В эпоху Сефевидов, и особенно во время правления шаха Аббаса Великого, Сефевиды ожесточенно конкурировали с турками-османами, своим западным соседом. Шах Аббас, увидев, что в Турции построено здание под названием Аали Капо, попытался построить в Исфахане здание с таким же названием, но с большим величием.
Шах Аббас перенес столицу Персии в Исфахан и начал шаг за шагом преображать город. При его правлении была построена площадь Накш-е Джахан с главными архитектурными доминантами – мечетью Шаха, мечетью шейха Лютфоллы и дворцом Али Капу. Дрорец расположен на западной стороне площади с прекрасным видом на мечеть шейха Лютфоллы и саму площадь. Дворец никогда не был шахской резиденцией. Он был лишь залом приемов для иностранных послов и своеобразными воротами на площадь и в дворцовый ансамбль дальше по бульвару. Здание было символом политического и физического присутствия правителя в столице.
Дворец состоит из шести этажей, но, если смотреть с разных сторон, то вы увидите разное количество. Например, если взглянуть на здание с площади со стороны мечети шейха Лотфоллы, то фасад будет разделен всего на два этажа. Если пройтись по площади Накш-е Джахан вправо или влево и посмотреть на Али Капу с северных или южных ворот, то вы увидите три этажа. А если зайти со стороны бульвара во внутренний двор дворца, то вы сможете посчитать все шесть этажей.
Существует легенда, что у Али Капу был еще один этаж – подземный. В подвале под Али Капу жила группа чегини – больных подагрой, которые питались мясом мертвых и живых людей. Эту легенду привез с собой в Европу один из иностранных послов, которому рассказали историю о придворном каллиграфе Мир Эмаде Казвини, которой чем-то не угодил шаху и его отдали чегини на съедение заживо.
На первый и второй этаж дворца можно попасть по коридору либо по лестницам, отделанным плиткой. Эти этажи заслужили название «зала ожидания». Здесь некогда гости шаха ожидали аудиенции. Первый этаж играл роль входа, здесь расположено было два зала. Когда-то в его помещениях располагался административный суд. Его размеры составляют 20х19 м, высота – целых 13 метров.
Внутреннее убранство дворца считается не менее ценным, чем его архитектура. Сефевиды были известны, как меценаты, собиравшие произведения живописцев. Многие картины, представленные во дворце Али Капу, считаются одними из наиболее ценных произведений искусства на территории Исфахана. От самого входа и до входа в музыкальный зал дворец декорирован произведениями художников из Ирана. На каждом этаже остались великолепные картины и следы фресок. Во дворце можно полюбоваться росписями Резы Аббаси и его учеников, рисовавших в натуралистическом стиле. В их работах присутствуют изображения птиц, животных, цветочные мотивы.
Балкон с колоннадой можно считать самой известной частью дворца Али Капу, ведь если посмотреть на здание со стороны площади Накше-Джахан, первое, что бросается в глаза, — это широкий балкон с 18 колоннами. Каждая из колонн изготовлена из платанов высотой 12 метров. Чтобы добраться до него, нужно подняться по 45 королевским ступеням. Крыша балкона украшена деревянными деталями и резьбой в китайском стиле. В середине балкона с колоннами находится медный пруд размерами 7 х 5 метров и глубиной в 60 см. Он являлся украшением, а также источником чистой прохладной воды.
Это самая роскошная и самая впечатляющая часть дворца. Именно сюда приглашались иностранные гости, чтобы произвести максимальное впечатление. Архитекторы этого зала использовали прием чини-хане из мавзолейного комплекса шейха Сефи ад-Дина в Ардебиле. “Чини-хане” в переводе с персидского означает “зал ваз”. Комната имеет сложную конструкцию стенных ниш различной формы, в которой помещались вазы. Всего в зале 1256 ниши, в которых ранее размещались вазы, подаренные шаху от китайского императора. Если присмотреться, то на потолке вы тоже увидите ниши, но уже в форме музыкальных инструментов. Эти ниши исключительно декоративные и делают отсылку к назначению Музыкального зала дворца Али Капу.
Если, находясь в центре громко хлопнуть в ладоши, то можно заметить, что звук не отражается от стен. Этот эффект позволяет услышать каждую сыгранную ноту без малейших искажений.