Есть расхожее мнение, что лучшие произведения искусства создаются в условиях жестких ограничений. Фильмы, относящиеся к иранской новой волне, — пожалуй, одно из крепких тому доказательств. Собрали для вас 5 выдающихся картин, которые позволят вам понять, насколько силён и самобытен современный кинематограф Ирана.
«Крупный план» (1990), Аббас Киаростами
Аббас Киаростами — один из наиболее знаковых режиссеров иранской новой волны. Именно с его фильмов начался успех иранского кино на международных фестивалях. Картина «Крупный план» — это слияние докудрамы и мокьюментари, рассказывающее об авантюристе, который выдает себя за знаменитого режиссера Мохсена Махмальбафа, но в конце концов попадает в руки правосудия. Когда дело доходит до судебного процесса, фильм постепенно начинает превращаться в комментарий о природе самого иранского кино.
«Вкус вишни» (1997), Аббас Киаростами
Фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, повествует о мужчине, который решительно настроен покончить с жизнью и ищет того, кто бы мог ему в этом помочь. Однако все кандидаты в помощники уверены: этому миру еще есть что предложить человеку в отчаянии. В конце концов, жить стоит ради вкуса вишни.
«Тишина» (1998), Мохсен Махмальбаф
«Тишина», как и ряд других картин режиссера, посвящена проблемам средней Азии. В главной роли — слепой мальчик Хуршед, живущий в колоссальной разрухе. Имея обостренный слух, он подрабатывает настройкой музыкальных инструментов, чтобы заработать на жизнь себе и матери. Правда, в любой момент Хуршеда могут уволить: он постоянно опаздывает на работу, потому что отвлекается на различные красивые звуки.
«Такси» (2015), Джафар Панахи
Джафар Панахи — один из самых ярких и титулованных представителей иранской новой волны. В 2010 году режиссера арестовали и осудили на шесть лет заключения за антиправительскую деятельность. Вместо реального срока Панахи оказался под домашним арестом. Ему также запретили заниматься кинематографом и давать интервью в течение 20 лет.
Несмотря на это, режиссер находил способы продолжать создавать фильмы и получать за них (не лично, конечно) престижные награды на фестивалях. Так, картина «Такси» получила главный приз Берлинале и награду от Международной федерации кинопрессы. Фильм охватывает один день иранского водителя и полностью снят в такси. Играет таксиста не кто иной, как сам Джафар Панахи.
«Коммивояжер» (2016), Асгар Фархади
Асгара Фархади считают неординарным постановщиком, а его картины — признанными произведениями современной классики. Как правило, режиссер исследует сложности взаимоотношений обыкновенных людей в рамках непростых условий восточной культуры. Титулованный «Коммивояжер» как раз из таких работ. Сюжет фильма разворачивается в Тегеране вокруг молодой пары, увлеченной игрой в театре (в частности, в постановке «Смерть коммивояжера»). Однако постепенно драмой становится их собственная жизнь: новый дом влюбленных превращается в место преступления…
Картина была представлена на Каннском фестивале и взяла награды за лучший сценарий и мужскую роль. Позже ее удостоили премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.