Мечеть шейха Лотфаллы – превосходный образец персидской архитектуры, а точнее её исфаханской школы, и одна из самых крупных мечетей не только в Иране, но и во всём мире. Хотя поражает она не столько своими масштабами, сколько красотой отделки.
Построена мечеть была по распоряжению Аббаса I Великого – шахиншаха (правителя) государства Сефевидов. В 1598 году он перенёс свою столицу в Исфахан, а через пять лет началось строительство мечети. Именно она стала первой по-настоящему масштабной стройкой, достойной новой столицы империи – возведение мечети затянулось из-за грандиозности проекта, и завершилось только в 1619 году. Затем рядом с ней, на всё той же площади Накш-э Джахан, возвели и другие здания, которые украшают город до сих пор, такие как дворец Али-Капу (строился как мечеть) и мечеть Имама.
Мечеть была создана, чтобы в ней молились женщины из гарема шаха Аббаса. В XVI веке статус женщин был достаточно высоким – обычаи династии Сефевидов позволяли им играть значимую роль в политике. Женщины из благородных семей в государстве Сефевидов получали образование, представительницы правящей династии участвовали в различных публичных мероприятиях, а иногда даже занимали высокие должности.
За 400 лет своей истории мечеть была известна под разными названиями. Так, ал-Джунабади писал о ней просто как о мечети с большим куполом (Масджид-е куббат-е азим и купольной мечети (куббат масджид), Искандар Муши в XVI веке описывал её как «мечеть великой чистоты и красоты». То есть какого-то определённого названия поначалу она не носила.
Как мечеть шейха Лотфаллы она стала известна благодаря путешественникам из Европы, во всяком случае первое упоминание с таким названием принадлежит французу Жану Шардену. Он долго жил в Исфахане, исследовал культуру и искусство Персии. Когда он был в мечети, то заметил коранические надписи, которые сделал каллиграф Бакир аль-Банаи – в них упоминалось имя шейха Лотфаллы (что переводится как «слуга Аллаха»). Шарден решил, что мечеть названа в его честь, и упомянул об этом в своих записках.
Французский путешественник был не так уж и неправ – похоже, что шах Аббас в самом деле посвятил мечеть шейху Лотфалле, своему тестю и известному учёному того времени, который стал её первым имамом.
Мечеть по праву считается одной из самых прекрасных и грандиозных не только в Иране, но и в мире, и привлекает множество туристов – хотя за пределами страны она, да и старинный город Исфахан вообще, не столь известны, как того заслуживают, из-за того, что Иран в последние десятилетия был не слишком открыт для мира.
Строилась эта мечеть для шахской семьи в отличие от мечети Шаха (теперь известна как мечеть Имама), которая предназначалась для горожан. Из-за того, что она была закрыта для публики, путешественники с Запада редко вообще обращали на неё внимание, и мечеть Шаха была значительно более известна. Когда её двери наконец открылись для широких масс, всё изменилось – люди увидели, насколько эта мечеть прекрасна изнутри. Шах Аббас не пожалел средств на то, чтобы сделать мечеть для женщин по-настоящему изысканной и роскошной, мастерство, с которым она отделана изнутри, превосходит всё то, что можно увидеть в мечети Имама.
От Али-Капу – дворца Сефевидов, к мечети шейха Лотфаллы ведёт тоннель. Шах Аббас приказал проложить его, чтобы не нужно было идти из дворца в мечети по площади. От входа в мечеть нужно было пройти по петляющему коридору до главного здания, и везде стояли стражники, которые должны были защищать женщин шахского гарема. Войти в мечеть обычно можно было через тоннель, а главные двери оставались закрытыми. Теперь всё изменилось – мечеть открыта для посетителей, а тоннель не используется.
В отличие от мечети Имама, мечеть шейха Лотфаллы не имеет внутреннего двора и айванов. У здания довольно простая конструкция в виде уплощённого купола, опирающегося на квадратное помещение. Зато отделка – и наружная, и особенно внутренняя, очень сложная, она выполнялась лучшими мастерами.
Купол мечети украшает сеть отсеков в форме лимона, они понемногу становятся всё меньше при подъёме к красующемуся на вершине павлину. Михраб на западной стене покрывает эмаль с изображением цветов на синем лугу. Во всех рисунках и узорах есть особая, строгая красота, которая оживает во время движения: на поверхности падают блики и с каждым шагом появляются всё новые узоры, мастера, поработавшие над этим эффектом, знали своё дело превосходно.
Поскольку публичные молитвы в этой мечети не проводились, к ней не применялись и исламские архитектурные требования: так, если обычная мечеть должна была иметь минарет чтобы муэдзин произносил с него азан (призыв к молитве), то у мечети шейха Лотфаллы минарета нет.