Главным приоритетом для градоначальников Тегерана был автомобильный транспорт. Десятки лет бОльшая часть бюджета на развития города уходила на строительство новых автомобильных дорог, расширение текущих и борьбу с постоянными тегеранскими пробками. И только последние несколько лет в Тегеране стали уделять внимание пешеходной среде и общественным пространствам, без которых немыслима комфортная и безопасная городская жизнь.
В рамках улучшения общественных пространств Тегерана иранская архитектурная студия KA Architecture Studio разработала проект Jahad Metro Plaza – реконструкции входа на станцию метро площадь Джахад (Мейдан-е Джахад) в Тегеране. Расположенный на оживленной транспортной развязке недалеко от центра Тегерана, новый вход на станцию метро стал частью масштабной инициативы по превращению города в более ориентированный на пешеходов после десятилетий развития, ориентированного на автомобили.
Почему метро?
В 1979 году после Исламской Революции и смены модели управления, большинство городских управленцев и специалистов так же сменились во всех иранских городах. Городские активисты, урбанисты и архитекторы на много лет покинули городскую среду. Развитие городов с точки зрения общественных пространств было остановлено из-за политических и социальных причин и отсутствия приоритета на эту область городской жизни у нового руководства.
Архитектурная студия KA хотела подчеркнуть роль метро Тегерана как открытого общественного пространства, особенно в свете недавних протестов против угнетения женщин в Иране.
«Недавние протестные движения в Иране начались у метро, и эти места являются очагом конфликта в мегаполисе Тегерана между правительством и народом», — рассказал изданию Dezeen основатель архитектурной студии KA Мохаммад Хаварян. «По этой причине мы посчитали, что основная потребность изменилась: теперь не нужен простой вход, а нужно создать крытое городское пространство для мероприятий — демократичное, открытое и безопасное пространство».
Для возведения цилиндрических сводчатых форм, закрывающих вход на станцию, использовались кирпичи ручной работы, обеспечивающие защищенный проход на саму станцию и ступенчатую зону отдыха. Это не новый прием в иранской архитектуре. Узорами из поставленного на ребро кирпича, спиралями и решетками уже не одно столетие украшают иранские мечети, дворцы, парки и другие традиционные постройки. Сейчас этот прием активно используется в украшении современных зданий, например, фасадов торговых центров и общественных пространств.
Новое общественное пространство
Проект студии начался с идеи создания крыши, которая бы закрывала вход в метро, создавала приятную тень и при этом сохранялась атмосфера открытого пространства и свободного, ничем не ограниченного входа. Новая станция должна была не просто выполнять утилитарную функцию доступа к тегеранскому метрополитену, но создать комфортное безопасное пространство для городских жителей. Jahad Metro Plaza спроектирована с учетом капризного тегеранского климата, когда осенью часто идут обильные дожди, зимой – снег, а летом температура воздуха может прогреваться до +40 градусов. Новый вход на станцию метро Мейдан-е Джахад должен был стать комфортным для людей в любое время года и в любое время дня.
Поэтому проект Jahad Metro Plaza предполагал реконструкцию не только павильона метро, но и окружающего пространство вокруг него. На северо-востоке угол площади отдан под просторную каменную мостовую с низкими кирпичными скамейками с зелеными насаждениями. Получилось очень многофункциональное пространство, которое могут использовать уличные продавцы, артисты и обычные люди, которые ждут встречи с кем-то возле метро.
После завершения строительства Jahad Metro Plaza, вошедшего в шорт-лист премии Dezeen Awards 2023 в категории «Проекты инфраструктуры и транспорта», в Тегеране было завершено четыре других проекта реконструкции станций метро, один из которых также был спроектирован архитектурной студией KA Architecture Studio.
- Если вам интересно узнать больше о метро в Тегеране, рекомендую почитать статью – Метро Тегерана – дешевый проезд, красивые станции и торговцы.
Фото новой станции метро