Наверное, несправедливо утверждать, что в мире есть только семь чудес, ведь их на самом деле значительно больше, в частности шедевр персидской архитектуры и инженерной мысли — древнейший царский город Персеполь вполне мог бы занять одно из самых достойных мест среди них.

ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ИРАНА

ПЕРСЕПОЛЬ

Персеполис или, как называют его иранцы – Тахте-Джамшид. Этот древний город (основан в 518 г. до н. э., разрушен в 330 г. до н. э.) расположен в 50 км от Шираза. Строительство одной из самых знаменитых ныне достопримечательностей древнего мира начал Дарий I и продолжили последующие ахеменидские цари. На пике своего могущества Персеполис занимал 125 000 кв. м. и служил неким подобием Ватикана эпохи Ахеменидов: здесь проходили обряды коронации, важные религиозные ритуалы, здесь цари праздновали иранский Новый год (Новруз).

Истинное название города – Парсе – было позднее переиначено греческими историками, а сами иранцы, за столетия позабывшие о прежней столице, стали называть развалины «троном Джамшида», мифического царя. Для создания этого великолепного символа Персидской империи, на чьих землях проживали десятки разных народов, были собраны лучшие зодчие, художники и резчики по камню.

Строительство и история

Персеполис – комплекс, состоящий из нескольких царских дворцов. Он был создан при империи Ахеменидов – государстве, объединившем весь Ближний Восток и Среднюю Азию. Строительство Персеполиса началось в 518 году до н.э. при Дарии I. Вступив на престол, он решил создать новую столицу на понравившейся ему плодородной и защищенной горами местности. Однако царю не удалось увидеть город в завершенном виде. Строительство дворцов продолжалось при его потомках еще более одного столетия. Некоторые здания так и не были закончены.

Предназначение Персеполиса и значение города для империи Ахеменидов продолжает вызывать споры. По одной из версий, этот город был церемониальной столицей. Его строили специально для проведения Новруза (праздника Нового года по солнечному календарю), а также различных приемов, парадов, богослужений. Такой вывод можно сделать благодаря надписям и барельефам на стенах зданий города. Например, на одной лестнице, ведущей во дворец Ападана, можно увидеть изображение процессии: представители 23 народов делают подношение царю по случаю Нового года. Также там находятся рельефы с изображением шествия армии и восхождения на трон, а также рельеф со львом, пожирающим быка, – символом смены года в зороастризме.

Персеполис точно не был политической столицей. Отдаленное расположение города возле горы Кух-и Рахмат не подходило для управления империей. Поездка в Персеполис была почти невозможна в сезон дождей персидской зимы, когда тропы превращались в грязь, поэтому он мог использоваться лишь в весенние и летние периоды. Правление империей же осуществлялось из Суз, Вавилона или Экбатаны в зависимости от времени года. Также существует мнение, что Персеполис предназначался для объединения многонациональной и многоконфессиональной империи. Попадая в город, люди видели повторяющиеся рельефы, которые восхваляли власть и могущество царя и утверждали равенство народов.

Дворцы были построены на огромной монолитной плите. Строители расположили здания таким образом, чтобы они выполняли функцию солнечных часов. К сожалению, дворцовый комплекс Персеполиса сильно пострадал после сожжения. Он включал в себя массу построек: дворец Ападана, Стоколонный зал, дворцы Дария и Ксеркса, сокровищницу, гарем Ксеркса, зал совещаний и Врата всех наций. Под городом была проложена двухкилометровая система водоснабжения, сохранившаяся до наших дней. На холме возле Персеполиса и сегодня находятся скальные углубления – усыпальницы Артаксеркса II и III. Также известно, что город был окружен тройной стеной с укрепленными башнями .

Основными материалами для строительства дворцов стали серый известняк, добываемый в горах, а также сырцовый и обожженный кирпич, глина и кедровое дерево. Интересно, что каменные блоки скреплялись не раствором, а металлическими скобами.

Архитектура персеполиса

Комплекс включает несколько крупных строений: Дворец 100 колонн, дворец Ападана, дворец Дария, приемный зал Ксеркса, Сокровищницу и некоторые другие. Широкая лестница проведет вас сквозь Врата всех наций, украшенные массивными фигурами крылатых быков. Головы таких же быков и грифонов украшают и многие дворцовые колонны. Внутри комплекса вас также ждет музей, где можно более подробно познакомится с планом города.

Осмотрев дворцы, не поленитесь подняться на один из соседних холмов, к могилам Артаксеркса II и III. По зороастрийской традиции даже тела царей оставляли на съедение зверям и птицам (считалось, что мертвое тело оскверняет воду, огонь и землю – значит, его нельзя хоронить или сжигать), но кости их хоронили в скальных углублениях, украшенных барельефами. С холма также открывается великолепный вид, позволяющий воочию оценить масштабы и красоту древнего города.

Дворец Ападана в Персеполе

Более всего выделяется дворец Ападана, зал для торжеств в котором был настолько огромным, что его своды поддерживали семьдесят две массивные колонны, украшенные тонкой резьбой. Одновременно в зале могло находиться до десяти тысяч человек. На стенах же дворца были высечены сцены из жизни персидских царей, покорение ими других государств и т. д.

Этот дворец стоял на четырехметровой возвышенности, и вели к его главному входу две лестницы, украшенные двусторонними барельефами, которые иллюстрировали с внутренней стороны процессию слуг и поданных, несших царю свои дары, а с внешней стороны изображали торжественное шествие царя и его приближенных. Причем правая лестница предназначалась для иностранных гостей города, а по левой могли подниматься только лишь персы. Эти лестницы были такой конструкции, что на них можно было подняться и на колеснице.

Главные ворота в этот дворец охранялись громадными статуями буйволов с человеческими головами. У одного из входов во дворец был увековечен в камне царь Дарий и его правопреемник Ксеркс I. Во дворце было еще несколько залов довольно больших размеров, один из них условно назвали «Залом ста колонн», так как при раскопках были обнаружены основания для сотни колон. Его стены были украшены барельефами, иллюстрирующими величество и всемогущество царей, на одном из них изображалась борьба Дария I с демоном. Из этого зала можно было попасть в лабиринты и тайные подземные комнаты, где хранились несметные богатства, завоеванные персами во время многочисленных военных походов.

Трипилон И Стоколонный Зал в Персеполисе

За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся ещё один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.

Гарем Ксеркса I И Гробницы Царей

Среди прочих зданий особенного внимания заслуживает, так называемый, гарем Ксеркса I, а также гробницы всех персидских царей, высеченные в скалах. Среди них особенно символичной является гробница последнего из царей великой Персии, который бесславно бежал с поля боя и был убит своими же поданными. Его усыпальница так и не была завершена, да и тело его покоится совершенно в другом месте.

Сожжение Персеполиса

Империя Ахеменидов достигла своего апогея при правлении Дария I. К моменту его воцарения благодаря завоеваниям предшественников империя простиралась от Африки до Индии. Однако в ней происходили многочисленные восстания против центральной власти. Дарию удалось подавить сепаратистские настроения путем реформ, затрагивающих административное деление и налогообложение. Это на некоторое время устроило подвластные территории.

После смерти Дария I могущество империи лишь ослабевало. Все средства уходили на строительство дворцовых комплексов, в частности Персеполиса. Народы восставали из-за больших размеров податей. Цари, стремясь обогатить казну, предпринимали походы на новые территории, но встретились с сильным противником – греками.

Империя Ахеменидов просуществовала примерно 200 лет и была завоевана Александром Македонским при правлении Дария III. В битве у местечка Гавгамелы (рядом с городом Эрбиль в Иракском Курдистане) в 331 г. до н.э Дарий потерпел поражение и бежал с поля битвы в надежде собрать новую армию на востоке. Таким образом, перед Александром Македонским открылся путь в Азию. Он взял Вавилон, Сузы, а затем и Персеполис – самые богатые города того времени. Их сокровищницы были переполнены драгоценностями, золотом и серебром – результатами удачных военных походов и регулярных податей. По подсчетам, только в сокровищницах Персеполиса обнаружили 3600 тонн золота. Богатства Ахеменидов были вывезены в Сузы. По историческим хроникам древнегреческого писателя и философа Плутарха, для этого понадобились 20 тысяч мулов и 5000 верблюдов.

Перед своим отъездом, в 330 году до н.э., Александр сжег Персеполис. На протяжении многих веков историки пытались найти этому причину. Одна из наиболее популярных гипотез сводится к тому, что это было не что иное, как акт отмщения за то, что за 150 лет до вышеупомянутых событий Ксеркс безжалостно сжег афинский Акрополь. Однако иранские исследователи оспаривают это.

Согласно их точке зрения, Александр увидел, что иранцы создали великолепную религиозную столицу, и понял, что пока она существует, в сердцах людей будет теплиться надежда на восстановление державы Ахеменидов, будут сохраняться их обряды и национальное самосознание, а Александр никогда не станет полноправным правителем. Поэтому он поджег Персеполис для того, чтобы показать, что империи пришел конец. Настало время забыть об Ахеменидах, потому что отныне Александр – единственный правитель Азии. Существует и иная версия. Как опытный и дальновидный полководец Александр понимал, что Персеполис сможет привлечь новые силы иранцев, готовых к сопротивлению. Какое бы из этих мнений ни было верным, сожжение Персеполиса действительно положило конец существованию Персидской империи.​

Однако Дарий III всё еще был жив. Тогда Александр Македонский начал его преследование. Однако ему не суждено было увидеть Дария III живым. Дария убили члены его окружения, когда узнали, что приближается Александр. Александр Македонский проявил уважение к погибшему императору. Он отправил тело Дария в Персеполис и велел устроить великолепные похороны, достойные некогда правителя могущественной державы. Однако место захоронения Дария до сих пор не было найдено. Позже в Сузах в 324 году до н.э. Александр женился на Статире, дочери Дария, и таким образом стал полноправным наследником престола.

Империя Ахеменидов окончательно распалась со смертью Дария III. Персеполис еще какое-то время оставался столицей Персии, которая в то время была провинцией империи Александра Македонского, но уже утратил свое прежнее значение. Археологами были найдены различные артефакты, подтверждающие то, что в городе еще долгое время жили люди, однако точно неизвестно, что именно там происходило.

Открытие Персеполиса

Персеполис был забыт до того, как его случайным образом не нашли европейские путешественники и археологи. Ими были созданы первые описания и гравюры города, датированные XVIII-XIX веками. В 20-х годах XX века по заказу правительства Ирана немецкий археолог и лингвист Эрнст Херцфельд подготовил подробное описание руин, планов раскопок и реставраций. К полномасштабным раскопкам Персеполиса приступили лишь через 10 лет. Этим занималась экспедиция под руководством самого Херцфельда при поддержке Чикагского университета и правительства страны. Позднее руководство принял археолог Эрик Шмидт. Со временем город преображался. Например, в 1930-х годах археологам удалось полностью восстановить здание Гарема Ксеркса. Сейчас в нем находится археологический музей. Сегодня в Персеполисе практически завершены раскопки, однако работы по реставрации зданий продолжаются.

В процессе раскопок выяснили то, что Персеполис был построен не рабами. Правители династии Ахеменидов уважали своих работников. Об этом говорят клинописи на стенах Персеполиса и глиняных табличках, использовавшихся для отслеживания строительства. Рабочих обеспечивали регулярными выплатами и страхованием. Таким образом, в случае каких-либо инцидентов семья пострадавшего поддерживалась империей.

Примечательно, что даже женщины принимали участие в строительстве. Они могли работать как полный, так и неполный день, им платили наравне с мужчинами. Также матери получали пособие на детей. По мнению искусствоведа и ираниста Вергазова Р.Р., по клинописным надписям нам известны строители, нанятые за скромную плату мастера («курташ»). Функции контроля над бригадами мастеров в Персеполисе выполняли царские советники. Помимо персидских мастеров, в создании города участвовали греческие. Об этом можно судить по найденным в Персеполисе отдельным плитам и небольшим фрагментам орнаментов, напоминающих аргосско-коринфские орнаменты

подпишитесь на наши соцсети

Видео про иран