Зороастрийцы в Иране – прошлое и современность

Содержание

Зороастризм, такой древний, кажется чем-то не совсем реальным в современном городе, чем-то далеким и непонятным. Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч. Если присмотреться поближе к насыщенной истории этой религии и ее содержанию, она окажется гораздо ближе к нам и намного понятнее.

Исследовательница Мэри Бойс (Mary Boyce) назвала зороастризм самой трудной для изучения живой религией мира. Это обусловлено его необычайной древностью и сложной историей. Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока. Однако арабское завоевание положило конец его доминированию. На смену зороастризму пришел ислам.

Чему учил пророк Заратустра

Точные даты жизни пророка Заратустры (он же Заратуштра, а в греческом варианте — Зороастр), которого античные авторы упоминают под именем Зороастра, неизвестны, приблизительно установлено, что он жил после 1500−1200 гг. до н.э. Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев.

Верховное божество зороастризма — Ахура-Мазда, «Господь мудрости», которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Ангра-Манью («Злой дух»), который является источником злого, темного, небытия. Мир, сотворенный Ахура-Маздой, предстает как арена борьбы добра и зла, в которой каждый человек должен сделать свой выбор. Отсюда основной принцип этой религии — благие мысли, благие слова, благие дела. Как видно, хотя это монотеистическая религия, ей присущ дуализм.

Барельеф эпохи Сасанидов в Накше-Ростам, изображающий бога Ахура Мазду, преподносящего диадему персидскому царю Ардаширу I, как символ власти.

В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти. Существовало и представление о конце времен, периоде последнего суда, после которого наступит царство справедливости и добра, а все злое и все грешники будут окончательно уничтожены. Позднее появляется идея о грядущем Спасителе. Таким образом, те идеи, которые мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе, присутствовали еще в зороастризме.

Заратуштра предписал последователям новой религии молиться пять раз в день, предварительно омыв лицо, руки и ноги. Зороастризм особенно внимателен к понятию чистоты, прежде всего ритуальной, отсюда многочисленные обряды очищения и ограничения, связанные с загрязнением и осквернением. По этой причине, например, труп человека не захоранивался в земле и не сжигался, чтобы избежать осквернения священных стихий. Раньше покойников оставляли на открытом воздухе — на специальных «башнях молчания». Сейчас зороастрийцы прибегают к другому способу: земляная могила заполняется цементом, чтобы мертвая плоть — воплощение нечистого — не соприкасалась с землей.

Зороастризм — еще и самая древняя в мире религия откровения (т.е. посланная через пророка), повлиявшая на развитие иудаизма и складывание христианства и ислама. Хотя корни ее уходят намного глубже. Мэри Бойс указывает на то, что некоторые из ритуалов и верований, которые были восприняты зороастризмом, отсылают нас к культуре протоиндоиранцев, то есть общности, которая в начале III тысячелетия до н.э. разделилась две ветви — иранцев и индийцев-индоариев.

«В течение столетий устойчивого, неизменного образа жизни, начиная, видимо, с IV-III тысячелетий до н.э., протоиндоиранцы сформировали такую стойкую религиозную традицию, что элементы ее сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зороастрийцев Ирана».

Стихии воды и огня уже тогда были основными объектами культа, ведь именно вода и огонь обеспечивали жизнь человека.

Авеста – священная книга

Авеста – собрание священных текстов зороастрийцев. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году.

Недавно обнаруженная зороастрийская авестийская рукопись Ясны из Йезда, Иран

Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказал перевести на греческий язык.

Аршакидский царь Валахш с помощью дастуров (зороастрийских священнослужителей высшего ранга) своего времени предпринял первую попытку собирания и кодификации авестийских текстов, сохранявшихся в разрозненных отрывках и в устной передаче. При нём экземпляры Авесты рассылались по городам и передавались для изучения и сохранения.

Дело собирания текстов священного предания было продолжено при Ардашире, основателе Сасанидской монархии (III в. н. э.), по указанию которого верховный дастур Тансар упорядочил существующие тексты и комментарии к нему. Сын Ардашира Шапур I разместил Авесту вместе с выполненными при нём переводами греческих, индийских и иных научных трудов в хранилище Гандж-и Шапиган. Верховный дастур Адурбад Махраспандан, величайший апологет и наставник зороастрийской религии, при Шапуре II (IV в.) произвёл окончательную редакцию авестийского собрания и установление канона, упорядочив его в 21-й книге («наске»), выполнив полный перевод Авесты на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом) — от авест. zainti- — «знание», «толкование», откуда происходит распространённое название сборника «Зенд-Авеста» (то есть «Толкование и Канон»). Конечная редакция Зенда была составлена при Хосрове I Аноширване (VI в. н. э.)

История зороастризма в Иране

Современный Иран унаследовал много зороастрийских традиций. Например, к таким относится празднование Новруза, который отмечается 21 марта и официально является началом нового года в Иране. С приходом ислама зороастризм, который имел потенциал стать мировой религией, стал религией меньшинства и постепенно утрачивал своих последователей. Кроме того, община сжималась за счет эмиграции и смешанных браков, потомки которых были мусульманами. Зороастрийцы, наряду с христианами и иудеями, относились к числу «людей Писания» и могли исповедовать свою веру. Хотя верность зороастризму перестала быть выгодной с экономической и общественной точки зрения, что способствовало переходу в ислам (помимо прямого принуждения, конечно).

При шахах династии Пехлеви на некоторое время зороастризм из притесняемой религии превратился в символ иранского национализма. Реза-шах Пехлеви (1925−1941) использовал зороастризм, чтобы ослабить влияние шиитского духовенства. В тот период Иран, особенно интеллектуальная элита, переживал настоящую моду на зороастризм. Мусульмане отдавали своих детей в зороастрийские школы, а государственные учреждения украшала символика этой религии. Представители данного меньшинства начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. Шиитское духовенство, хотя и недовольное таким положением вещей, в конце 1930-х годов издало специальную фетву, объявляющую, что зороастрийцы находятся под защитой ислама. В 1960 году в Тегеране состоялся первый всемирный зороастрийский конгресс. Такую политику продолжал последний Пехлеви, Мохаммад-Реза-шах, свергнутый в феврале 1979 года.

После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.

Главные центры зороастризма в Иране

К 1970-м годам большинство зороастрийцев Ирана уже проживало в Тегеране, такое положение сохраняется и сейчас. Однако Йезд был и остается одним из важнейших центров этой общины. В одноименной провинции сохраняются зороастрийские селения. В настоящее время США, Канада и Великобритания, наряду с Индией, являются главными центрами проживания зороастрийцев за пределами Ирана.

Зороастрийский храм в Тегеране

Один из зороастрийских храмов — атешкаде — Тегерана находится неподалеку от улицы Фирдоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин и в паре минут ходьбы от культового кафе «Надэри». К храму примыкает школа. Сам храм с улицы не видно, к нему ведет небольшая дверь, за которой собственно храм в небольшом дворе, офис, библиотека и другие постройки. В храм может прийти любой желающий, но до определенного времени, когда там начинается богослужение. Приходят сюда и мусульмане, которым интересно больше узнать о зороастризме. Некоторые члены общины заходят в течение дня, чтобы помолиться. С одной стороны интересно наблюдать зороастрийские религиозные церемонии, с другой стороны, тишина пустого храма с горящим в центре огнем вызывает благоговение. Хотя профанное всегда находит свой путь в просторы сакрального: однажды в храме сломалась вытяжка, огонь пришлось перенести, а очаг, расположенный в центре за стеклом, просто прикрыли пленкой.

Атмосфера в храме стала особенной, когда молодой представитель общины нараспев читал гимны из Авесты и, следуя ежедневному ритуалу молитвы, снял и снова повязал кушти — белый шнур, который все зороастрийцы носят как некое подобие пояса, обернув его три раза вокруг поясницы (число «три» считается священным). Его впервые повязывает мобед, зороастрийский священнослужитель, во время обряда седре-пуши. Это церемония инициации, соответствующая по смыслу христианскому крещению. Седре-пуши проводят в подростковом возрасте, около 15 лет, одинаково для мальчиков и девочек. Во время этой церемонии под чтение молитв и гимнов из Авесты на подростка впервые надевают нижнюю белую рубаху судра и повязывают пояс кушти. «Практикующие» члены общины, которые регулярно посещают храм и молятся, носят их постоянно. Обряд инициации может проводиться и в более позднем возрасте, например, для человека, не рожденного в этой религии.

Другой зороастрийский адрес Тегерана — это большое владение в районе Техран-парс на востоке столицы. За высоким забором находится территория с храмом, залом для мероприятий, спортивными постройками и другими помещениями. Здесь проводятся крупные праздники, собирающие сотни, а то и тысячи участников.

Зороастрийские храмы в Йезде

Йезд – город-оазис и один из самых аутентичных городов Ирана. Йезд старше Египетских пирамид и ровесник библейского Вавилона. Это один из самых старых городов в мире, сохранивший до наших дней свою традиционную архитектуру. Но что более важно, Йезд сохранил свои корни. Жители Йезда – этнические персы, которые сохранили традиционную для Древней Персии культуру и религию – зороастризм.

Храм огня Аташкаде Йезд

Храм огня Йезда, также известный как Аташкаде Йезд, является зороастрийским храмом. Он был построен в 1934 году и хранит Аташ Бахрам – Победный Огонь. Аташ Бахрам в Йезде был зажжен в 470 году и с тех пор никогда не угасал.

По традиции зороастризма, чтобы зажечь требуется 16 различных типов огня, в том числе огонь от молнии (загоревший от удара молнии), огонь от кремационного костра, огонь от промышленной печи, огонь от домашнего очага и пр. Затем каждый из 16 огней подвергается ритуалу очищения, прежде чем присоединиться к другим. Сама церемония очищения и освящения огня может занять годы и требует участия множества священников.

Пир-э-Сабз Чакчаку

Зороастрийские праздники в Иране

Джашн-э Саде

Один из таких — Джашн-э Саде, праздник, который случается за 50 дней до Новруза, т. е. 30 января. Он посвящен огню и символизирует приближение весны и нового года. На Джашн-э Саде собирается огромное число зороастрийцев Тегерана. Это уже не столько религиозная, сколько общественная часть праздника с ярмаркой, угощениями и концертной программой. На входе в концертный зал гостей встречают две девушки в традиционном наряде, предлагающие сладости и каплю розовой воды на руки. Вся программа состоит из детской и подростковой самодеятельности: песен и традиционной музыки. Под занавес на сцену выпускают знаменитого в общине певца. Однако настоящая кульминация наступает, когда на нее поднимаются мобеды в белоснежных нарядах.

После чтения молитв они, как и все присутствующие отправляются во двор, чтобы зажечь огонь. Вечером огромный костер выглядит внушительно, хоровод вокруг него добавляет колорита. Но ко времени, когда он догорает, людей становится все меньше и наконец все расходятся.

Навруз

Иранский новый год – Ноуруз – отмечается не в декабре, а в марте. В переводе с персидского «navrooz» означает «новый день». Этот праздник ознаменовывает не только смену календарных дат, но и приход весны. Навруз – это пробуждение природы от зимнего сна, день возрождения и обновления всего живого. Ноуруз отмечается уже больше 3000 лет и глубоко укоренен в ритуалах и традициях зороастризма.

Навруз — национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости. Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным.

«Достижения Ирана после Ислама несравнимы с его прошлым. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году.

Шаб-е Ялда

Шаб-е Ялда – древний персидский праздник, которому уже несколько тысяч лет. Он отмечается в день зимнего солнцестояния – с 21 по 22 декабря в самую длинную ночь года и в следующий за ней день. Праздник Ялда – зороастрийский праздник. Эта религия была в Персии еще до прихода ислама. По традиции в этот день отмечается символическая победа света над мраком и добрых сил над злыми.

Слово «ялда» имеет древнесирийские корни, а в иранском языке обозначает «рождение». Как и во многих культурах, в зороастризме, который исповедовали жители Ирана тысячи лет назад, олицетворением добра являлись солнечный свет и огонь, а зла – ночь и тьма. Согласно зороастризму Творец и Создатель Ахура Мазда установил для мира законы гармонии и праведности, чтобы все создания стремились жить с ними в согласии. Но при этом во вселенной есть и злые силы, которыми управляет Анхра Майнью. ни стремятся нарушить божественную гармонию. Человек же свободен в своей воле, а потому все время находится между враждующими сторонами, склоняясь то к свету, то к тьме.

Символ Фаравахар

В столице бросается в глаза обилие изображений Фаравахара — символа зороастризма и олицетворения благого духа Фраваши. Кулоны и другие предметы с Фаравахаром не только продаются повсеместно, в том числе как сувенир, но и пользуются популярностью. Во всяком случае, их носят не только зороастрийцы, но и мусульмане. Среди мусульман есть те, кто тайно исповедует эту религию и даже специально ездит за рубеж для проведения седре-пуши. По словам представителей общины, сейчас даже можно говорить о новой моде на зороастризм.

В отличие от христианства или иудаизма, зороастризм — часть истории и культурного наследия иранцев. Интерес к нему может быть обусловлен как духовными исканиями, так и любознательностью по части истории. А иранцы, безусловно, знают и гордятся своей древней историей, поэтому восприятие зороастризма — особенное по сравнению с другими религиями меньшинств.

Add Your Heading Text Here

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Telegram
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG