Зороастрийцы в Иране – прошлое и современность

Содержание

Зороастризм, такой древний, кажется чем-то не совсем реальным в современном городе, чем-то далеким и непонятным. Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч. Если присмотреться поближе к насыщенной истории этой религии и ее содержанию, она окажется гораздо ближе к нам и намного понятнее.

Исследовательница Мэри Бойс (Mary Boyce) назвала зороастризм самой трудной для изучения живой религией мира. Это обусловлено его необычайной древностью и сложной историей. Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока. Однако арабское завоевание положило конец его доминированию. На смену зороастризму пришел ислам.

Чему учил пророк Заратустра

Точные даты жизни пророка Заратустры (он же Заратуштра, а в греческом варианте — Зороастр), которого античные авторы упоминают под именем Зороастра, неизвестны, приблизительно установлено, что он жил после 1500−1200 гг. до н.э. Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев.

Верховное божество зороастризма — Ахура-Мазда, «Господь мудрости», которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Ангра-Манью («Злой дух»), который является источником злого, темного, небытия. Мир, сотворенный Ахура-Маздой, предстает как арена борьбы добра и зла, в которой каждый человек должен сделать свой выбор. Отсюда основной принцип этой религии — благие мысли, благие слова, благие дела. Как видно, хотя это монотеистическая религия, ей присущ дуализм.

Барельеф эпохи Сасанидов в Накше-Ростам, изображающий бога Ахура Мазду, преподносящего диадему персидскому царю Ардаширу I, как символ власти.

В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти. Существовало и представление о конце времен, периоде последнего суда, после которого наступит царство справедливости и добра, а все злое и все грешники будут окончательно уничтожены. Позднее появляется идея о грядущем Спасителе. Таким образом, те идеи, которые мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе, присутствовали еще в зороастризме.

Заратуштра предписал последователям новой религии молиться пять раз в день, предварительно омыв лицо, руки и ноги. Зороастризм особенно внимателен к понятию чистоты, прежде всего ритуальной, отсюда многочисленные обряды очищения и ограничения, связанные с загрязнением и осквернением. По этой причине, например, труп человека не захоранивался в земле и не сжигался, чтобы избежать осквернения священных стихий. Раньше покойников оставляли на открытом воздухе — на специальных «башнях молчания». Сейчас зороастрийцы прибегают к другому способу: земляная могила заполняется цементом, чтобы мертвая плоть — воплощение нечистого — не соприкасалась с землей.

Зороастризм — еще и самая древняя в мире религия откровения (т.е. посланная через пророка), повлиявшая на развитие иудаизма и складывание христианства и ислама. Хотя корни ее уходят намного глубже. Мэри Бойс указывает на то, что некоторые из ритуалов и верований, которые были восприняты зороастризмом, отсылают нас к культуре протоиндоиранцев, то есть общности, которая в начале III тысячелетия до н.э. разделилась две ветви — иранцев и индийцев-индоариев.

«В течение столетий устойчивого, неизменного образа жизни, начиная, видимо, с IV-III тысячелетий до н.э., протоиндоиранцы сформировали такую стойкую религиозную традицию, что элементы ее сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зороастрийцев Ирана».

Стихии воды и огня уже тогда были основными объектами культа, ведь именно вода и огонь обеспечивали жизнь человека.

Авеста – священная книга

Авеста – собрание священных текстов зороастрийцев. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году.

Недавно обнаруженная зороастрийская авестийская рукопись Ясны из Йезда, Иран

Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказал перевести на греческий язык.

Аршакидский царь Валахш с помощью дастуров (зороастрийских священнослужителей высшего ранга) своего времени предпринял первую попытку собирания и кодификации авестийских текстов, сохранявшихся в разрозненных отрывках и в устной передаче. При нём экземпляры Авесты рассылались по городам и передавались для изучения и сохранения.

Дело собирания текстов священного предания было продолжено при Ардашире, основателе Сасанидской монархии (III в. н. э.), по указанию которого верховный дастур Тансар упорядочил существующие тексты и комментарии к нему. Сын Ардашира Шапур I разместил Авесту вместе с выполненными при нём переводами греческих, индийских и иных научных трудов в хранилище Гандж-и Шапиган. Верховный дастур Адурбад Махраспандан, величайший апологет и наставник зороастрийской религии, при Шапуре II (IV в.) произвёл окончательную редакцию авестийского собрания и установление канона, упорядочив его в 21-й книге («наске»), выполнив полный перевод Авесты на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом) — от авест. zainti- — «знание», «толкование», откуда происходит распространённое название сборника «Зенд-Авеста» (то есть «Толкование и Канон»). Конечная редакция Зенда была составлена при Хосрове I Аноширване (VI в. н. э.)

История зороастризма в Иране

Современный Иран унаследовал много зороастрийских традиций. Например, к таким относится празднование Новруза, который отмечается 21 марта и официально является началом нового года в Иране. С приходом ислама зороастризм, который имел потенциал стать мировой религией, стал религией меньшинства и постепенно утрачивал своих последователей. Кроме того, община сжималась за счет эмиграции и смешанных браков, потомки которых были мусульманами. Зороастрийцы, наряду с христианами и иудеями, относились к числу «людей Писания» и могли исповедовать свою веру. Хотя верность зороастризму перестала быть выгодной с экономической и общественной точки зрения, что способствовало переходу в ислам (помимо прямого принуждения, конечно).

При шахах династии Пехлеви на некоторое время зороастризм из притесняемой религии превратился в символ иранского национализма. Реза-шах Пехлеви (1925−1941) использовал зороастризм, чтобы ослабить влияние шиитского духовенства. В тот период Иран, особенно интеллектуальная элита, переживал настоящую моду на зороастризм. Мусульмане отдавали своих детей в зороастрийские школы, а государственные учреждения украшала символика этой религии. Представители данного меньшинства начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. Шиитское духовенство, хотя и недовольное таким положением вещей, в конце 1930-х годов издало специальную фетву, объявляющую, что зороастрийцы находятся под защитой ислама. В 1960 году в Тегеране состоялся первый всемирный зороастрийский конгресс. Такую политику продолжал последний Пехлеви, Мохаммад-Реза-шах, свергнутый в феврале 1979 года.

После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.

Главные центры зороастризма в Иране

К 1970-м годам большинство зороастрийцев Ирана уже проживало в Тегеране, такое положение сохраняется и сейчас. Однако Йезд был и остается одним из важнейших центров этой общины. В одноименной провинции сохраняются зороастрийские селения. В настоящее время США, Канада и Великобритания, наряду с Индией, являются главными центрами проживания зороастрийцев за пределами Ирана.

Зороастрийский храм в Тегеране

Один из зороастрийских храмов — атешкаде — Тегерана находится неподалеку от улицы Фирдоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин и в паре минут ходьбы от культового кафе «Надэри». К храму примыкает школа. Сам храм с улицы не видно, к нему ведет небольшая дверь, за которой собственно храм в небольшом дворе, офис, библиотека и другие постройки. В храм может прийти любой желающий, но до определенного времени, когда там начинается богослужение. Приходят сюда и мусульмане, которым интересно больше узнать о зороастризме. Некоторые члены общины заходят в течение дня, чтобы помолиться. С одной стороны интересно наблюдать зороастрийские религиозные церемонии, с другой стороны, тишина пустого храма с горящим в центре огнем вызывает благоговение. Хотя профанное всегда находит свой путь в просторы сакрального: однажды в храме сломалась вытяжка, огонь пришлось перенести, а очаг, расположенный в центре за стеклом, просто прикрыли пленкой.

Атмосфера в храме стала особенной, когда молодой представитель общины нараспев читал гимны из Авесты и, следуя ежедневному ритуалу молитвы, снял и снова повязал кушти — белый шнур, который все зороастрийцы носят как некое подобие пояса, обернув его три раза вокруг поясницы (число «три» считается священным). Его впервые повязывает мобед, зороастрийский священнослужитель, во время обряда седре-пуши. Это церемония инициации, соответствующая по смыслу христианскому крещению. Седре-пуши проводят в подростковом возрасте, около 15 лет, одинаково для мальчиков и девочек. Во время этой церемонии под чтение молитв и гимнов из Авесты на подростка впервые надевают нижнюю белую рубаху судра и повязывают пояс кушти. «Практикующие» члены общины, которые регулярно посещают храм и молятся, носят их постоянно. Обряд инициации может проводиться и в более позднем возрасте, например, для человека, не рожденного в этой религии.

Другой зороастрийский адрес Тегерана — это большое владение в районе Техран-парс на востоке столицы. За высоким забором находится территория с храмом, залом для мероприятий, спортивными постройками и другими помещениями. Здесь проводятся крупные праздники, собирающие сотни, а то и тысячи участников.

Зороастрийские храмы в Йезде

Йезд – город-оазис и один из самых аутентичных городов Ирана. Йезд старше Египетских пирамид и ровесник библейского Вавилона. Это один из самых старых городов в мире, сохранивший до наших дней свою традиционную архитектуру. Но что более важно, Йезд сохранил свои корни. Жители Йезда – этнические персы, которые сохранили традиционную для Древней Персии культуру и религию – зороастризм.

Храм огня Аташкаде Йезд

Храм огня Йезда, также известный как Аташкаде Йезд, является зороастрийским храмом. Он был построен в 1934 году и хранит Аташ Бахрам – Победный Огонь. Аташ Бахрам в Йезде был зажжен в 470 году и с тех пор никогда не угасал.

По традиции зороастризма, чтобы зажечь требуется 16 различных типов огня, в том числе огонь от молнии (загоревший от удара молнии), огонь от кремационного костра, огонь от промышленной печи, огонь от домашнего очага и пр. Затем каждый из 16 огней подвергается ритуалу очищения, прежде чем присоединиться к другим. Сама церемония очищения и освящения огня может занять годы и требует участия множества священников.

Пир-э-Сабз Чакчаку

Зороастрийские праздники в Иране

Джашн-э Саде

Один из таких — Джашн-э Саде, праздник, который случается за 50 дней до Новруза, т. е. 30 января. Он посвящен огню и символизирует приближение весны и нового года. На Джашн-э Саде собирается огромное число зороастрийцев Тегерана. Это уже не столько религиозная, сколько общественная часть праздника с ярмаркой, угощениями и концертной программой. На входе в концертный зал гостей встречают две девушки в традиционном наряде, предлагающие сладости и каплю розовой воды на руки. Вся программа состоит из детской и подростковой самодеятельности: песен и традиционной музыки. Под занавес на сцену выпускают знаменитого в общине певца. Однако настоящая кульминация наступает, когда на нее поднимаются мобеды в белоснежных нарядах.

После чтения молитв они, как и все присутствующие отправляются во двор, чтобы зажечь огонь. Вечером огромный костер выглядит внушительно, хоровод вокруг него добавляет колорита. Но ко времени, когда он догорает, людей становится все меньше и наконец все расходятся.

Навруз

Иранский новый год – Ноуруз – отмечается не в декабре, а в марте. В переводе с персидского «navrooz» означает «новый день». Этот праздник ознаменовывает не только смену календарных дат, но и приход весны. Навруз – это пробуждение природы от зимнего сна, день возрождения и обновления всего живого. Ноуруз отмечается уже больше 3000 лет и глубоко укоренен в ритуалах и традициях зороастризма.

Навруз — национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости. Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным.

«Достижения Ирана после Ислама несравнимы с его прошлым. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году.

Шаб-е Ялда

Шаб-е Ялда – древний персидский праздник, которому уже несколько тысяч лет. Он отмечается в день зимнего солнцестояния – с 21 по 22 декабря в самую длинную ночь года и в следующий за ней день. Праздник Ялда – зороастрийский праздник. Эта религия была в Персии еще до прихода ислама. По традиции в этот день отмечается символическая победа света над мраком и добрых сил над злыми.

Слово «ялда» имеет древнесирийские корни, а в иранском языке обозначает «рождение». Как и во многих культурах, в зороастризме, который исповедовали жители Ирана тысячи лет назад, олицетворением добра являлись солнечный свет и огонь, а зла – ночь и тьма. Согласно зороастризму Творец и Создатель Ахура Мазда установил для мира законы гармонии и праведности, чтобы все создания стремились жить с ними в согласии. Но при этом во вселенной есть и злые силы, которыми управляет Анхра Майнью. ни стремятся нарушить божественную гармонию. Человек же свободен в своей воле, а потому все время находится между враждующими сторонами, склоняясь то к свету, то к тьме.

Символ Фаравахар

В столице бросается в глаза обилие изображений Фаравахара — символа зороастризма и олицетворения благого духа Фраваши. Кулоны и другие предметы с Фаравахаром не только продаются повсеместно, в том числе как сувенир, но и пользуются популярностью. Во всяком случае, их носят не только зороастрийцы, но и мусульмане. Среди мусульман есть те, кто тайно исповедует эту религию и даже специально ездит за рубеж для проведения седре-пуши. По словам представителей общины, сейчас даже можно говорить о новой моде на зороастризм.

В отличие от христианства или иудаизма, зороастризм — часть истории и культурного наследия иранцев. Интерес к нему может быть обусловлен как духовными исканиями, так и любознательностью по части истории. А иранцы, безусловно, знают и гордятся своей древней историей, поэтому восприятие зороастризма — особенное по сравнению с другими религиями меньшинств.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG