Фестиваль Саде: один из древних иранских фестивалей

Содержание

С 30 января иранцы празднуют Праздник Саде — сохранившаяся древняя традиция зороастрийцев в Иране.«Саде» – один из самых древних зороастрийских праздников, который вот уже несколько тысячелетий отмечается на 10-ю ночь месяца Бахман или 30 января по григорианскому календарю.

По традиции этого праздника местных жители собираются вместе, подготавливают в большом количестве дрова, разжигают костер, вокруг которого собирается народ, а зороастрийские священнослужители — мубады – проводят вокруг огня особый ритуал. Люди празднуют и веселятся до глубокой ночи, в этот вечер проводятся чтения «Шахнаме», а представители зороастрийской веры произносят молитвы.

Для древних персов 10-й день месяца Бахман (примерно 30 января) был днем ​​особой важности: днем ​​радости, волнений и священных ритуалов. Перед восходом солнца иранцы собирались на высоких горах или на крышах своих домов и разжигали огромные костры, отмечая самый важный иранский праздник – фестиваль Саде. Но в чем важность 10-го дня Бахмана? И каково было значение фестиваля Саде? Чтобы понять эти моменты, нам следует вернуться немного назад в историю. На самом деле фестиваль Саде был одной из крупнейших коллективных церемоний в Иране, которая уходит корнями в древнюю религию – зороастризм.

История названия праздника

Слово «сад» по-персидски означает «сто». Некоторые историки полагают, что Ардашир I, первый царь Сасанидов, был человеком, который основал фестиваль Саде и традицию празднования 10-го числа Бахмана. Они утверждают, что от 10-го бахмана до конца зимы проходит 50 дней и 50 ночей и по этой причине праздник получил название «Саде».

Кроме того, другие историки утверждают, что число детей Кейумара, первого иранского царя мифической династии Пишдадиев, или детей Маши и Машиане, древнеперсидских эквивалентов Адама и Евы, достигло 100 10-го числа бахмана. Поэтому для названия этого дня и церемонии, проводимой в этот день, было выбрано слово Саде.

В других источниках упоминается, что с 10-го числа Бахмана до конца зимы и начала весны и персидского Нового года НовРуз проходит 50 дней и 50 ночей, но древние персы открыли в этот день огонь, и с тех пор ночи были такими же светлыми, как дни.

Кроме того, если вы знакомы с культурой Ирана и древней Персии, вы, возможно, знаете, что в Иране в 40-ю ночь зимы проводится большой праздник, который называется Ночь Ялда или Челе Бозорг (“челле” на фарси означает «сорок»). Причина празднования Ночи Ялда состоит в том, что зороастрийские персы верили, что Митра, божество света, родилась в эту ночь, чтобы сражаться с Ариманом, богом тьмы.

А 10-е число бахмана, которое отделено от Хелле Бозорга промежутком в сорок дней и известное как Шелле Кучак, было священным днем ​​для зороастрийцев древней Персии. Почему? Потому что верили, что в этот день был открыт огонь и его открытие помогло Митре в борьбе с темным миром. Именно поэтому фестиваль Саде отмечают с песнями и хороводами вокруг огромных костров.

Фестиваль Саде в персидской культуре

Фирдоуси в своей эпической книге под названием «Шахнаме» или «Книга царей» упоминает, что огонь был впервые обнаружен 10-го числа бахмана. История, рассказанная в «Шахнаме», выглядит так: Хушанг, один из мифических царей Пишдади, проводил некоторое время в горах. Однажды, прогуливаясь, он наткнулся на большую змею. Испугавшись, он бросил камень, чтобы отогнать злую змею. Однако это незначительное событие привело к одному из важнейших открытий в истории человечества. Когда брошенный камень ударился о другие камни на земле, возникла искра и возник огонь.

Другая эпическая история гласит, что Ферейдун победил злого короля Захака 10-го числа Бахмана, вернув в мир справедливость. В то же время, поскольку люди избавились от этого великого угнетателя, питавшегося мозгами молодых иранцев, они организовали большие партии по всему Ирану. И традиция празднования 10-го Бахмана продолжается до наших дней.

Фестиваль Саде в современном Иране

В мусульманский период этот праздник отошел на второй план, но традиции праздника Саде все еще чтят во многих регионах Ирана, так как он имеет не религиозные, а исторические корни.

С 4 по 9 декабря 2023 года в городе Касан, Республика Ботсвана, прошла 18-ая сессия Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия. На сессии праздник “Саде”, как 24-ый объект нематериального культурного наследия Ирана был включен в список нематериального культурного наследия.

В настоящее время фестиваль Саде отмечают зороастрийцы Тегерана, Исфахана, Шираза, Ахваза, Йезда, Мейбода и Ардакана. Однако, чтобы ощутить тепло, свет и благо, исходящие от огня, лучше оказаться в Кермане и сопровождать зороастрийцев этого древнего города. В садах «Бедак Абад» ежегодно проводится церемония, по праву считающаяся крупнейшим праздником огня в мире.

Как празднуют Саде в Иране

Зороастрийцев часто называют огнепоклонниками. В огне последователи зороастризма видят проявление света – а, значит, и бога. Огонь в некоторых храмах в Иране горит уже не одно столетие.

Традиция с размахом жечь костры в Иране также существует с древности. Праздник огня под названием Саде отмечается вечером 30 января. Зороастрийцы выходят на улицы, разводят огонь и благодарят бога за спасение людей от мороза и холода. Кроме того, считается, что в этот день зима начинает уступать место теплу.

Праздник Саде является одним из древнейших праздников древних иранцев, который в самое холодное время года был символом света, надежды, счастья и весеннего обновления. Саде – пионер весны, а в иранской культуре весна – символ нового рождения души и тела человека, его нравственного, духовного и естественного возрождения и надежды на будущее.

Саде – это праздник сотрудничества и солидарности людей. В этом древнем празднике принимают участие люди всех национальностей и религий. Праздник сопровождается организацией церемонии зажжения огня и кружения вокруг него, проведением религиозной церемонии, чтением рассказов, чтением Шахнаме, пением и музыкой, приемом и угощением гостей специальными и ритуальными блюдами и хлебом, сладостями, фруктами и закусками.

Подготовка к празднику начинается за несколько дней. К девятому дню дрова Саде собирают в отведенном для них месте, потому что предстоит зажечь большой костер. С приближением заката два зороастрийских священника в специальной одежде с четырех сторон разжигают большой костёр, над подготовкой которого весь народ трудился несколько дней. Пламя оживает под крики ликования людей и горит всю ночь, прежде чем угаснуть к утру. Раньше после окончания праздника фермеры приносили горсть пепла священного костра на свои поля в знак окончания холодной зимы. Тем самым они сообщали своей земле о начале теплой погоды, чтобы та начала пробуждаться к новой весне.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG