Джашн-э Тирган – иранский праздник середины лета

Содержание

Иранская культура тесно переплетена с традициями Древней Персии. В современном Иране отмечают множество старинных праздников и ритуалов, которые уходят своими корнями в зороастризм, например общенациональный праздник Навруз (иранский новый год), огненный фестиваль Саде или традиция отмечать Шаб-е Ялда – самую длинную ночь года. Но кроме этих праздников есть еще многие, о которых мало кто знает за пределами Ирана. Одна из таких старинных церемоний – праздник Тирган, праздник дождя и середины лета. Он отмечаемый ежегодно 13 Тира (2, 3 или 4 июля) в разных регионах страны, но больше всего в провинциях Мазендеран и Хорасан. Тирган – четвертый древний иранский праздник времен года, наряду с Наврузом (весной), Ялдой (зимой) и Мехреганом (осенью).

Чтобы прочитать о других фестивалях, перейдите по этим ссылкам:

  • Навруз – праздник весны и возрождения
  • Ялда – праздник Зимы и победы Света над Тьмой
  • Мехреган – праздник осени: природа, любовь и дружба

Тиштрия – бог благодатного дождя

На современном персидском языке “Тир”, “Тиштар” на среднеперсидском языке или “Тиштрия”, как упомянуто в Авесте – это зороастрийское доброжелательное божество, связанное с приносящими жизнь ливнями и плодородием. Ему посвящён один из поздних гимнов Авесты – «Тиштр Яшт» (Tištar Yašt). В этом гимне Тиштрия участвует в космической борьбе против демона Апаоши, приносящего засуху. Его имя буквально означает «безводье» или «обезвоживание». Согласно мифу, в облике чисто-белого коня с золотыми ушами и уздечкой бог сражался с демоном, который, напротив, принял форму страшного чёрного коня. Апаоша почти одержал верх над Тиштрией, который был ослаблен из-за отсутствия достаточного количества чистой людской веры. Но вмешался Создатель – Ахура Мазда, который сам принес жертву Тиштрии, и, вдохновленный силой этой жертвой, Тиштрия смог победить Апаошу. Дожди оросили иссохшие поля и пастбища.

Дожди Тиштри – это еще и очистительные дожди, которые омывают мир от храфстры – вредоносных существ, заполонивших благой мир после вторжения в него злокозненного Ахримана. Благословенные воды очистительного дождя, возвращают земле плодородие, освобождают ее от змей, крыс, скорпионов, насекомых, ядовитых пауков и прочих гадов, отравляющих существование человека. Восстановление утраченной гармонии, очищение и преображение мира – таковы сакральные функции бога Тиштрии.

Символ Тиштрии – звезда Сириус. Это ярчайшая звезда неба в созвездии Большого Пса, восхода которой ждали египтяне, вавилоняне и древние персы в надежде на окончание засухи и возрождение жизни на испепелённой солнцем земле. Интересно, что Сириус (“шиара” по-арабски) единственная священная звезда, упомянутая в мусульманском Коране (53:49). Тиштрия – божество, которое сражается с паириками, «плохими феями», которых древние персы отожествляли с падающими звездами. Зороастрийцы верили, что на просторах мироздания идет вселенская битва между добром и злом, в которой принимают участие два воинства. По одну сторону стоят неподвижные звезды, символизирующие незыблемость первозданного неба, сотворенного Господом. По другую же сторону – бесчисленный космический мусор: астероиды, метеоры и прочие «падающие звезды», которые согласно авестийской космологии своим непредсказуемым движением вносят хаос в статичный мир звезд, выступая на стороне Ахримана в деле разрушения изначальной гармонии.

Легенда о лучнике Араше

Страна кочевников – Туран – страдала от засухи, поэтому все его население снялось с обжитых мест и вторглось в Иран. Войска иранского царя Манучехры были разбиты царем кочевых племен Афрасиябом в районе сегодняшней провинции Мазандаран. Иранский царь хотел защитить свою страну от туранцев, но его люди были ослаблены, и тогда он и предложил царю кочевников сделку. Один из воинов должен был подняться на гору Дамаванд и выпустить стрелу в небо. Место, куда упадет стрела, должно было стать границей между Тураном и Ираном. Соглашаясь, царь Афрасияб был уверен, что стрела не может далеко улететь, а значит он в любом случае останется при захваченных плодородных землях.

В древней иранской мифологии Араш был могучим лучником. Рано утром он поднялся на самую высокую точку горы и натянул лук. Вся его сила и любовь к родине была вложена в эту стрелу, все надежды и сокровенное желание принести мир враждующим народам. В Авесте в гимне Тиштрии (тиштар-яше) Араш сравнивается с блистательной звездой Тиштрией (Сириусом) и пускает свою стрелу с горы Арьяхшута к горе Хванавант:

«Тиштрию-звезду блистательную, хварную мы почитаем, быстростремительного, стремительно летящего, который стремительно прилетает, к морю Воурукаша, как стрела, вольная в духе, которую пустил стремительно летящий Эрехша (Араш), самый ловкий стрелок из ариев, с горы Аирьо-хшута до горы Хванвант»

Араш выпустил стрелу и упал бездыханным. По велению бога Тиштрии ветер подхватил стрелу, и она летела целых два дня, пока наконец не упала рядом с рекой Джейхун (Амударья) на корни дерева грецкого ореха, больше которого по размерам в мире не существовало. Так и стала река границей между Ираном и Тураном. Это были земли, чрезвычайно далекие от иранской границы. Но как только стрела коснулась земли, над засушливым Тураном пошли дожди, посланные в знак благословения богом Тиштрией. И между Ираном и Тураном наступил мир. С того дня, как Араш-лучник указал своей стрелой границу между царствами, в Иране отмечается праздник Джашн-э Тирган.

Тирган – праздник дождя и воды

Главная забава на Тирган – это Аб Паши или брызгаться водой или . И дети и взрослые охотно залезают в бассейны и фонтаны, брызгая водой на себя и прохожих. Дети и подростки ходят по улицам с водными пистолетами, поливая всех водой. В середине лета, когда в центральном и южном Иране стоит особенно жаркая погода, такие развлечения очень кстати! В древних персидских традициях почитание воды было не просто развлечением, а фундаментальным аспектом повседневной жизни. Жители этой плодородной земли, расположенной между горами и пустынями, поняли, что вода – это ключ к процветанию и выживанию. Такие могучие реки, как Заянде руд и Карун, озера Урмия и Хамун, а также великолепные фонтаны и каналы, украшавшие города, – все они играли роль, выходящую далеко за рамки их утилитарных функций. Они были священными источниками жизни, и их значение было вплетено в ткань персидской культуры.

Праздник Тирган, уходящий корнями в наследие древней Персии, воплощает почитание воды с изяществом и ликованием. Во время празднования общины собирались на берегах рек, озер и фонтанов, чтобы отдать дань уважения воде, благословившей их земли. Традиционные водные ритуалы на Тирган, начиная от приношения молока в дар священному огню зороастризма и заканчивая веселыми водными боями, – это не просто традиции.  Это отголоски того времени, когда каждая капля воды была сокровищем и ее сохранение имело для персов первостепенное значение.

Традиции на праздник Тирган в Иране

 

В этот день особым атрибутом является браслет или лента под названием “тиробад”, которая часто состоит из семи шелковых нитей разных цветов (обычно используются цвета радуги). Семь разноцветных нитей скручивают в виде тонкой струны. Утром дня Тир зороастрийцы надевают этот браслет себе на запястье. Проносив ленту 10 дней, в день Бад они развязывают ее и, став на возвышенное место (это может быть крыша дома), пускают ее по ветру. В связи с этим, можно отметить интересный языковой факт. На персидском языке выражение лук и стрелы будет звучать как “tirkamān”, буквально “стрела-лук”, а радуга – как “rangin kamān”, буквально “цветной лук”. Традицию с разноцветными браслетиками очень любят дети.

Еще одна традиция праздника – гадание Фал-е Кузе. Накануне Тиргана назначенная девушка моет глиняную вазу и закрывает ее отверстие зеленой шелковой тканью. Затем она идет к другим девушкам, и тот, у кого есть желание, кладет в вазу небольшой предмет, например кольцо или монету. Затем она берет вазу и ставит ее под дерево. На следующий день после завершения водных развлечений аб-паши все собираются у дерева, и старейшины читают стихи. После каждого выступления предмет вслепую вынимается из вазы, а предшествующее ему стихотворение каким-то образом интерпретируется по желанию девушки, предмет которой только что был извлечен из вазы.

Ни один иранский праздник не обходится без застолья, и Тирган не является исключением. По традиции в этот день готовят аш-е реште, сытный суп с лапшой, который встречается почти на всех иранских праздничных застольях, шафрановый пудинг шоле зард и знаменитый иранский десерт фалюде, приготовленный из тонкой лапши с розовой водой.

Фото с праздника Тирган в Иране

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

1 thought on “Джашн-э Тирган – иранский праздник середины лета

  1. гость

    02.09.2024

    Уникальная страна! Как же я счастлива, что побывала в Иране! Любовь к вашему краю навсегда поселилась в моём сердце!

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG