Шаб-е Ялда – зороастрийский праздник в Иране

Содержание

Шаб-е Ялда – древний персидский праздник, которому уже несколько тысяч лет. Он отмечается в день зимнего солнцестояния – с 21 по 22 декабря в самую длинную ночь года и в следующий за ней день. Праздник Ялда – зороастрийский праздник. Эта религия была в Персии еще до прихода ислама. По традиции в этот день отмечается символическая победа света над мраком и добрых сил над злыми.

История иранского праздника Шаб-е Ялда

Слово «ялда» имеет древнесирийские корни, а в иранском языке обозначает «рождение». Как и во многих культурах, в зороастризме, который исповедовали жители Ирана тысячи лет назад, олицетворением добра являлись солнечный свет и огонь, а зла – ночь и тьма. Согласно зороастризму Творец и Создатель Ахура Мазда установил для мира законы гармонии и праведности, чтобы все создания стремились жить с ними в согласии. Но при этом во вселенной есть и злые силы, которыми управляет Анхра Майнью. ни стремятся нарушить божественную гармонию. Человек же свободен в своей воле, а потому все время находится между враждующими сторонами, склоняясь то к свету, то к тьме.

Однажды, в самую длинную ночь в году Анхра Манью со своими дэвами обрел небывалую мощь. И чтобы во вселенной сохранилась гармония и баланс, у Ахура Мазды родился сын Митра. Это божество с тысячью ушами и глазами, чтобы видеть и слышать все, что происходит в мире. Митра встал на защиту божественного закона Ашу, победил силы Анхра Манью и не допустил, чтобы человечество и все живое скатилось во тьму. С тех пор Митра мчится по небу на своей золотой колеснице, освещая людские пороки и направляя людей к добродетели и истине.

Другое название иранского праздника зимнего солнцестояния – Шаб-е Чалле. Оно образовалось от персидского слова «чехель» – «сорок». В Иране день зимнего солнцестояния считается началом зимы, по календарю это – 1 дей. После следует два сорокадневных срока – чалле-е бозорг и чалле-е кутах («большой» и «малый»). Считается, что во время первого сезона властвуют суровые морозы. Второй же период отличается более слабыми холодами.

Как празднуют Шаб-е Ялда?

Древние персы называли день появления Митры на свет Хоррамруз. В этот праздник люди читали молитвы в честь бога и его отца, повсюду зажигались огни и свечи. После самой длинной ночи в году празднующие жгли костры, которые ознаменовывали собой победу над тьмой. Всю ночь длились песни и танцы. В эту дату было принято помогать малоимущим – готовить особые блюда и раздавать еду. А т.к. этот день максимальной силы Митры, пекли особые лепешки с предсказаниями, чтобы узнать будущее и свою судьбу.

После того, как ислам получил на территории Ирана повсеместное распространение, этот день перестал нести религиозный оттенок. Религия зороастризма и ее последователи на долго время подверглись гонениям, но праздник полностью изжить не удалось. После реформы иранского календаря в 1925 году, которая привязала сезонные мероприятия к точным датам, праздник Ялда отмечается в ночь и первый день десятого месяца (Дей). И хотя сегодня Иран – это исламская страна, Ялда до сих под один из самых любимых иранских праздников, уступающий разве что Наврузу.

Сегодня Шаб-е Ялда семейный и общенациональный праздник, к которому начинают готовиться заранее. На Ялда принято собираться всей семьей в доме самого старшего родственника. Люди дарят друг другу подарки и, как в древние времена, веселятся до рассвета, потому что самую длинную и темную ночь года нужно провести с близкими. Старшим членам семьи преподносят арбуз, который потом вечером съедают все вместе. Накрывается большой стол с традиционными персидскими блюдами, фруктами, орехами и обязательно со свечами и живым огнем. Другой обычай, выполняемый в некоторых частях Ирана и Хорасана в ночь Ялды, касается молодых обрученных пар. В эту ночь мужчины отправляют своим невестам съедобную композицию из семи видов фруктов и различных подарков. В некоторых районах девушка и её семья в ответ отправляют подарки молодому человеку.

В городах магазины, рынки, кафе и рестораны украшают все традиционными для праздника фруктами – гранатами и арбузами. Повсюду развешивают гирлянды из треугольных арбузных долек. Во многих торговых центрах делают красивые фотозоны, где иранцы охотно фотографируются. Не менее традиционны тематические семейные фотосессии на Ялду, как у нас в России обычно фотографируются в новогодних декорациях. Только иранцы фотографируются во всем красном.

Символика праздника

Главное зороастрийское богослужение называется Ясна (йазешн-хани, вадж-яшт), что означает «почитание» или «священнодействие». Во время него читается одноименная авестийская книга. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение. Прежде всего огонь – главный символ зороастризма, и фрукты – гранат. В Иране восход солнца символизируют фрукты красного цвета – гранат и арбуз. Считается, что эти плоды являются символом благополучия и здоровья. Существует поверье, что если съесть в праздник Ялда арбуз, то весь год болезни будут обходить тебя стороной.

Гранаты и арбузы – главные символы Ялды. Их подают на стол, украшают ими дом, дарят друг другу в красивых корзинках. Повсюду на улицах можно встретить украшения в виде арбузных долек или гранатов. Для домашнего застолья гранаты покупают в огромных количествах. Их очищают, а зернышки подают в больших вазах. Каждая хозяйка старается приготовить что-то особенное с гранатами. Одно из любимых блюд на шаб-е ялда – фесенджан. Это курица, запеченная с пастой из грецких орехов и гранатовым соусом. Подается с рисом с посыпкой из гранатовых зернышек. В Гиляне вместо этого блюда готовят сабзи полоу – рис с и рыбой. В Ширазе же гостей угощают хавидж полоу – пловом с курицей. Также в этот день принято заказывать десерты в виде главных праздничных плодов. Также на Ялда популярны арбузные выставки, на которых мастера своего дела создают из плодов настоящие композиции и скульптуры.

Другим символом шаб-е ялда является аджиль. Это смесь орехов и сухофруктов, которые подаются к столу. Некоторые хозяйки выкладывают из орехов узоры на большом блюде, но перед праздником можно купить и готовые наборы для угощений и украшения стола. Аджиль – не простое угощение, оно символизирует процветание, успех, лидерство. Именно поэтому орехи и сухофрукты предлагают в первую очередь мужчинам. Но для всех гостей, которые приходят на ялду, обязательное правило взять себе горсточку орехов.

На скорлупе от грецких орехов принято гадать: орех давят и в зависимости оттого, как разделились половинки, трактуют будущее.  ее давят, а затем по получившейся картинке читают будущее. Еще один праздничный символ – подсолнечник, который во многих культурах отождествляется с самим Солнцем. Вот почему семечки подсолнуха также обязательно присутствуют на праздничном застолье.

Гадание на Хафизе

Иран – родина многих персидских поэтов – Омара Хайяма, Саади, Руми, Хафиза. Ирансцы с детсва знают множество их стихов наизусть и охотно декламируют. В праздники персидские произведения принято не только читать, но и гадать на них. Во время иранского Нового года и праздника зимнего солнцестояния иранцы гадают на томике Хафиза Ширази. Этот персидский автор обрел славу не только поэта, но и суфийского мистика. Считается, что им была написана не просто лирика, а некие пророческие послания, которые нужно только уметь услышать.

Гадание Фаль-е Хафиз максимально просто. Гадающий задает вопрос, а затем открывает том на случайной странице. Четверостишие, которое он видит перед собой, и есть ответ. В Иране сборники Хафиза почитаются едва ли не так же, как Коран. Книги поэта имеются в каждом доме и зачастую передаются из поколения в поколение. Некоторые почитатели мистика отвозят томики на его могилу, чтобы придать сборникам магическую силу. А потом ставят книги как украшение на праздничный стол во время Ялды и Навруза.

Еще один знаменитый литературный атрибут иранских праздников – томик Фердоси. “Шахнаме” — сборник персидского эпоса, с которым знаком каждый ребенок. По праздникам на книге Фердоси не гадают, а читают отдельные истории с ее страниц. Вообще, в иранской поэзии принято использовать название праздника, как нечто долгое, темное, тяжелое. Например, поэт может сравнить с Ялдой длинные черные волосы красавцы. В более глубоком плане этот день может являться олицетворением тоски и душевных переживаний. Поэт Саади писал в своём Бустане: «Настоящее утро не придёт, пока не закончится ночь Ялда».

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG