Народные промыслы Ирана

Содержание

Народные промыслы Ирана – визитная карточка страны. В то время, как туристы из Турции или Египта привозят в качестве сувениров магнитики и брелки, сделанные в Китае, на иранском базаре у вас есть уникальная возможность привезти в подарок что-то по-настоящему ценное. Персидские ковры, миниатюрная живопись, художественная резьба по дереву и металлу, традиционная керамика и ювелирные изделия – лишь малая часть того богатства, которое представляют собой народные промыслы Ирана.

Иранские изделия ручной работы – это произведения искусства, созданные ремесленниками по старинным технологиям, которые не менялись уже несколько сотен лет. Это кропотливый, а порой и физически тяжелый труд, в который мастера вкладывают всю душу. Народные промыслы Ирана тесно переплетены с персидской культурой и самобытностью. Веками мастера, преемственно передавая свои знания и умения из поколения в поколение, совершенствовали искусство создания изделий из бирюзы, меди и шелка. И хотя на каждое ремесло влияли исторические события, взаимодействие с другими культурами, иранские изделия ручной работы всегда оставались верными традиционным техникам и мотивам.

Интересно, что каждое ремесло носит уникальный отпечаток своего региона. В узорах ковра или в орнаментах расписной тарелки можно проследить особенности культуры народа, города или деревни. А эксперты могут узнать даже руку конкретного мастера, потому что некоторые техники изготовления передаются из поколения в поколение. Сегодня в Иране несколько сотен различных народных промыслов. Мы перечислим только самые основные, которые вы можете приобрести в качестве сувенира.

Галамзани – иранская чеканка

Галямзани – это искусство чеканки по металлу, которое имеет очень древнюю историю и является одним из иранских национальных ремесел. Искусство нанесение орнаментов по металлу известно в Иране с Давних времен. Первые упоминания о чеканке галамзани и предметы, выполненные в этой технике, датируются возрастом более 4000 лет.

Главная особенность галамзани заключается в использовании различных видов металла для создания уникальных изделий. Изначально, для чеканки использовалась медь. Этот металл был широко распространен в Древней Персии и использовался в качестве материала для посуды. Медные блюда, кувшины и бокалы украшались чеканкой галамзани. Но с течением времени мастера стали экспериментировать с другими металлами. В качестве основы стали использоваться предметы из железа и стали, а чеканку стали дополнять дополнительные включения узоров из латуни, серебра и золота. Это позволяет создавать изделия со сложными текстурами и оттенками.

Сам процесс чеканки выполняется с использованием специального инструмента, который называется “галям”. Мастер надевает на головку инструмента клеймо с выбранным рисунком и начинает аккуратно наносить удары по металлу. Каждый удар сопровождается точным расчетом силы и направления, чтобы достичь нужной глубины и четкости рисунка. После завершения чеканки раствор смывается, а поверхность изделия протирается углём. Это позволяет придать рисунку дополнительный эффект тени и контрастности. Затем само изделие полируется, чтобы придать ему яркость и блеск.

Каламкари – нанесение набивного рисунка на ткань

Каламкари – это древняя иранская техника набивки рисунка на ткань. Набивной рисунок является древнейшей технологией росписи по ткани. В России набивной рисунок появился только в 10 веке, в Европе получил распространение только в Средневековье. А в Древней Персии ткани с набивным рисунком каламкар были найдены возрастом более 3000 лет. Искусство каламкари развивалось в Иране в течение нескольких тысячелетий, но до сих пор скатерти и покрывала остается популярным.

Основным инструментом, используемым в каламкари, является штамп из дерева с резными узорами и деталями. Мастера каламкара создают штампы самостоятельно. В мастерских каламкари в Исфахане можно увидеть фамильные штампы, которым почти сто лет, но они до сих пор используются для нанесения рисунков. Процесс создания ткани в технике каламкари включает несколько этапов. Сначала художник наносит краску на штамп, используя кисть или валик. Затем штамп аккуратно прижимается к ткани, оставляя отпечаток рисунка. Мастер повторяет эту операцию несколько раз, чтобы создать требуемый узор или дизайн. Набивной рисунок может быть выполнен с один слой или несколько. Во втором случае мастер использует несколько штампов и оттенков краски поверх друг-друга, чтобы получилось цветное заполнение.

Каламкари – очень древнее искусство, но используется в Иране повсеместно. Самый популярный предмет в этой технике – скатерти каламкари. Их можно найти в каждом доме. Также популярны покрывала, полотенца и одежда с набивным рисунком каламкари. Современные иранские дизайнеры часто обращаются к традиционным элементам для разработки одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Сегодня каламкари остается востребованным и популярным среди туристов и коллекционеров. Это оригинальный и экзотический сувенир, который позволяет сохранить частичку иранской культуры и искусства в своем доме или коллекции.

Фирузекуби – инкрустация бирюзой

Фирузе куби – древнее иранское искусство инкрустации бирюзой. Древняя Персия была главным поставщиком этого камня. Иранская бирюза из месторождения в Нишапуре уникальна по своему оттенку и чистоте камня, которые очень ценят ювелиры и коллекционеры. Это национальный камень Ирана, добыча которого строго ограничена, а экспорта в другие страны практически нет. Цена иранской бирюзы из Нишапура на мировом рынке начинается от 200 долларов за грамм. Техника инкрустации бирюзой появилась благодаря сакральному значению камня. Само слово «бирюза» имеет персидское происхождение: «фирузэ» – «приносящий счастье» или «пируз» – «приносящий победу».

Фирузе куби является очень трудоемким процессом, требующим от мастера большого опыта резьбы по камню, а также знаний, как правильно обрабатывать и закреплять бирюзу. Чаще всего на базарах Ирана вы можете встретить медную посуду в технике фирузе куби. Каждый предмет имеет сертификат т.к. по сути является ювелирным украшением. Но также вы можете найти браслеты, кольца и серьги в технике фирузе-куби.

Минакари – иранская эмаль

Иранская посуда Минакари, также известная как мина кари, является одним из самых традиционных искусств Ирана. Это роспись эмалью на металлических поверхностях, таких как медь, латунь или сталь. Роспись минакари уникальна своими яркими и пестрыми узорами с невероятной детализацией. Процесс создания предметов в технике минакари довольно сложный, трудоемкий и требующий большого мастерства и твердой руки от художника. Но прежде чем приступить к росписи, изделия мина кари проходят несколько этапов.

Сначала делается металлическая основа, которую потом будут покрывать эмалью. Затем на металл наносится белая глазурь и отправляется в печь на обжиг. Закаливание изделий минакари – это целый ритуал. При обычном обжиге глазурь очень быстро отслоится от металлической поверхности, но в Иране научились делать мину практически вечной. Продавцы посуды минакари часто демонстрируют ее прочность жестко царапая по поверхности металлическим ключом. Тарелку можно даже швырнуть об пол и с эмалью ничего не случится. Такая посуда не боится химических средств и ее можно спокойно мыть в посудомойке.

После обжига наступает самый красивый и самый кропотливый этап создания предметов минакари – роспись. Традиционно изделия в этой технике расписывают белыми узорами по синему фону. Но в разных регионах можно встретить красную и даже желтую посуду минакари. А иногда туристы удивляются, увидев на прилавках белые тарелки с голубыми узорами – так похожими на русскую гжель.

Хатамкари – инкрустация деревом и перламутром

Хатамкари (хатам кари) – это инкрустация сложной геометрической мозаикой из разных пород дерева, перламутра, кости, серебряных и золотых нитей. Технология украшения предметов и интерьера в технике хатам очень древняя. Например, в шахском дворце Голестан в Тегеране можно увидеть парадные двери, украшенные мозаикой хатам. А во дворце Чехель Сотун в городе Исфахан таким образом украшен потолок террасы. Раньше инкрустацией хатамкари украшали парадные залы и дворцы, чтобы продемонстрировать богатство правящей династии. Но сейчас чаще делают небольшие изделия – шкатулки, посуду, письменные принадлежности, мебель и предметы интерьера. Это искусство также используется для создания уникальных украшений и ювелирных изделий, которые выдаются в качестве подарков и высоко ценятся как произведения искусства.

Хатам – это геометрическая мозаика из маленьких равносторонних треугольников. Темные треугольники делают из древесины ореха и эбенового дерева, белые – из верблюжьей и слоновой кости, перламутровые – из раковин моллюсков Персидского залива, золотые и серебряные – из соответствующих металлов.

Сначала мастер нарезает материал на треугольные брусочки. Они должны быть одинакового размера и идеально примыкать друг к другу. Затем мастер собирает из треугольников нужные узоры, скрепляет брусочки между собой и нарезает тонкие листы с готовым узором. Эти листы можно использовать для инкрустации любой поверхности.

Терме – иранская ткань

Терме – это вид традиционной иранской ткани, которая изготавливается методом особого плетения нитей из шерсти, хлопка и шелка. В отличие от обычного ткачества, для терме используется специальный прядильный станок, за которым работают сразу несколько человек. Главный мастер работает на прядильной машине, а его помощники – гушваребанд – распределяют нити в правильном порядке. За 8 часов работы таким образом можно изготовить около 20-25 сантиметров ткани. А если в терме используется много шелковых нитей, то время работы увеличивается вдвое.

Терме имеет большое значение в иранской культуре. В далеком прошлом из этой ткани изготавливалась одежда для зороастрийских жрецов. Позднее уже во времена Персидской Империи из терме делали парадные одежды знати, гобелены и занавеси. Сегодня терме до сих пор считается дорогим и особым подарком. Покрывала и скатерти терме часто дарят на свадьбах, ими накрывают столы во время официальных мероприятий или на Хафт Син – особый стол во время празднования Навруза (иранского нового года).

Add Your Heading Text Here

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Telegram
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG