Праздник Сизда Бедар – день природы и окончание Навруза

Содержание

Сизда Бедар – иранский фестиваль и Праздник Природы, который проводится ежегодно 13-го фарвардина или на 13-й день после Навруза. Собственно, двухнедельные каникулы на Новруз в Иране завершаются Сизда Бедар, одним из самых важных иранских фестивалей, прославляющих мир природы. По мнению некоторых иранцев, число тринадцать является зловещим. Поэтому этот день нужно провести вне дома, на природе, избавляясь от всего ненужного. На Сизда Бедар вы не найдете ни одного свободного газона в иранских городах. Все выходят из дома, размещаются в парках, на набережных и уезжают за город на пикники.

Проростки хафт сина

На Сизда Бедар принято избавляться от пророщенных зерен, которые традиционно украшают хафт син на Навруз. Иранцы верят, что хранение зеленых ростков пшеницы (сабзе), которые они вырастили перед Наврузом для демонстрации на своем столе Хафтсина, в течение длительного периода времени принесет неудачу, и что их следует вернуть природе. К 13 дню они обычно сильно разрастаются, и во время пикника принято отпускать их в воду или оставлять на природе.

Этот обычай также служит метафорой жертвования даров водному божеству Анахите. Кроме того, это намек на сельскохозяйственный обычай, согласно которому персы сеяли много семян перед Наврузом и смотрели, какое из них росло быстрее, до завершения празднования. В зависимости от того, какая культура росла быстрее всего, они выбирали ее в качестве урожая на следующий год.

Завязывание травы

Сабзе гере задан – традиция завязывания стеблей травы и сабзи со стола хафт сина, прежде чем бросить их в воду. Обычно это делают молодые незамужние девушки, которые хотят выйти замуж и на узелках травы загадывают такое желание. Молодожены завязывают узелки на траве, чтобы зачать ребенка.

Согласно персидскому мифу о творении, первым человеком и основателем династии Пишдадиан был Кеймарс, а его потомки Машья и Машьяна продолжили человеческий род своим потомством. Машья и Машьяна отпраздновали свой союз вязанием крючков на зеленых ветвях растения, известного как Морд, поскольку свадебной церемонии не было. Древние персы символически придерживались этого обычая в течение очень долгого времени, и он сохраняется до сих пор.

Секанджабин

Секанджабин – очень старый иранский напиток из листьев салата латука. Персы делают его с уксусом, медом и иногда с мятой. Летом он очень популярен, но также является неотъемлемой частью Сизды Бедара. Иранцы едят салат запивая секанджабином. Этот поступок символически является обещанием оставаться здоровым в течение Нового года.

Аш-е дуг

Аше дуг – традиционный иранский йогуртовый суп который готовят в различных провинциях Ирана с разными, но схожими ингредиентами. Его основа – дуг – персидский или турецкий йогуртовый напиток. В него добавляют различные травы, таких как кориандр, лук-порей, эстрагон, мяту и петрушку, овощей (нут, горох, лук и чеснок), фрикадельки из баранины, яйца и рис. В качестве приправы к супу используют обжаренную с маслом мяту (а иногда и с чесноком).

Дождь и лошади

Сизда-Бедар – это особый день, когда просят дождя. В древнем Иране каждый день имел свое название и принадлежал разному «язату» (зороастрийскому божеству). 13-й день месяца Фарвардин посвящен божеству дождя Тиру, который изображается в виде коня. Сизда Бедар также является днем ​​соревновательных игр, в которых лошади часто выбирались в качестве победы изображаемой лошади, божества дождя.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG