараке. Но в целом самостоятельно передвигаться по мегаполису очень сложно. И метро Тегерана разгружает людской трафик только отчасти.

Метро Тегерана состоит из шести действующих веток и одной дополнительной линии пригородной железной дороги. Для 10-миллионного Тегерана (для сравнения в Москве 14+ миллионов жителей) этих 6 веток категорически не хватает. И хотя сейчас строительство ведется на семи линиях, за темпами роста московского метро Тегерану просто не угнаться.

Несколько фактов о метро в Тегеране

  • стоимость одной поездки 5000 риалов – около 10 рублей
  • глубина метро около 50 метро (в С-Петербурге до 57 метров)
  • метро сосоит из 7 линий и 159 станций (в Москве 286)
  • в метро есть мужские, женские и общие вагоны

Схема тегеранского метро

Линия 1 (Красная линия)

Линия 1 проходит с севера на юг и является одной из самых загруженных. Она соединяет районы Таджриш и Кахризак. Здесь расположены самые главные достопримечательности Тегерана. На этой линии имеется 32 станции, из которых 23 расположены под землей и 8 над землей.

  • Станция Tajrish (на Google карте) — район Таджриш славится своими рынками и близостью к культурным достопримечательностям, таким как Имамзаде Салех и рынок Таджриш. Рядом торговый центр Арг, а если пройти чуть-чуть то Музей Музыки и Музей Времени.
  • Станция Imam Khomeini (на Google карте) — центральная станция, рядом с которой находятся Национальная сокровищница Ирана, Дворец Голестан, а если чуть прогуляться – один из входов на Большой Базар в Тегеране и Центральный городской парк.
  • Станция Shahr-e-Rey (на Google карте) — в южной части города, рядом с гробницей Шах Абдол-Азима.
  • Станция Taleghani (на Google карте) — рядом находится бывшее посольство США и улица со знаменитыми антиамериканскими граффити. Если чуть прогуляться, можно дойти до Парка Художников и Музея Персидской Кошки.

Линия 2 (Синяя линия)

Линия 2 идет с запада на восток, пересекает центр города и соединяет районы Tehranpars и Sadeghiyeh.

  • Станция Sharif University (на Google карте)  — один из главных образовательных центров Ирана – технологический университет Шариф.

Линия 3 (Голубая линия)

Линия 3 является одной из самых важных линий тегеранского метро, поскольку она соединяет юго-запад города с северо-востоком, пересекает оживленные районы столицы и может помочь облегчить проблемы с транспортом.

  • Станция Theatr-E Shahr (на Google карте) — ближайшая станция к Театру Шахр или Городскому театру Тегерана.

Линия 4 (Желтая линия)

Линия 5 (Зеленая экспресс линия)

Линия 5 — это линия пригородного сообщения, которая соединяет Тегеран с городом Карадж. Это линия пригородная железная дорога длиной 67,5 км с 13 станциями.

  • Станция Chitgar (на Google карте) — здесь находится вход в один из самых больших “диких” парков Тегерана – парк Читгар. Если немного прогуляться, можно дойти до Музея Ретро Автомобилей, спорткомплекс Азади и отель Олимпик.

Линия 6 и 7 (Пурпурная и коричневая)

Эта линия, пока находящаяся в стадии активного строительства и развития, также проходит через центр города и будет соединять его с другими частями. Линия 7 — одна из самых новых, она проходит через западные районы и деловые центры города.

История строительства метро в Тегеране

Первоначальные планы по созданию системы метро были заложены в конце 1960-х годов, но не могли быть реализованы до 1982 года из-за социально-политических проблем – в стране случилась сначала Иранская революция, а потом ирано-иракская война. В 1970 году муниципалитет Тегерана объявил международный тендер на строительство метро в Тегеране. Французская компания SOFRETU выиграла тендер и в том же году начала проводить предварительные исследования по проекту. В 1974 году был представлен окончательный отчет с так называемым предложением «улица-метро». Первые геологические изыскания начались в 1976 году, через 2 года началось строительство первой линии в северном Тегеране. Но его быстро свернули из-за Иранской революции и ирано-иракской войны. Французская компания была вынуждена прекратить свою деятельность в Иране.

В 1985 году «План реализации Тегеранского метрополитена» был повторно одобрен Меджлисом (иранским парламентом). Работа продвигалась медленно из-за продолжающейся ирано-иракской войны и часто останавливалась. К лету 1985 года городское давление со стороны быстро урбанизирующегося населения и отсутствие развитой системы общественного транспорта побудили возобновить работу всерьез. Красная Линия 1 были сделаны приоритетными. Было также принято решение о создании национальной компании Metro Company для управления будущим развитием метро в Тегеране.

В метро Тегерана используется оборудование, произведенное многими международными компаниями: двухэтажные пассажирские вагоны для региональной линии Тегеран-Керадж поставляются CRV, хотя некоторые поезда поставляются SEGC через CNTIC и собираются на заводе Wagon Pars в Араке. По состоянию на 2010 год на проект тегеранского метро было потрачено около 2 миллиардов долларов. Тегеранское метро перевозит около 2,5 миллионов пассажиров ежедневно по своим 7 действующим линиям. Также строится еще одна линия (линия 6) и еще две линии находятся на стадии проектирования. В сентябре 2022 года в систему было добавлено 80 новых вагонов для облегчения транспортировки и снижения заторов в часы пик. Иран способен самостоятельно удовлетворять свои потребности в вагонах и поездах.

Будущее тегеранского метро

Существует несколько планов по расширению сети метро Тегерана до более чем 500 км в общей сложности. Некоторые планы касаются только дополнительных вставленных станций, таких как Ваван на линии 1 на юге или Агдасие на линии 3 на севере. Некоторые расширения и совершенно новые линии находятся в стадии строительства, некоторые расширения или новые линии являются предложениями на данный момент.

  • линия 3 – планируется 5 новых станций
  • линия 8 – планируется 34 новых станций
  • линия 9 – планируется 39 новых станций
  • линия 10 – планируется 35 новых станций
  • линия 11 -планируется 17 новых станций

Вагоны только для женщин

Как и некоторые другие службы общественного транспорта Тегерана, например, городские автобусы, метро Тегерана также имеет специальный вагон для женщин в голове и хвосте поезда. Несмотря на желтые указатели и знаки, нарисованные на территории станции, стенах и на самих вагонах, никто не протестует против того, чтобы женщина зашла в мужской вагон. Элементарно потому, что все женщины в метро посто не поместятся в двух вагонах.

Поэтому для тегеранского метро уже довольно обычно увидеть  парочки влюбленных пташек в углу вагона метро, ​​романтично обнимающихся, невинно хихикающих и обменивающихся шутками. Остальные пассажиры уже привыкли к такому и не обращают на них внимания. Поэтому туристы могу смело заходить в центральные вагоны парами, не переживая, что ваш партнер едет в нескольких вагонах от вас.

Торговцы в метро

Одна из особенностей иранского метро – торговцы. Да-да, как в российских пригородных электричках, от которых, признаться, даже мы уже отвыкли. А в Тегеране встретить в вагоне метро продавца носочков, канцтоваров, еды и напитков, детских игрушек и даже одежды – совершенно обычное дело. Громкие и почему-то всегда внезапные они серьезно удивляют туристов и могут даже напугать. но сами иранцы к ним привыкли. Как и к довольно активной рекламе в метро – на стенах переходов, в вагонах и даже на вагонах снаружи. Невольно вспоминаешь, “как похорошела Москва при Собянине”, когда избавилась от этого визуального мусора.

Часы пик в метро

Вход в метро на станции Мейдан-е Джахад в Тегеране

Как и любая другая действующая система метро в мире, в метро Тегерана есть свои пики загруженности. Обычно часы пик в ранние часы с 7 до 10 утра по местному времени – бесконечный поток студентов, спешащих на учебу и служащих, спешащих на работу. Второй час пик во второй половине дня с 5 до 8 вечера, когда все спешат домой.

Но эти рамки довольно условные, потому что в Иране есть еще призыв на молитву, многочисленные исламские праздники, школьные и студенческие каникулы, которые не совпадают с российскими (да и рабочая неделя в Иране с субботы по четверг) и перегружают метро в свое время. Так что без опыта или хотя бы сопровождения кого-то из местных в тегеранском метро туристу может быть непросто.

Фото станций тегеранского метро

 

 

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG