Христианские церкви в Иране

Содержание

История Ирана глубоко переплетена с его религиозной эволюцией. От древней зороастрийской веры, которая предшествовала исламу на тысячи лет, до появления шиитского ислама как государственной религии, прослеживается трансформация религиозных верований на протяжении веков. Подавляющее большинство населения Ирана исповедует шиизм — одно из основных направлений ислама. Это государственная религия Исламской Республики Иран. Тем не менее, в этой стране также есть последователи других религий, в том числе христианства, иудаизма и зороастризма. Христиане составляют большинство среди тех, кто идентифицирует себя с неисламским религиозным меньшинством, и у них более долгая история в Иране, чем у мусульман.

Христианство в Иране исповедует от 500 до 600 тыс. человек. Главным образом христианами являются армяне и ассирийцы – халдо-католики, несториане, но есть и небольшие группы православных христиан. В Иране насчитывается не менее 600 церквей. Из них 90 признаны национальными памятниками, а три дополнительно признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Про самые известные из них расскажем в этой статье.

Монастырь Святого Фаддея (Кара-Келиса)

Одной из старейших и самых известных церквей в Иране является церковь Каре при монастыре Святого Фаддея в горной местности в иранской провинции Западный Азербайджан. Она была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году. Точная дата постройки монастыря неизвестна, но многие историки относят ее к первым христианским храмам.

Согласно традиции Армянской Апостольской Церкви святой Фаддей, также известный как святой Иуда (не путать с Иудой Искариотом ), проповедовал христианство в Армении и Древней Персии. Согласно Моисею Хоренаци, армянскому историку, писавшему в V веке, Фаддей принял мученическую смерть в Армении при царе Санатруке, и почитается как апостол Армянской церкви. Легенда гласит, что церковь, посвященная ему, была построена на месте его могилы в 66 году нашей эры.

От первоначальной структуры монастыря мало что осталось после землетрясения 1319 года, во время которого погибло 75 монахов. Тем не менее, некоторые части, окружающие алтарную апсиду сохранились и датируются 7 веком. Но большая часть нынешней церкви датируется 1811 годом, когда шах Аббас Мирза помогал восстановить монастырь.

Собор Святого Христа Всеспасителя

Свято-Спасский собор, известный также, как Церковь святых сестер, – это кафедральный собор, расположенный в районе Новой Джуги в городе Исфахан. Его обычно называют Ванк, что в переводе с армянского языка означает “монастырь” или “обитель”. Это одна из самых потрясающих и живописных церквей Ирана.

Внутреннее убранство Собора Ванк в Исфахане

Собор был основан в 1606 году и построен сотнями тысяч армян, переселенных шахом Аббасом I в его новую столицу в рамках его политики во время Османской войны 1603-1618 годов. Шах выделил целый район для лучших армянских архитекторов, строителей, инженеров и ремесленников на левом берегу реки Заянде. Там же в 1606 году началось строительство собора законченное в 1665 году под руководством архиепископа Давида. Собор Святого Христа Всеспасителя представляет собой куполообразное святилище, очень похожее на иранскую мечеть, но со значительным дополнением полувосьмиугольной апсиды и приподнятым алтарем, обычно встречающимся в западных церквях. Внешний вид собора выполнен из относительно современной кирпичной кладки и исключительно прост по сравнению с его искусно украшенным интерьером. Внимание каждого посетителя привлекает завораживающе искусная роспись и фрески с библейскими сюжетами и историями из жизни Иисуса Христа. В церкви есть библиотека и музей, где хранятся многие исторические и значимые печатные материалы, принадлежавшие церкви.

Собор Святого Саркиса

Пасхальная служба в Соборе святого Саркиса в Тегеране

Одной из самых известных и самой большой церковью в Иране является церковь Святого Саркиса в Тегеране. Это апостольская и достаточно современная христианская церковь, в которой постоянно проходят службы и богослужения. Согласно армянской традиции святой Саркис был доблестным и честным воином, всегда спешившим защитить слабых и оказать помощь нуждающимся. Он был суровым карателем зла и нечестивцев и защитником беззащитных и невинных. Стены над храмовым алтарем и с двух его сторон покрыты фресками на библейские темы: Святая Мария с Иисусом, Вознесение Христа на небеса, Иоанн Креститель, крестящий Иисуса, и Распятие Иисуса.

Во внутреннем дворе находится мемориал из белого мрамора в память о Геноциде армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Его высота составляет 3,50 метра, а на его постаменте имеются надписи на персидском и армянском языках, а также дата 24 апреля 1915 года. Памятник был открыт 24 апреля 1973 года, в пятьдесят восьмую годовщину геноцида армян.

Церковь Святой Марии

Одной из крупнейших и старейших церквей Ирана является церковь Пресвятой Богородицы, расположенная в Тебризе. Церковь Святой Марии была построена в 12 веке, а самое старое надгробие на церковном кладбище датируется 1600 годом. Известный венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Иран в 1257 году на своем пути в Китай, упомянул эту церковь в своем путевом журнале. Согласно памятной табличке на стене храма, церковь, как и весь город, была разрушена в результате страшного землетрясения в 1780 году, и нынешнее здание было построено на ее руинах с 1782 по 1785 год в сефевидском стиле.

Церковь считается основным местом религиозной деятельности армян Тебриза. Здесь проводятся пасхальные и рождественские службы. В течение многих лет церковь Святой Марии служила резиденцией азербайджанского армянского архиепископа. Стены церкви украшены изысканными изображениями Девы Марии, Иисуса и его учеников.

Монастырь Святого Стефана

Дарашамб или монастырь Святого Стефана Первомученика расположен в исторической области Васпуракан на севере Ирана в провинции Восточный Азербайджан. Он находится в глубоком каньоне на правом берегу реки Аракс вблизи покинутого села Дарашамб. Монастырь Святого Стефана был построен в 9 веке и включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Святой апостол Варфоломей впервые основал церковь на этом месте около 62 года нашей эры. Первый монастырь был построен на этом месте в 7 веке, а позже был расширен в 10 веке. Монастырь пострадал во время войн между сельджуками и Византийской империей в 11-12 веках, но полностью восстановлен в 13 веке. До 15 века он находился на пике своего культурного и интеллектуального влияния, тк его мастера-монахи создавали великолепные картины и иллюминированные рукописи по религии, истории и философии.

Церковь Святого Карапета

История армянской церкви в иранском городе Абадан напрямую связана с поселением армян в порту Абадан на берегу Персидского залива в начале XX века. В 1909 году несколько армянский семей из Тегерана и Тебриза переехали в город для работы в англо-иранской нефтяной компании. Во время Первой мировой войны, после Геноцида армян, здесь также поселились несколько семей из Вана. В начале 1928 года количество армян в Абадане превысило 600 человек, а к середине 20 века численность армянской общины уже насчитывала около 5 000 человек. В общине была школа, спортивный клуб, хор. В 1958 (по другим данным, в 1959) году была открыта церковь Святого Карапета, ставшая главным местом сбора армянского населения Абадана. Близость этой церкви к известной мечети Имама Мусы ибн Джафара является ее самой интригующей особенностью. Она превосходно отражает родство и уважение, существующие между последователями многих вероисповеданий в Иране.

Свято-Николаевский собор

Церковь Святителя Николая Чудотворца – приходской храм Русской православной церкви в Тегеране. В конце 16 века монах Никифор основал в Персии первый русский православный приход. К началу 20 века в Иране действовала русская духовная миссия, а к 1917 году насчитывалось около пятидесяти русских православных храмов. Однако в начале 1920-х годов большинство созданных храмов были утрачены. После октябрьского переворота советское правительство прекратило финансирование российских учреждений в Персии, в том числе и Российской Императорской миссии в Тегеране. Её служащие, равно как и члены причта миссийской церкви, остались без средств к существованию. Настоятель храма архимандрит Василий (Бирюков) уехал в Россию.

В первой половине 1940-х годов благодаря пожертвованиям русских эмигрантов на северной окраине Тегерана появился русский храм – Николаевский собор, находившийся в ведении Русской православной церкви заграницей. Иконостас для храма был сохранён и перенесён из ранее закрытой Александро-Невской посольской церкви, часть утвари перенесена из ранее арендованного под храм здания на улице Аромане. Одновременно с храмом был построен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. В 1995 году по просьбе его прихожан Николаевский храм был присоединён к Московскому патриархату.

Церковь Кантора

Церковь Кантора или Русская Церковь  – русская православная церковь в Казвине. Она была построена в 1905 году для русских инженеров, нанятых для строительства железной дороги в Казвине. Часовня, как и другие церкви, имеет крестообразный план с алтарем, обращенным на восток. Вход окружен двумя стенами, украшенными крестами. У входа находится трехэтажная колокольня, ограниченная небольшим куполом. С первого этажа колокольни часовни открывается великолепный вид на окружающее поле. Мощеный погост ведет к множеству могил, одна из которых принадлежит российскому летчику, погибшему во время крушения его самолета. Перед церковью находится памятник российскому дорожному инженеру.

Монастырь Дзор Дзор

Дзордзорский монастырь – армянский монастырь, от которого сохранилась лишь часовня Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) X века. Она находится на реке Зангмар в провинции Западный Азербайджан. Завораживающее здание этой cвятой часовни было завершено в 10 веке и монастырь имел большое влияние в XIV веке как образовательный и теологический центр, а также стал одним из важных центров армянской каллиграфии в Иране. Поскольку весь регион находился в арене непрерывных войн, особенно во время длительных войн между Персией и Османской империей, армяне региона рассеялись по разным местам. Небольшое количество оставшихся постепенно ассимилировалось с местным населением, и, в результате, с 1680-х годов Дзордзорский монастырь перестал существовать.

В 1987-1988 годах министерство энергетики Ирана приняло решение о строительстве плотины Маку для орошения сельскохозяйственных угодий на реке Зангмар. Поскольку это действие поставило бы монастырь под угрозу, при содействии Организации культурного наследия, ремесел и туризма, Министерства энергетики и с согласия Армянского прелатства Тебриза, часовня Пресвятой Богородицы была перенесена в более безопасное место на 600 метров дальше и на 110 метров выше.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Читайте также:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG