Религиозные меньшинства в Иране: как уживаются разные веры

Содержание

Иран — страна, где вера не делит людей

Когда мы думаем об Иране, перед глазами возникают минареты, каллиграфия и утренняя молитва муэдзина. Но за этим привычным образом скрывается гораздо большее — Иран как перекрёсток религий, культур и цивилизаций. Здесь рядом с мечетями живут армянские церкви, зороастрийские огненные храмы и старинные синагоги. Это не просто факт сосуществования — это часть иранской идентичности. Ещё с эпохи Ахеменидов и Сасанидов в Персии умели принимать различия. Сегодня, спустя тысячелетия, в Иране по-прежнему живут общины, представляющие древнейшие религии мира: зороастрийцы, евреи, ассирийцы, армяне. Они сохраняют свою культуру, праздники, обряды и при этом чувствуют себя частью общего иранского общества.

Конституция и гарантии равноправия

Современная иранская Конституция прямо признаёт за религиозными меньшинствами право на свободу вероисповедания. В статье 13 сказано, что зороастрийцы, евреи и христиане считаются официальными религиозными меньшинствами и могут «свободно исполнять свои обряды и действовать в соответствии со своими законами в вопросах личного статуса и религиозного образования». На практике это означает, что общины имеют право открывать собственные школы, где предметы преподаются на их языках и с учётом религиозных традиций. Государство финансирует часть расходов таких школ, а выпускные аттестаты приравниваются к аттестатам государственных учреждений.

В парламенте (Меджлисе) Ирана официально закреплены места за представителями религиозных меньшинств — всего пять депутатов: один от зороастрийцев, один от евреев, один от ассирийцев и два от армян (для северной и южной частей страны). Они имеют равные права с другими депутатами и участвуют в разработке законов. Кроме того, на государственном уровне действуют программы поддержки храмов, культурных центров и музеев меньшинств, а также выделяются бюджетные средства на охрану их объектов и реставрацию.

Зороастрийцы — потомки огнепоклонников

Зороастрийский храм в Тегеране

Зороастрийцы — одна из старейших религиозных общин Ирана и, по сути, наследники доисламской веры древних персов. Их сейчас около 90 000 человек. Основные центры зороастрийцев — Йезд и Керман, где действуют огненные храмы, в которых непрерывно горит священное пламя, символ чистоты и правды. Эта религия основана на учении пророка Заратуштры, провозгласившего главную идею — борьбу добра и зла в каждом человеке. Сегодня зороастрийцы активно участвуют в общественной жизни, занимаются благотворительностью, имеют собственные школы и издания. Например, популярный журнал «Форухе» и еженедельник «Амордад» выходят на фарси и посвящены вопросам культуры, философии и экологии. Многие зороастрийцы работают в сфере образования и медицины. Представитель общины в парламенте отмечал, что отношения между мусульманами и зороастрийцами строятся на взаимном уважении, и дискриминация по вере в повседневной жизни практически отсутствует.

Читайте также:

Армяне и ассирийцы — христианское наследие Персии

Собор Святого Христа Всеспасителя (армянский собор Ванк) в Исфахане

Христианская традиция в Иране уходит корнями в первые века нашей эры. Сегодня армяне — крупнейшая христианская община страны, насчитывающая около 200 000 человек. Большинство проживает в Тегеране, Исфахане и Табризе. В Исфахане действует знаменитый квартал Джульфа, где сохранились десятки церквей и монастырей, включая кафедральный собор Ванк — один из красивейших храмов Востока. Армянская община ведёт активную культурную жизнь: издаёт газеты «Алик», «Луис», «Авакс», содержит более тридцати школ, театры, спортивные клубы и благотворительные организации. В Тегеране работают армянские больницы и старинные ремесленные мастерские, а их праздничные шествия на Рождество и Пасху открыты для всех жителей.

Ассирийцы — ещё одна древняя христианская группа, чья история в Иране насчитывает более четырех тысяч лет. Начиная с древних времен, и Ассирия была вовлечена в историю Древнего Ирана еще до прибытия современных иранских народов в регион около 1000 г. до н. э. Во времена Древней Ассирийской империи (ок. 2025-1750 гг. до н. э.) и Средней Ассирийской империи (1365-1020 гг. до н. э.) ассирийцы правили частями доиранского северного и западного Ирана. В Новоассирийской империи (911-605 гг. до н. э.) Ассирия завоевала иранских персов, мидян и парфян, присоединив их к своей империи, вместе с древними доиранскими эламитами, касситами, маннеями и гутиями, а также иранскими киммерийцами Малой Азии и скифами Кавказа. Традиционно родиной ассирийцев в Иране была территория вдоль западного берега озера Урмия от района Салмас до равнины Урмия.

Ассирийцы делают масло

После падения Ассирии между 612 и 599 годами до н. э., после десятилетий гражданской войны, за которой последовало нападение союза бывших покоренных народов: мидян, персов, вавилонян, халдеев, скифов и киммерийцев, ее народ стал неотъемлемой частью империи Ахеменидов (как и сама Ассирия), занимая важные военные, гражданские и экономические позиции, а персы Ахемениды, проведя столетия под ассирийским господством, находились под сильным влиянием ассирийского искусства и архитектуры, построили свою империю по ассирийскому образцу и считали себя преемниками великих ассирийских царей.

Сегодня ассирийцев в Иране около 20 000 человек. У общины более 90 церквей, своя Ассирийская культурная ассоциация, газеты и фестивали. Ассирийцы бережно сохраняют язык и литургию, а их храмы особенно известны красивыми мозаиками и пением во время служб.

Читайте также:

Евреи — две с половиной тысячи лет в Иране

Собрание еврейской общины 1920-е

Иудейская община Ирана — одна из старейших в мире. Восходящие к библейской эпохе, они происходят от евреев, переселившихся в Персию во времена империи Ахеменидов. В Библии в книгах Эсфирь, Исайя, Даниил, Эзра и Неемия собрано обширное повествование, проливающее свет на современный еврейский жизненный опыт в древнем Иране. Непрерывное еврейское присутствие в Иране наблюдалось по крайней мере со времен Кира Великого, который возглавил завоевание Нововавилонской империи и впоследствии освободил иудеев из вавилонского плена. Согласно одной еврейской легенде, первым евреем, вошедшим в Персию, была Серах Бат Ашер, внучка патриарха Иакова.

Евреи в древней Персии жили преимущественно в своих собственных общинах. Некоторые общины были настолько изолированы от других еврейских общин, что их классификация как «персидских евреев» является вопросом лингвистического или географического удобства, а не фактической исторической связи друг с другом. Учёные полагают, что в период расцвета Персидской империи евреи могли составлять до 20% населения. При этом на протяжении тысячелетий многие евреи Ирана стали физически, культурно и лингвистически неотличимы от нееврейского населения. С раннего исламского периода (ок 600 годов н.э.) евреи были освобождены от военной службы. Называемые «люди Писания», они имели определённый статус единоверцев-монотеистов, хотя к ним относились по-разному в зависимости от правителя того времени. С одной стороны, евреям была предоставлена ​​значительная экономическая и религиозная свобода по сравнению с их единоверцами в европейских странах в течение этих столетий. Многие служили врачами, учёными и ремесленниками, и занимали влиятельные должности в обществе. С другой стороны, как и к другим немусульманам, к ним все-таки относились как к людям другого сорта.

Синагога Юсеф Абад в Тегеране, Иран

Харун Яшьяи, кинопродюсер и бывший председатель Центральной еврейской общины Ирана, сказал: « Хомейни не смешивал нашу общину с Израилем и сионизмом – он видел в нас иранцев». В июне 2007 года, несмотря на сообщения о том, что состоятельные евреи-экспатрианты создали фонд, призванный стимулировать иммиграцию иранских евреев в Израиль, мало кто воспользовался этим предложением. Общество иранских евреев назвало этот шаг «незрелыми политическими соблазнами» и заявило, что их национальная идентичность не продаётся.

Сегодня в стране живёт от 15 000 до 20 000 иранских евреев — крупнейшая еврейская община на Ближнем Востоке за пределами Израиля. У иранских евреев есть своя газета «Офог-э-Бина», а еврейские учёные проводят исследования по иудаике в Тегеранской «Центральной библиотеке еврейской ассоциации». Еврейская больница доктора Сапира — крупнейшая благотворительная больница Ирана среди религиозных меньшинств страны, однако большинство её пациентов и персонала — мусульмане. В Иране еврейские праздники официально признаны выходными для общинных школ. Представители иранского еврейства неоднократно подчёркивали, что в стране они пользуются правами граждан, могут заниматься бизнесом и получать высшее образование без ограничений. В крупных городах синагоги часто соседствуют с мечетями, и это никого не удивляет — такое соседство стало частью обычной городской среды.

Во многих городах Ирана есть еврейские памятники или места, так или иначе связанные с иудаизмом. Среди них выделяются гробница Эстер и Мордехая в Хамадане, гробница Даниила в Сузах, гробница Аввакума в Туйсеркане и мавзолей Пейгамбарие в Казвине. Рядом с Исфаханом есть место паломничества (Пир Бакран ), посвященное Сераху. В Иране также находятся могилы нескольких выдающихся еврейских учёных, таких как Ха-Рав Ор Шрага в Йезде и Хахам Мулла Моше Ха-Леви (Моше-ха-Лави), испанский учёный XVI века, в Кашане, которые также посещают мусульманские паломники.

Государственная политика равенства и поддержки

Иранское государство стремится не просто декларировать, но и реализовать принципы уважения к меньшинствам. В начале 2000-х годов правительство утвердило программу поддержки религиозных сообществ:

  • выделение субсидий на содержание школ, детских домов и больниц общин;
  • разрешение служить в государственных структурах;
  • возможность получения земельных участков под строительство храмов и культурных центров;
  • охрана мест паломничества и кладбищ меньшинств.

Кроме того, религиозные меньшинства участвуют в национальных праздниках и официальных церемониях, а их представители входят в городские советы и культурные комитеты.

Почему это важно путешественнику

Путешественник, который хочет понять Иран глубже, должен увидеть не только мечети, но и другие стороны духовной жизни страны. Посетите армянский собор Ванк в Исфахане — там сохранились уникальные фрески с библейскими сюжетами, выполненные в персидском стиле. В Йезде можно войти в храм зороастрийцев, где горит огонь, не угасавший с V века. А в Тегеране — заглянуть в еврейский квартал, где соседствуют лавки с кошерной выпечкой и чайные с иранским шафраном. Иран — это страна, где вера не разделяет, а объединяет. Здесь каждое сообщество внесло свой штрих в общую картину культуры, искусства и архитектуры. И именно это многообразие делает страну особенно интересной для тех, кто ищет подлинные смыслы и истории.

Откройте Иран с IranMag

Хотите увидеть не только величественные мечети, но и зороастрийские храмы, древние церкви и старинные синагоги? Отправьтесь в путешествие по Ирану вместе с IranMag — мы покажем вам ту страну, где вера и история переплетены в каждом камне. Что входит в наши туры по Ирану:

  • перелёт Москва – Тегеран – Москва
  • внутренние перелёты и трансферы
  • проживание в отелях 4★
  • питание, гиды, все входные билеты
  • визовая поддержка (виза не нужна)

Малые группы по 8–10 человек, маршрут без суеты и спешки — только вы, гид и страна, о которой хочется говорить. Забронируйте тур прямо сейчас и откройте для себя Иран — страну, где тысячи лет разные религии живут бок о бок, сохраняя уважение и гармонию.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG