Иранцам очень повезло: они могут отмечать Новый год дважды. Первый раз со всем миром 1 января и по прошествии трех месяцев в момент наступления фавардина – первый месяц иранского календаря и в первый день весны. Иранский Новый Год – Навруз – отличается от европейского. У иранцев свой дед мороз, свои традиции и даже своя новогодняя елка, которая, по правде сказать, совсем и не елка.
Что такое хафт син
Хафт син هفت سین – это иранская традиция праздничного стола, который накрывают к Новрузу, иранскому Новому Году. Хафт син включает себя 7 обязательных элементов, названия которых начинаются с иранской буквы ﺱ «син» – пятнадцатой буквы персидского алфавита. Семь “С” – Хафт Син – это и есть суть традиции:
- سیر (сир) — чеснок, символ медицины
- سیب (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;
- سبزه (сабзе) — проростки пшеницы или чечевицы, символ возрождения природы;
- سنجد (сенджед) — плоды лотоса, символ любви;
- سرکه (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;
- سمنو (саману) — пудинг, символ достатка;
- سماق (сомаг) — сумах, символ рассвета.
Происхождение хафт сина
«Хан-е Новруз» или столом в честь Новруза называют большую тканевую скатерть, которую расстилают в начале весны перед наступлением Нового года. На эту скатерть ставят еду и традиционные для Новруза предметы. Каждый из семи основных предметов, которые кладут на скатерть в честь Новруза, начинаются в персидском языке на букву «син». В связи с этим в персидском разговорном языке распространилось еще одно название такой скатерти «софре-йе хафтсин» (скатерть хафтсин).
Расстилание на столе скатерти в честь Новруза и её украшение семью предметами – это старинный иранский обычай. Согласно историческим преданиям, в эпоху Сасанидов (224-651 гг.) один человек ранним утром на Новруз взял с собой серебряный поднос, на котором положил по семь зерен пшеницы, ячменя, бобов, чечевицы, кунжута и риса, а также немного сахара, динаров и дирхемов, пришел на собрание, где сидел шах, и преподнес свой поднос шаху.
Некоторые считают, что «хафтсин» – это упрощенное прочтение словосочетания «хафтсини», «хафтчини», букв. «собирание семи плодов». В древности существовала традиция преподношения собранных фруктов и сухофруктов правителю, где каждый из семи плодов символизировал тот или иной плод, выращиваемый на иранской земле.
Современный Хафт Син
Предметы Хафт-сина могут различаться в зависимости от традиций семьи и региона, но, как правило, все они олицетворяют добрые пожелания и надежды на новый год. Современный хафт син включает много разных предметов, например:
- Монеты – символизируют богатство и процветание
- Гранат – олицетворяет плодородие и изобилие.
- Цветок гиацинта – символизирует весну и обновление природы
- Сладости – символизирует счастье и радость
- Золотая рыбка – символизирует жизнь и течение времени
- Коран или томик поэзии – символизируют духовность и веру
Символы зороастризма на хафт сине
Зороастризм – одна из древнейших религий, по мнению ее приверженцев, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, полученном им от Бога – Ахура Мазды. В основе учения Заратустры лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Зороастризм был повсеместно распространен на территории Древней Персии в доисламский период. Сегодня на территории современного Ирана проживают около 30 000 зороастрийцев. Но по всей стране отмечают такие праздники, как Навруз или Ялда, уходящие корнями далеко в зороастрийское прошлое Ирана. На хафт син традиционно ставят несколько предметов, которые имеют глубокое значение в зоростризме.
- Зеркало – это символ чистоты и искренности, а также отражение вечного существования и человеческой доли и судьбы. Зеркало в зороастризме символизирует истинную суть вещей. Заглядывая в зеркало, можно увидеть свое настоящее “я” и провидеть судьбу.
- Свеча – а точнее две свечи слева и справа от зеркала – символы света и сияния, победы над тьмой и мраком.
- Тохм-е морг – раскрашенные яйца – символизируют сотворение мира, плодородие, новые начинания.
Зороастрийцы Ирана украшают праздничный хафт син тремя подносами, на каждый из которых ставятся 7 видов сладостей, свежих фруктов и сухофруктов, что в свою очередь символизирует 7 бессмертных святых Амеша-Спента. Зороастрийцы верят, что ночь Навруза духи этих святых слетают с небес на землю, чтобы разделить трапезу Новруза со смертными.
На Навруз и в первые дни года у зороастрийцев принято поминать почивших, и, зажигая в их честь светильники, праздновать воскресение мертвых и сошествие духов умерших на землю, чтобы присоединиться к живым и сесть с ними за трапезу в Новруз. Фактически, стол на Новруз является столом с угощениями для духов, который иранцы расстилали в начале Нового года, чтобы вызвать и принять духи богов и души умерших предков. Стол честь Новруза играл роль, сходную с традицией накрывания стола в честь самой длинной ночи в году – Ялда – и религиозных благотворительных обедов.
Стол в честь Новруза играет исключительно важную роль в том, чтобы собрать членов семьи и духов умерших за одним столом, стереть пыль раздоров и обид среди членов семьи, создать мир, примирение, дружбу и взаимосвязь между людьми и духами предков и богов. Где бы иранцы ни были, в пути или дома, далеко или близко от своего жилища, они стараются прибыть домой до Нового года, чтобы присутствовать вместе с членами семьи за столом в честь Новруза, имеющим сакральный смысл. Считается, что человек, который застал Новый год вдали от дома и не за праздничным столом, до конца года будет скитаться вдали от дома и будет лишен помощи божеств и духов усопших.
1 thought on “Хафт син – праздничный стол на Навруз”
гость
Какой нарядный стол