Фестиваль Саде: один из древних иранских фестивалей

Содержание

С 30 января иранцы празднуют Праздник Саде — сохранившаяся древняя традиция зороастрийцев в Иране.«Саде» – один из самых древних зороастрийских праздников, который вот уже несколько тысячелетий отмечается на 10-ю ночь месяца Бахман или 30 января по григорианскому календарю.

По традиции этого праздника местных жители собираются вместе, подготавливают в большом количестве дрова, разжигают костер, вокруг которого собирается народ, а зороастрийские священнослужители — мубады – проводят вокруг огня особый ритуал. Люди празднуют и веселятся до глубокой ночи, в этот вечер проводятся чтения «Шахнаме», а представители зороастрийской веры произносят молитвы.

Для древних персов 10-й день месяца Бахман (примерно 30 января) был днем ​​особой важности: днем ​​радости, волнений и священных ритуалов. Перед восходом солнца иранцы собирались на высоких горах или на крышах своих домов и разжигали огромные костры, отмечая самый важный иранский праздник – фестиваль Саде. Но в чем важность 10-го дня Бахмана? И каково было значение фестиваля Саде? Чтобы понять эти моменты, нам следует вернуться немного назад в историю. На самом деле фестиваль Саде был одной из крупнейших коллективных церемоний в Иране, которая уходит корнями в древнюю религию – зороастризм.

История названия праздника

Слово «сад» по-персидски означает «сто». Некоторые историки полагают, что Ардашир I, первый царь Сасанидов, был человеком, который основал фестиваль Саде и традицию празднования 10-го числа Бахмана. Они утверждают, что от 10-го бахмана до конца зимы проходит 50 дней и 50 ночей и по этой причине праздник получил название «Саде».

Кроме того, другие историки утверждают, что число детей Кейумара, первого иранского царя мифической династии Пишдадиев, или детей Маши и Машиане, древнеперсидских эквивалентов Адама и Евы, достигло 100 10-го числа бахмана. Поэтому для названия этого дня и церемонии, проводимой в этот день, было выбрано слово Саде.

В других источниках упоминается, что с 10-го числа Бахмана до конца зимы и начала весны и персидского Нового года НовРуз проходит 50 дней и 50 ночей, но древние персы открыли в этот день огонь, и с тех пор ночи были такими же светлыми, как дни.

Кроме того, если вы знакомы с культурой Ирана и древней Персии, вы, возможно, знаете, что в Иране в 40-ю ночь зимы проводится большой праздник, который называется Ночь Ялда или Челе Бозорг (“челле” на фарси означает «сорок»). Причина празднования Ночи Ялда состоит в том, что зороастрийские персы верили, что Митра, божество света, родилась в эту ночь, чтобы сражаться с Ариманом, богом тьмы.

А 10-е число бахмана, которое отделено от Хелле Бозорга промежутком в сорок дней и известное как Шелле Кучак, было священным днем ​​для зороастрийцев древней Персии. Почему? Потому что верили, что в этот день был открыт огонь и его открытие помогло Митре в борьбе с темным миром. Именно поэтому фестиваль Саде отмечают с песнями и хороводами вокруг огромных костров.

Фестиваль Саде в персидской культуре

Фирдоуси в своей эпической книге под названием «Шахнаме» или «Книга царей» упоминает, что огонь был впервые обнаружен 10-го числа бахмана. История, рассказанная в «Шахнаме», выглядит так: Хушанг, один из мифических царей Пишдади, проводил некоторое время в горах. Однажды, прогуливаясь, он наткнулся на большую змею. Испугавшись, он бросил камень, чтобы отогнать злую змею. Однако это незначительное событие привело к одному из важнейших открытий в истории человечества. Когда брошенный камень ударился о другие камни на земле, возникла искра и возник огонь.

Другая эпическая история гласит, что Ферейдун победил злого короля Захака 10-го числа Бахмана, вернув в мир справедливость. В то же время, поскольку люди избавились от этого великого угнетателя, питавшегося мозгами молодых иранцев, они организовали большие партии по всему Ирану. И традиция празднования 10-го Бахмана продолжается до наших дней.

Фестиваль Саде в современном Иране

В мусульманский период этот праздник отошел на второй план, но традиции праздника Саде все еще чтят во многих регионах Ирана, так как он имеет не религиозные, а исторические корни.

С 4 по 9 декабря 2023 года в городе Касан, Республика Ботсвана, прошла 18-ая сессия Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия. На сессии праздник “Саде”, как 24-ый объект нематериального культурного наследия Ирана был включен в список нематериального культурного наследия.

В настоящее время фестиваль Саде отмечают зороастрийцы Тегерана, Исфахана, Шираза, Ахваза, Йезда, Мейбода и Ардакана. Однако, чтобы ощутить тепло, свет и благо, исходящие от огня, лучше оказаться в Кермане и сопровождать зороастрийцев этого древнего города. В садах «Бедак Абад» ежегодно проводится церемония, по праву считающаяся крупнейшим праздником огня в мире.

Как празднуют Саде в Иране

Зороастрийцев часто называют огнепоклонниками. В огне последователи зороастризма видят проявление света – а, значит, и бога. Огонь в некоторых храмах в Иране горит уже не одно столетие.

Традиция с размахом жечь костры в Иране также существует с древности. Праздник огня под названием Саде отмечается вечером 30 января. Зороастрийцы выходят на улицы, разводят огонь и благодарят бога за спасение людей от мороза и холода. Кроме того, считается, что в этот день зима начинает уступать место теплу.

Праздник Саде является одним из древнейших праздников древних иранцев, который в самое холодное время года был символом света, надежды, счастья и весеннего обновления. Саде – пионер весны, а в иранской культуре весна – символ нового рождения души и тела человека, его нравственного, духовного и естественного возрождения и надежды на будущее.

Саде – это праздник сотрудничества и солидарности людей. В этом древнем празднике принимают участие люди всех национальностей и религий. Праздник сопровождается организацией церемонии зажжения огня и кружения вокруг него, проведением религиозной церемонии, чтением рассказов, чтением Шахнаме, пением и музыкой, приемом и угощением гостей специальными и ритуальными блюдами и хлебом, сладостями, фруктами и закусками.

Подготовка к празднику начинается за несколько дней. К девятому дню дрова Саде собирают в отведенном для них месте, потому что предстоит зажечь большой костер. С приближением заката два зороастрийских священника в специальной одежде с четырех сторон разжигают большой костёр, над подготовкой которого весь народ трудился несколько дней. Пламя оживает под крики ликования людей и горит всю ночь, прежде чем угаснуть к утру. Раньше после окончания праздника фермеры приносили горсть пепла священного костра на свои поля в знак окончания холодной зимы. Тем самым они сообщали своей земле о начале теплой погоды, чтобы та начала пробуждаться к новой весне.

Add Your Heading Text Here

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Telegram
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG