Искусство Тажиб – oсвещенная рукопись

Содержание

Тажиб – исламские иллюминированные рукописи. Это уникальное персидское искусство, которое прославилось во многих мусульманских странах тончайшей декоративной росписью. Каллиграфия – самое популярное направление среди множества видов исламского искусства. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать Слово Божие – Коран – красивым почерком, после своей смерти будет жить на небесах. Но кроме искусства каллиграфии в 13 веке в Персии появилось искусство тажиб – оформление рукописей декоративными золотыми орнаментами. Такие рукописи стали сочетать в себе тексты, иллюстрации и декоративные элементы, в результате чего получились великолепные произведения искусства, которые не только визуально привлекательны, но и имеют глубокое религиозное и культурное значение. В 2023 году ЮНЕСКО включила тажиб в список нематериального наследия.

История происхождения тажиба

Слово “tazhib” имеет арабские корни т.к. “захаб” означает “золото”. Словом “тажиб” на востоке обозначали позолоту т.е. золочение и придание золотого блеска поверхностям и страницам книг. Искусство оформление текстов, стихов и рукописей золотыми узорами существовало задолго до прихода ислама. В Древней Персии это ремесло называли “зарнегари”, и занимались им художники ювелиры. Тончайшими золотыми орнаментами они оформляли стихи и персидскую миниатюру. Каллиграфические и позолоченные Кораны первых веков ислама похожи на декоративные картины периода правления династии Сасанидов. Но после прихода ислама в Иран, большинство мастеров зарнегари стали заниматься оформлением Корана.

Сегодня тажиб – это искусство золочения страниц религиозных, научных, культурных и исторических книг, сборников стихов, произведений искусства и прекрасных произведений каллиграфии. Но самые красивые произведения тажиба можно встретить на страницах Священного Корана.

Стили и техники тажиба

Тажиб, как и живопись, имеет свои исторические направления – “школы”, что отличает эту роспись от большинства видов каллиграфии. Среди главных школ золоченых орнаментов стоит упомянуть сельджукскую, бухарскую, теймури, сефевидскую и каджарскую. Их различия можно проследить в методе соединения узоров. Например, бухарскую школу тажиба легко отличить от других школ по обильному использованию черных и темных цветов. В сефевидской школе используется больше бирюзовых и синих оттенков. В разные периоды мастера тажиба использовали свои приемы золочения текста, персидские и турецкие культуры проникали друг в друга, орнаменты смешивались, выражая разный дух живших тогда людей.

Исламские иллюминированные рукописи Ирана отличаются своими уникальными стилями и техниками. Одним из наиболее известных стилей является “шахнаме” – получивший свое название в честь эпической поэмы Фирдоуси. Собственно, пример стиля тажиба шахнаме можно увидеть  на первых иллюстрированных рукописях поэмы, которая запечатлела историю Персии. Для стиля шахнаме характерно обильное и детальное включение миниатюр, обрамленных золотыми орнаментами тажиба.

Другой известный стиль – тажиб рубаи, который использовался для оформления четверостиший персидской поэзии. Тажиб рубаи отличается более лаконичными и геометрическими формами, зачастую абстрактными. Если в них и использовалась персидская миниатбра, то это только растительные вставки и небольшие маниатюры с природой.

Символическое значение тажиба

Золоченые рукописи тажиб из Ирана имеют глубокое символическое значение, которое связано с религиозными и культурными аспектами ислама. Эти рукописи служили не только средством передачи знаний и религиозных текстов, но и выражением веры и духовности. Иллюминированные рукописи часто включают изображения аллегорических существ, растений, архитектурных элементов и геометрических узоров. Каждый из этих элементов имеет свою символику.

Например, изображения цветов и растений символизируют красоту природы и жизненную энергию, а геометрические узоры представляют гармонию, порядок и духовное единство. Золотые и серебряные детали, используемые для украшения рукописей, символизируют божественное светоносное присутствие искусства. Они также подчеркивают важность знаний, просвещения и духовного благополучия. Исламские иллюминированные рукописи Ирана имели огромное влияние на развитие искусства и культуры не только в регионе, но и во всем исламском мире. Их изысканность, техническое мастерство и символическое значение делают их уникальными произведениями искусства, которые привлекают внимание и восхищение искусствоведов и ценителей искусства по всему миру.

Тажиб в Иране

Одними из важнейших произведений тажиба являются рукописи, созданные в эпоху правления династии Тимуридов. Шахи этого периода поощряли художников и давали им возможность развивать искусство написания и оформления книг. Во время их правления в Древней Персии создавались художественные центры для писателей, картографов, каллиграфов, мастеров тажиба, переплетчиков и художников миниатюры. Сегодня религиозные книги, изготовленные в этом городе в ту эпоху, являются одними из самых ценных и красивых книг, которые были созданы.

В эпоху правления династии Сефевидов центром искусства тажиба и каллиграфии стал город Исфахан. Исфаханские мастера добавили к традиционной росписи больше золота, желтого и белого цветов, из-за чего работы этого региона часто называют “сияющими”. Мастера в Исфахане также стали использовать угломеры и линейки, добиваясь невероятной симметрии даже в самых детализированных орнаментах. Сегодня иранский тажиб невозможно рисовать без использования линз, потому что только через увеличительное стекло можно рассмотреть все узоры.

Влияние иранского тажиба на другие страны

Произведения искусства прошлых веков в этой области ясно показывают влияние иранского тажиба на другие страны, такие как Индия, Османская империя и арабские страны. Иранские художники, иммигрировавшие в Индию в раннюю эпоху Сефевидов, основали иранские и индийские школы живописи. Произведения искусства, относящиеся к династиям Великих Моголов в Индии, поистине великолепны. В них определенно просматривается  влияние иранской школы тажиба и персидской миниатюры. Именно иранские художники перенесли искусство в Османскую империю и основали там свою независимую школу. Турки-османы не владели искусством Тажиба, и можно сказать, что это искусство пришло в упадок в арабских странах после того, как иранские художники покинули их.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG