Айна-Кари — это декоративного искусства и один из вариантов оформления интерьеров при помощи зеркальной мозаики. Иранские художники разрезали зеркала на ровные фигуры и составляли их них сложные геометрические мозаики. Часть зеркал тонировалась, часть покрывалась цветочными узорами и каллиграфическими надписями. В результате получалось сложное зеркальное панно из многочисленных зеркальных граней, отражающее свет и сияющее н солнце.
Как зеркала появились в Иране?
Техника изготовления зеркал не была секретом для Древней Персии. Самые первые и самые древние зеркала изготавливали из листовой бронзы, меди и серебра, тщательно полируя поверхность. В начале 13 века в Иране появились вогнутые зеркала. Мастера-стеклодувы выдували сферу, внутрь которой заливали расплавленное олово. Металл растекался по поверхности, застывал и тогда сферу разбивали, а осколки использовали в качестве первых зеркал. Их отражающая способность была гораздо выше, чем у полированного металла. Но отражение было искажено из-за вогнутой поверхности зеркала.
Технологию по изготовлению плоских зеркал с оловянной и серебряной амальгамой запатентовали и монополизировали братья Данзало дель Галло. У них была лучшая отражающая поверхность и их можно было изготавливать практически любых размеров. Но цена за небольшое зеркало 60 х 100 см могло достигать стоимости небольшого торгового судна. Покупать и везти их в Иран было бы сущим расточительством. Поэтому в конце 16 века иранский Шах Аббас Великий в рамках своей дипломатической миссии по странам Европы пригласил в Иран венецианских мастеров, которые научили персов делать свои зеркала.
Мистическое значение зеркал в Иране
К зеркалам у иранцев всегда было особое отношение. Изначально они были оберегом для мужчин. Маленькие металлические зеркала воины брали на битву, считая, что они отразят смерть. Позднее на территории Древней Персии распространилась религия зороастризма, а вместе с ней обряды и ритуалы, связанные с зеркалами.
Свадебные зеркала
Самым популярным были свадебные церемониальные зеркала. Зеркало и два канделябра обязательно приносили в дом невесты, символизируя свет и огонь – два очень важных элемента в зороастрийской религии. Даже сегодня на иранских свадьбах обязательно присутствует зеркало, символизирующее судьбу, а две свечи по бокам от него – возлюбленных и их яркую будущую жизнь. Более древняя зороастрийская трактовка свечей – это ангелы, охраняющие жизнь жениха и невесты.
По традиции во время свадебной церемонии жених и невеста должны войти в комнату через две противоположные двери. Но им нельзя смотреть друг на друга прямо – “дурной глаз”. Вместо этого они должны смотреть друг на друга через зеркало, что является символом истинного видения друг друга.
Карманные зеркала
В 17 веке зеркала были своеобразным талисманом и даже карманной “иконой”. Для небольших прямоугольных зеркал изготавливали футляры-книжки из дерева, кости и папье маше. Снаружи они были расписаны в традиционном стиле персидской миниатюры, а внутри с одной стороны было зеркало в красивой раме и, например, любимые персидские стихи или изображение имама Али.
«Роза символизировала совершенство, красоту и элегантность, а птица (соловей) олицетворяла человеческий дух в персидской мистике. Вместе пара выступала метафорой любимого и любимой. Эта любовь могла быть как земной, так и божественной, символизируя стремление души к соединению с Богом»
В этом футляре зеркало не сохранилось. Внутри теперь находится страница «Книги царей» Шахнаме Фирдоуси. Стихотворение, вероятно, было добавлено за пределами Персии, поскольку по отношению к оформлению футляра оно перевернуто.
Зеркало на хафт син
Иранский Новый год — Навруз — еще один древний зороастрийский праздник, который отмечают в Иране по сей день. Его празднуют не в декабре, а 20 марта, весной, в день весеннего равноденствия, когд планета начинает свой новый планетарный цикл вокруг солнца.
Вместо елки иранцы наряжают хафт син – особый стол, на котором расставляю символические предметы. Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы ﺱ — «син», пятнадцатой буквы персидского алфавита. Среди них пророщенные ростки пшеницы, яблоки, чеснок, хлебный пудинг, книга стихов Хафиза, гицинты и – зеркало. У каждого предмета свое значение. Зеркало символизирует чистоту, искренность и отражение человеческой судьбы.
Зеркальная мозаика в иранской архитектуре
Доподлинно неизвестно, когда появилась техника аина кари. Но некоторые исследователи связывают первое появление зеркального искусства в иранской архитектуре с украшением крыльца дома шаха Тахмасиба Сефевида (1524-1576 гг. н.э.) в Казвине.
После переноса столицы из Казвина в Исфахан в 1599 году зеркальный декор появился во дворце Ашрафа, город Бехшахр. В 137 шахских дворцах и резиденциях Исфахана использована зеркальная мозаика. Одним из самых впечатляющих, но к сожалению не сохранившийся до наших дней, был дворец, известный как Зеркальный дом. Открытая колонада с видом на реку Заянде пропускала в зеркальный зал огромное количество света. А в больших зеркалах на стенах и потолке отражались воды реки, деревья и берег, перенося гостей зала словно бы в другой мир.
Зеркала использованы в похожем, но более скромном дворце Чехель Сотон (Сорок Колонн). В нем длинные зеркала, зеркальная мозаика и цветное стекло используются для украшения потолка, парадной террасы и зала приемов. Все 20 колонн крыльца также украшены цветным стеклом и зеркалами.
Искусство украшения парадных залов зеркалами развиваться в эпоху Сефевидов и достигло своего апогея в эпоху правления династии Каджаров. В этот период были созданы знаменитый Талар и Айне – “Зеркальный зал” во дворце Голестан в Тегеране и многие другие уголки шахского дворца были украшены зеркальной мозаикой. Насер ад-Дин Шах любил выходить на один из таких зеркальных балконов в лучах солнечного света и многочисленных солнечных зайчиков. Для придворных, собиравшихся в саду внизу, такой выход был сравним разве что с явлением божества.
Следуя примеру шаха, моду на зеркальные мозаики подхватили видные государственные деятили, знать и купечество. В своих традиционных домах они стали устраивать талар-э аайне (“зеркальные комнаты”) и украшать зеркалами шахнешин – парадные гостиные.
В ранних зеркальных комнатах большие зеркала просто устанавливали на стены, но к 17 веку оформление стало куда сложнее и изысканнее. Зеркальную мозаику аина кари дополняла тонкая рельефная штукатурка и гипсовая лепнина, зеркала украшались тонировкой и росписью, из маленьких зеркальных плиток выкладывали не только панно, но и мукарны – сотовые своды.
Интересно, что по-своему развивалось украшение зеркалами помещений в иранском городе Исфахане. Здесь для парадных гостиных шахнешин использовались фрески и картины, а зеркала служили лишь дополнительным способом акцентировать на них внимание.
Зеркальная мозаика в иранских мечетях
Но как бы не любили иранские шахи украшать мозаиками аина кари, как бы не копировали зеркальные комнаты богатые купцы и видные деятели, больше всего зеркальная мозаика использовалась в строительстве мечетей и мавзолеев. Зеркала, бывшие языческим атрибутом зороастризма, стали глубокой мистической метафорой в исламе.
С помощью зеркал и отражения себя в множестве мельчайших деталек мозаики верующие должны были постичь Истину, Творение и проявление множественности из единства. Эйнол Гозат Хамедани считал, что только через зеркала можно осознать и изучить божественную красоту и величие
“Увы! Вы не понимаете, что я имею в виду. Бог есть свет небес и земли. Красоту пророка Мухаммеда можно увидеть только в зеркале, иначе ваши глаза бы сгорели. С помощью зеркала можно постоянно изучать красоту солнца, а поскольку без зеркала невозможно увидеть возлюбленную, ее следует видеть под покрывалом. Любовь обречена быть сокрытой, а зеркало — не что иное, как величие Бога»
Зеркальной мозаикой украшены самые почитаемые святыни в Иране – Мавзолей имама Резы в Мешехде, Мавзолей Фатимы Масуме в Куме, мавзолей Шах Черах в Ширазе и многие другие мечети и усыпальницы.
Зеркальный мавзолей Шах Черах
«Шах-Черах» по-персидски означает «Царь Света». И, когда вы окажитесь внутри, то сразу поймете, откуда пошло название. Довольно скромное оформление мечети снаружи с лихвой компенсирует внутреннее убранство.
Все внутренние помещения оформлены зеркальной мозаикой, витражами и серебряными пластинами. Многоярусные хрустальные люстры создают игру света, от которой перехватывает дыхание. Залы переливаются тысячами оттенков, солнечных зайчиков и разноцветными бликами витражей.
1 thought on “Аина кари – зеркальная мозаика в Иране”
гость
Нереальная красота! Видели такие зеркальные залы и потолки в Тегеране во дворце Гулестан. Впечатление невероятное!