Если вы мечтаете не просто увидеть красивые здания, но понять корни персидской культуры, музей Резы Аббаси — отличный старт. Здесь аккуратно сплетены тысячи лет: изделия, манускрипты, миниатюры, каллиграфия — всё рассказывает о том, как менялась эстетика, образ мышления и художественная техника. При входе вы словно берёте билет не просто в музей, а в путешествие во времени. Среди всех музеев Тегерана этот особенно приятен, если вы цените детали — керамика с тонкой росписью, миниатюры с едва различимыми штрихами, орнаменты, игра теней на металле. Каждый предмет — не просто артефакт, а повод задуматься, как жили люди, что они ценили, как выражали себя. Для многих это включение эстетики и смысла в путешествие — именно то, что отличает тур «просто посмотреть» от тур-вдохновения.
История создания музея и судьба
Музей открыт в 1977 году (годы шахской Пахлави) при содействии Фарах Пахлави — тогдашней императрицы, которая активно поддерживала культуру и наследие. Изначально здание не строилось как музей: оно принадлежало выставке мебели и интерьеров, но архитектура — большие залы, естественное освещение — оказались удачными для музейной функции, и его приобрели для хранения и показа коллекций искусства. Музей пережил сложные времена: был закрыт перед Революцией 1979 года, затем неоднократно закрывался и переоткрывался, реставрировался. Последнюю серьёзную реконструкцию завершили около 2000 года, после чего музей стабильно работает.
Другие музеи Тегерана:
- Иранский национальный музей
- Музей ковров
- Музей Исламской Революции и Священной Обороны
- Музей современного искусства
- Музей персидской кошки
Экспозиции музея: от древности к исламскому искусству
Пре-исламская выставка – третий этаж. Здесь вы увидите артефакты, начинающиеся уже со второго тысячелетия до н.э.: керамика, предметы повседневного обихода, орудия, украшения. Особенно впечатляют ритоны эпохи Ахеменидов — сосуды с животными или сложными узорами, в том числе золотые и серебряные. Есть изделия из Лурестана — бронза, украшения, декоративные вещи — они излучают простоту формы и одновременно мастерство, сохранённое сквозь века.
Ритон — древний сосуд для питья необычной формы. Название происходит от греческого слова ῥυτόν (rhytón), что означает «течь» или «лить». Ритоны были популярны в древних культурах, таких как греческая, римская и, что удивительно – персидская. Истоки ритонов уходят в бронзовый век, когда на территории Евразии использовались питьевые рога. Однако в Греции эта форма обрела новый смысл. В древности ритоны использовали не только для распития вина и его древних аналогов на празднествах, но и в ритуалах. Ритоны применялись на ритуальных возлияниях — вино, масло или даже кровь могли проливаться через специальное отверстие в нижней части сосуда во время жертвоприношений богам. Во время жертвоприношений в некоторых культурах ритоны наполняли кровью принесённых в жертву животных, что подчёркивало их сакральное значение.
Исламское искусство – второй этаж
Два зала, где показана эволюция от раннего ислама через эпохи Сельджуков, Тимуридов и Сефевидов до Каджаров. Фарфор, гончарные изделия, изделия из металла, лакировка, текстиль, детали архитектуры. Важные миниатюры: страницы из Шахнаме, работы школ Тебриза и Герата. Их кисть и цвет говорят не просто о сюжете, но о времени, эстетике, влиянии религии, торговли и культурных обменов.
Миниатюры и каллиграфия – первый этаж
Здесь расположен зал миниатюр и зал каллиграфии. Вы увидите разные стили: Наста‘лик, Насх, Муаххак и др. «Миниатюрный» шедевр: старейшая страница из версии Шахнаме — одна из самых ценных работ, где сочетаются литературная поэзия, художественное мастерство и миниатюрная живопись. Каллиграфия представлена не просто как шрифты, но как произведения искусства: рукописи, цитаты из Корана, поэзии, научных и философских трактатов убраны в форму, цвет, стиль. Стиль миниатюр Резы Аббаси считается революционным: он был одним из первых художников, кто подписывал свои работы, фиксировал дату, содержание — не просто украшения, а личное выражение художника.
Библиотека, реставрация и исследования
Коллекция музея насчитывает ≈ 50 000 предметов, однако на постоянной выставке размещается не более 700 экспонатов. Есть две лаборатории реставрации, мастерские по восстановлению металла, картин, манускриптов. Это одна из продвинутых реставрационных зон в Иране. Библиотека при музее — более 10 000 томов на фарси, английском, французском, немецком языках; подписка на более 50 журналов. Это ресурс не только для туристов, но и для исследователей и студентов.
Как добраться, адрес и часы работы
Адрес: ул. Шариати (Shariati Street), около моста Сейед-Хандан (Seyed Khandan), Тегеран.
Часы работы: обычно музей открыт с 9:00 до 17-18:00 в зависимости от сезона; иногда в летний период до 18:00, в зимний — до 17:00.
Выходной день: как правило, понедельник.
Если вы хотите «войти» в Иран не как турист, а как наблюдатель и исследователь, музей Резы Аббаси — идеальный первый визит. Он помогает выстраивать восприятие: вы увидите, откуда взялись узоры, формы, каллиграфические стили. После галерей музея любой купол, резьба по дереву, элемент интерьера в старом доме или восточная посуда обретает новые грани. Кроме того, музей не перегружен толпами — это шанс увидеть ценности без давления толпы. Вы сможете вдумчиво смотреть детали, задавать вопросы гиду и действительно оставлять впечатления, а не просто фото в Instagram.
Фото из музея Резы Аббаси