Шаб-е Ялда – зороастрийский праздник в Иране

Содержание

Шаб-е Ялда – древний персидский праздник, которому уже несколько тысяч лет. Он отмечается в день зимнего солнцестояния – с 21 по 22 декабря в самую длинную ночь года и в следующий за ней день. Праздник Ялда – зороастрийский праздник. Эта религия была в Персии еще до прихода ислама. По традиции в этот день отмечается символическая победа света над мраком и добрых сил над злыми.

История иранского праздника Шаб-е Ялда

Слово «ялда» имеет древнесирийские корни, а в иранском языке обозначает «рождение». Как и во многих культурах, в зороастризме, который исповедовали жители Ирана тысячи лет назад, олицетворением добра являлись солнечный свет и огонь, а зла – ночь и тьма. Согласно зороастризму Творец и Создатель Ахура Мазда установил для мира законы гармонии и праведности, чтобы все создания стремились жить с ними в согласии. Но при этом во вселенной есть и злые силы, которыми управляет Анхра Майнью. ни стремятся нарушить божественную гармонию. Человек же свободен в своей воле, а потому все время находится между враждующими сторонами, склоняясь то к свету, то к тьме.

Однажды, в самую длинную ночь в году Анхра Манью со своими дэвами обрел небывалую мощь. И чтобы во вселенной сохранилась гармония и баланс, у Ахура Мазды родился сын Митра. Это божество с тысячью ушами и глазами, чтобы видеть и слышать все, что происходит в мире. Митра встал на защиту божественного закона Ашу, победил силы Анхра Манью и не допустил, чтобы человечество и все живое скатилось во тьму. С тех пор Митра мчится по небу на своей золотой колеснице, освещая людские пороки и направляя людей к добродетели и истине.

Другое название иранского праздника зимнего солнцестояния – Шаб-е Чалле. Оно образовалось от персидского слова «чехель» – «сорок». В Иране день зимнего солнцестояния считается началом зимы, по календарю это – 1 дей. После следует два сорокадневных срока – чалле-е бозорг и чалле-е кутах («большой» и «малый»). Считается, что во время первого сезона властвуют суровые морозы. Второй же период отличается более слабыми холодами.

Как празднуют Шаб-е Ялда?

Древние персы называли день появления Митры на свет Хоррамруз. В этот праздник люди читали молитвы в честь бога и его отца, повсюду зажигались огни и свечи. После самой длинной ночи в году празднующие жгли костры, которые ознаменовывали собой победу над тьмой. Всю ночь длились песни и танцы. В эту дату было принято помогать малоимущим – готовить особые блюда и раздавать еду. А т.к. этот день максимальной силы Митры, пекли особые лепешки с предсказаниями, чтобы узнать будущее и свою судьбу.

После того, как ислам получил на территории Ирана повсеместное распространение, этот день перестал нести религиозный оттенок. Религия зороастризма и ее последователи на долго время подверглись гонениям, но праздник полностью изжить не удалось. После реформы иранского календаря в 1925 году, которая привязала сезонные мероприятия к точным датам, праздник Ялда отмечается в ночь и первый день десятого месяца (Дей). И хотя сегодня Иран – это исламская страна, Ялда до сих под один из самых любимых иранских праздников, уступающий разве что Наврузу.

Сегодня Шаб-е Ялда семейный и общенациональный праздник, к которому начинают готовиться заранее. На Ялда принято собираться всей семьей в доме самого старшего родственника. Люди дарят друг другу подарки и, как в древние времена, веселятся до рассвета, потому что самую длинную и темную ночь года нужно провести с близкими. Старшим членам семьи преподносят арбуз, который потом вечером съедают все вместе. Накрывается большой стол с традиционными персидскими блюдами, фруктами, орехами и обязательно со свечами и живым огнем. Другой обычай, выполняемый в некоторых частях Ирана и Хорасана в ночь Ялды, касается молодых обрученных пар. В эту ночь мужчины отправляют своим невестам съедобную композицию из семи видов фруктов и различных подарков. В некоторых районах девушка и её семья в ответ отправляют подарки молодому человеку.

В городах магазины, рынки, кафе и рестораны украшают все традиционными для праздника фруктами – гранатами и арбузами. Повсюду развешивают гирлянды из треугольных арбузных долек. Во многих торговых центрах делают красивые фотозоны, где иранцы охотно фотографируются. Не менее традиционны тематические семейные фотосессии на Ялду, как у нас в России обычно фотографируются в новогодних декорациях. Только иранцы фотографируются во всем красном.

Символика праздника

Главное зороастрийское богослужение называется Ясна (йазешн-хани, вадж-яшт), что означает «почитание» или «священнодействие». Во время него читается одноименная авестийская книга. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение. Прежде всего огонь – главный символ зороастризма, и фрукты – гранат. В Иране восход солнца символизируют фрукты красного цвета – гранат и арбуз. Считается, что эти плоды являются символом благополучия и здоровья. Существует поверье, что если съесть в праздник Ялда арбуз, то весь год болезни будут обходить тебя стороной.

Гранаты и арбузы – главные символы Ялды. Их подают на стол, украшают ими дом, дарят друг другу в красивых корзинках. Повсюду на улицах можно встретить украшения в виде арбузных долек или гранатов. Для домашнего застолья гранаты покупают в огромных количествах. Их очищают, а зернышки подают в больших вазах. Каждая хозяйка старается приготовить что-то особенное с гранатами. Одно из любимых блюд на шаб-е ялда – фесенджан. Это курица, запеченная с пастой из грецких орехов и гранатовым соусом. Подается с рисом с посыпкой из гранатовых зернышек. В Гиляне вместо этого блюда готовят сабзи полоу – рис с и рыбой. В Ширазе же гостей угощают хавидж полоу – пловом с курицей. Также в этот день принято заказывать десерты в виде главных праздничных плодов. Также на Ялда популярны арбузные выставки, на которых мастера своего дела создают из плодов настоящие композиции и скульптуры.

Другим символом шаб-е ялда является аджиль. Это смесь орехов и сухофруктов, которые подаются к столу. Некоторые хозяйки выкладывают из орехов узоры на большом блюде, но перед праздником можно купить и готовые наборы для угощений и украшения стола. Аджиль – не простое угощение, оно символизирует процветание, успех, лидерство. Именно поэтому орехи и сухофрукты предлагают в первую очередь мужчинам. Но для всех гостей, которые приходят на ялду, обязательное правило взять себе горсточку орехов.

На скорлупе от грецких орехов принято гадать: орех давят и в зависимости оттого, как разделились половинки, трактуют будущее.  ее давят, а затем по получившейся картинке читают будущее. Еще один праздничный символ – подсолнечник, который во многих культурах отождествляется с самим Солнцем. Вот почему семечки подсолнуха также обязательно присутствуют на праздничном застолье.

Гадание на Хафизе

Иран – родина многих персидских поэтов – Омара Хайяма, Саади, Руми, Хафиза. Ирансцы с детсва знают множество их стихов наизусть и охотно декламируют. В праздники персидские произведения принято не только читать, но и гадать на них. Во время иранского Нового года и праздника зимнего солнцестояния иранцы гадают на томике Хафиза Ширази. Этот персидский автор обрел славу не только поэта, но и суфийского мистика. Считается, что им была написана не просто лирика, а некие пророческие послания, которые нужно только уметь услышать.

Гадание Фаль-е Хафиз максимально просто. Гадающий задает вопрос, а затем открывает том на случайной странице. Четверостишие, которое он видит перед собой, и есть ответ. В Иране сборники Хафиза почитаются едва ли не так же, как Коран. Книги поэта имеются в каждом доме и зачастую передаются из поколения в поколение. Некоторые почитатели мистика отвозят томики на его могилу, чтобы придать сборникам магическую силу. А потом ставят книги как украшение на праздничный стол во время Ялды и Навруза.

Еще один знаменитый литературный атрибут иранских праздников – томик Фердоси. “Шахнаме” — сборник персидского эпоса, с которым знаком каждый ребенок. По праздникам на книге Фердоси не гадают, а читают отдельные истории с ее страниц. Вообще, в иранской поэзии принято использовать название праздника, как нечто долгое, темное, тяжелое. Например, поэт может сравнить с Ялдой длинные черные волосы красавцы. В более глубоком плане этот день может являться олицетворением тоски и душевных переживаний. Поэт Саади писал в своём Бустане: «Настоящее утро не придёт, пока не закончится ночь Ялда».

Add Your Heading Text Here

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Telegram
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG