Народные промыслы Ирана и их значение

Содержание

10 июня отмечается Всемирный день ремёсел. Этот праздник посвящён изделиям ручной работы, ценность которых невозможно оценить в валюте или любом другом материальном эквиваленте. Народные ремёсла играют важную роль в культурном наследии страны, так как они являются отражением истории, традиций и мастерства народа. Иран издавна славился во всем мире своими уникальными народными промыслами и ремёслами. В стране действует особое государственное ведомство – Организация культурного наследия, народных промыслов и туризма Ирана, занятое сохранением и развитием народного искусства. Согласно данным этого органа сегодня в Иране в сфере народных промыслов в общей сложности занято около 7,5 млн человек. От изысканных ковров до изящных миниатюрных картин – каждое изделие иранского ремесла рассказывает свою историю, связывая с яркой историей страны и демонстрируя замечательное мастерство ее создателей. Изделия иранских народных мастеров пользуются огромным спросом у туристов и гостей Ирана, а также являются неотъемлемой частью быта самих иранцев.

Иранские ремесла могли исчезнуть

В середине XIX века многие персидские ремесла пострадали от разрушительного экономического воздействия европейских импортных товаров, которые массово хлынули на иранский рынок. Чтобы традиция народных промыслов и ремесел не прервалась, вмешались персидские реформаторы. При Насер-ад-Дин Шахе (1848-1896 г) Мирза Таки Хан Амир Кабир основал ряд государственных фабрик по производству военной формы, тканей, керамики, стеклянной посуды, экипажей и различных предметов военного и бытового использования. В  1851 году он также основал Дар аль-Фонун – Политехническую школу в Тегеране по западным моделям. Обученные там художники сыграли центральную роль в возрождении ремесел в Персии. К концу века группа священнослужителей и купцов, таких как Маджд аль-Ислам Кермани, Сайед Джамал-ад-Дин Ванех Исфахани, Мирза Наср-Аллах Малек-аль-Мотакаллемин и Хадж Мохаммад-Хосайн Казеруни, основали Восточную ассоциацию и Исламскую ассоциацию для продвижения потребления местных продуктов. В 1898 году ведущими купцами Исфахана была основана коммерческая фирма Шеркат-е эсламия дл производства и продажи местных тканей ручной работы.

Правительственная поддержка иранских ремесел

В 1930-х годах Реза-шах Пехлеви, пытаясь сохранить и поощрять местное производство текстиля и других изделий ручной работы, основал школы традиционных ремесел в крупных городах по всей Персии, включая медресе Шанат-e Иран ва Алман в Тегеране. Акцент на народные промыслы, ручную работу и персидские традиции получил новый импульс в 1960-х годах, когда персидские студенты-художники, получившие образование за границей, начали возвращаться домой и сознательно стремились возродить некоторые стили и техники прошлого. Поначалу существовала тенденция точно копировать старые модели, но со временем более творческий подход к традициям привел к созданию современных решений.

Королева Фарах Пехлеве в тиаре из иранской бирюзы и платье с традиционной вышивкой 

Придворное покровительство сыграло важную роль в возрождении иранских народных промыслов. Например, в 1975 г. королева Фарах учредила награду за выдающиеся достижения в области ремесел и способствовала продвижению местных ремесел, появляясь на публике в тканях и аксессуарах персидского производства.

В Тегеране ремесла коммерчески продвигались на ряде рынков среди ценителей традиционных изделий, туристов, обычных местных покупателей и иностранных импортеров. Крупная выставка персидских ремесленных изделий прошла в замке-музее Вакаяма в Японии в 1963 году. На ней были представлены расписная керамика, ткани с вышивкой ручной работы, седельные сумки, банные рукавицы кисайе хаммам, ковры ручной работы и другие персидские изделия, получившие широкую огласку не только в Японии, но и в других странах. На этой волне Помощница генерального секретаря Женской организации Ирана Фарангис Яганеги заручилась поддержкой правительства и смогла создать Организацию ремесленников Ирана (Сазман-е санайе дасти). В тот период 70 процентов доходов от экспорта ковров в Японию приходилось на шелковые ковры, произведенные в Куме. В ответ на международный и преимущественно японский спрос на прекрасное мастерство, классический дизайн и авторские изделия качество кумских ковров возросло многократно. Значительный спрос был на гобеленовые килимы, стекло и керамику минакари из Исфахана.

Иранские ремесла после исламской революции

После Исламской революции 1978 года новое иранское правительство запретило экспорт изделий народного промысла и даже ковров в рамках общей политики, призванной контролировать “вывоз богатств” из страны. Хотя в середине 1980-х годов ограниченный экспорт ковров в Европу и Японию был частично восстановлен благодаря бартерному соглашению на на ограниченный импорт, полноценный легальный экспорт на основе банковских переводов по рыночным обменным курсам был возобновлен только в 1990 году.

С другой стороны, ограничения на импорт способствовали возрождению промышленности каламкаров. Эта традиция изготовления тканей с набивным рисунком не ограничивалась изготовлением скатертей, штор и покрывал. В репортажах японского телевидения об исфаханском базаре в середине 1980-х годов было показано большое количество тканей и готовых платьев «исламского покроя». Основной фирмой, занимающейся этим производством, до сих пор является Шеркат-е читсаз. Большие количества изделий в технике каламкари в настоящее время отправляются в Европу и Японию.

Тем не менее Исламская революция 1978 года спровоцировала отъезд многих наиболее оригинальных и высококвалифицированных мастеров из Ирана. Это вызвало серьезный перелом во многих ремесленных традициях страны. В настоящее время правительство, в основном по экономическим причинам, например, по созданию рабочих мест, предпринимает усилия по восстановлению ремесленного производства на дореволюционный уровень, и этому способствуют и частные предприниматели. Наибольший успех был достигнут в Тегеране, Исфахане, Ширазе, Мешхеде и в провинции Гилан, которую летом посещает множество туристов.

Главные иранские ремесла

Исторически текстиль, будь то домашнее производство, работа по контракту или фабричное производство, были, вероятно, наиболее важными ремесленными изделиями Персии. Персидские ковры и традиционные ткани повсеместно использовались для изготовления мебели, одежды, а в культурной среде у них было еще более важное значение т.к., например, по качеству ковров в доме определялся общественный статус, их до сих пор используют в качестве приданого или дорогого статусного подарка.

Текстильные промыслы

Ткани терме

Ткани терме имееют большое значение в иранской культуре. В далеком прошлом из этой ткани изготавливалась одежда для зороастрийских жрецов. Позднее уже во времена Персидской Империи из терме делали парадные одежды знати, гобелены и занавеси. Сегодня терме до сих пор считается дорогим и особым подарком. Покрывала и скатерти терме часто дарят на свадьбах, ими накрывают столы во время официальных мероприятий или на Хафт Син – особый стол во время празднования Навруза (иранского нового года). Ткачество терме стало популярным в ранний период Сефевидов в Исфахане, а его выдающееся развитие произошло во время правления шаха Аббаса. Одним из распространенных узоров, применяемых в тканях терме, до сих пор остается голджам, иногда называемый “цветком Шаха Аббаса”. Другой распространенный узор на терме – пейсли или по-ирански – кипарис. Иранцы с древних времен почитают кипарисы, поскольку они символизируют настойчивость и стойкость перед лицом трудностей.

Помимо ковров и каламкаров в середине 20 века в Иране процветало несколько других важных текстильных ремесел. Одним из них является производство калахи – головных платков, окрашенных методом батика. Эта техника была завезена из России и до 1964 г. в Иране было очень много больших головных платков из искусственного шелка с желтыми или оранжевыми узорами на черном фоне, очень похожими на русский павловопосадский платок.

Иранская вышивка

Иранская вышивка патех-дузи

Некоторые районы Ирана известны своими традиционными вышивками. Например племена белуджи, сангесари и курды специализируются на геометрических вышивках крестиком, полностью или почти полностью покрывающих основную ткань. В Гиляне и мужчины, и женщины вышивают рашти-дузи – узоры на шерстяной фланели тамбурным швом с помощью крючка. В Кермане вышивают гладью пате-дузи и сельсела-дузи. В Тегеране и других городских районах несколько женщин до сих пор вышивают роскошные ткани золотыми блестками – пулак-дузи, полосками металлической фольги – накда-дузи, серебряной нитью – малила-дузи, жемчугом – морварид-дузи и маленькими полудрагоценными камнями и биссером – санг-дузи.

Иранская керамика

Уникальной характеристикой персидской керамики ручной работы, которую делают сегодняшние мастера, это тщательное и скурпулезное повторение почти всего технологического процесса, который известен сегодня благодаря историческим исследованиям и археологическим находкам. В этом смысле современный Иран – живой музей истории древнеперсидской керамики. Вероятно, самая ранняя техника, которая до сих пор используется в мире, встречается у кочевников-белуджей вокруг Калпоргана. Керамические изделия из местной красной глины изготавливаются женщинами вручную на примитивном гончарном круге, который приводится в движение жгутом. Получившуюся керамику обжигают на открытом огне, из-за чего она приобретает черный матовый цвет. Готовая керамика белуджи очень напоминает изделия V-II тысячелетий до нашей эры, раскопанные в окрестностях.

Интересно, что несмотря на многовековую историю керамики в Иране, эти изделия практически не поставлялись на экспорт. Например, после нашумевшей выставки в Японии, в эту страну экспортировалось небольшое количество посуды с бирюзовой глазурью из иранского города Йезд. Эта посуда была пористой, хрупкой и сугубо декоративной, что не пользовалось глобальным спросом. В Европе же вовсе сочли иранскую керамику недостаточно качественной. Тем не менее, с момента Исламской революции и основания Исламской Республики многие печи для обжига керамики стали процветать – для многочисленных новых мечетей требовалось огромное количество знаменитой иранской глазурованной плитки. От красочных цветочных мотивов до замысловатых узоров арабески иранские гончары создают уникальные и эстетически привлекательные керамические изделия. Например, знаменитая голубая плитка мечетей Исфахана демонстрирует тонкую работу, связанную с созданием сложной каллиграфии и геометрических узоров на керамических поверхностях. Такие города, как Нишапур, Хамадан и Исфахан, известны своими богатыми керамическими традициями. Путешественники могут посетить гончарные мастерские, стать свидетелями тонкого процесса производства керамики и даже попробовать свои силы в создании собственной керамики под руководством опытных мастеров.

Обработка металла

Иранская работа по металлу – это навык, который практиковался на протяжении тысячелетий. Замысловатый дизайн и мелкие детали декоративных предметов из меди и латуни, таких как подносы, фонари и посуда, подчеркивают уровень опыта, которым обладают иранские мастера по металлу. В 20-м веке Шираз был крупным центром обработки серебра и изготовления серебряных изделий, украшенных комбинации тисненых и гравированных рисунков, часто включающих мотивы из близлежащего Персеполя. Луженая медь производилась в ряде иранских городов, но медные изделия с резными рисунками были характерны только для Исфахана

Галамзани – это искусство персидской обработки металла и гравюры, характеризующееся тонкими, но детализированными узорами. Мастера этого вида искусства умело гравируют сложные декоративные узоры на различных металлах, таких как серебро, медь и латунь, демонстрируя вневременную красоту иранских изделий из металла.

Изделия из дерева

Хотя некоторые части прикаспийских провинций Ирана покрыты густыми лесами, на центральном Персидском плато деревьев мало. Во многих частях Древней Персии древесина была настолько ценна, что дверные косяки, перемычки и балки крыш в случае землетрясения или простого переезда снимались и переносились на новое место. Древесина фруктовых и ореховых деревьев (персик, груша, орех, миндаль), а также бука, тополя и ивы используется для изготовления предметов интерьера – шкафов, сундуков, оснований для диванов-софре и другой мебели. Мягкие породы древесины используются для изготовления изящных предметов и особенно для резьбы печатных штампов для тканей каламкари, а так же для изготовления посуды для подачи дуга (иранского йогурта) и морсов.

Самый известный тип персидской инкрустации по дереву – хатам-кари – был фирменным искусством Шираза в 20 веке. Полоски кости и редкой древесины склеены в пучки, а затем каждый пучок нарезается горизонтально, чтобы получить множество тонких звезд и других фигур, которые мозаичным узором наклеиваются на мебель и небольшие предметы интерьера.  Это изящное ремесло часто используется для украшения поверхности стола, шкатулок для драгоценностей и небольших декоративных предметов, демонстрирующих красоту персидской геометрии и симметрии.

Каждое изделие иранских ремесел рассказывает свою историю, связывая нас с историей страны и демонстрируя великое мастерство ее ремесленников. Эти вневременные объекты продолжают оставаться ценными достопримечательностями для иностранных туристов, желающих изучить нематериальное наследие древней земли. Если вы хотите привезти сувенир из Ирана, выбирайте изделия местных мастеров. В них вложено не просто много труда, но искусство и технологии целых поколений. Тарелочка минакари, скатерть терме, кувшин с натуральной бирюзой в технике фирузе куби или сервировочное блюдо галамзани станут необычными подарками с историей, которые будут храниться в вашей семье и передаваться из поколения в поколение.

Add Your Heading Text Here

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Telegram
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG