Площадь Накш-е Джахан, расположенная в самом сердце Исфахана, является одной из самых красивых общественных площадей в мире и центром притяжения как туристов, так и самих иранцев. Площадь Накш-е Джахан является второй крупнейшей площадью в мире и находится в числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Европейские путешественники, впервые попавшие в Исфахан, замирали в изумлении, потому что не каждая европейская столица могла похвастаться таким изысканным архитектурным ансамблем. На площади располагаются главные достопримечательности Исфахана: мечеть шейха Лотфоллы, мечеть Шаха, а также дворец Али-Капу и базар Солтани.

ПЛОЩАДЬ НАКШ-Е ДЖАХАН

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ

За всю историю название площади менялось несколько раз. Изначально её называли площадью Шаха. Исламская революция в 1979 году внесла свои коррективы, название официально сменилось и её стали называть площадью Имама, в честь революционного лидера Айятоллы Хомейни. Между тем как у самих жителей Ирана, так и у туристов распространение получило совсем другое название площади: Накш-е-Джахан. И прежде всего, стоит разобрать, что же оно означает.
В переводе с языка персов, Накш-е-Джахан означает «картина мира». В XVI – XVIII веках правление в Иране принадлежало династии Сефевидов и история данной площади крепко связана с временами их правления. На пике своего могущественного правления Сефевидское государство оказалось в годы царствования Аббаса I Великого с 1588 по 1629. В это время было принято решение перенести столицу государства из города Казвина, находящегося на севере Ирана, в Исфахан – более южный город. Именно в этот временной период за городом и закрепилось название «половина мира», что было очень оправдано: в городе было столько прекрасных и одновременно удивительных вещей, что оценить все величие Исфахана можно было лишь объехав половину мира. Ну а столичная площадь «картина мира» удивляет туристов не только своим размахом, но и необыкновенной архитектурой.

ИСТОРИЯ ГОРОДА - ИСТОРИЯ ПЛОЩАДИ

После того, как Аббас I объявил о переносе столицы из Казвина в Исфахан, потребовалось почти 6 лет, чтобы осуществить этот указ. В этот период в городе обосновались и трудились большое количество деятелей искусств и архитекторов. Перед мастерами стояла довольно сложная задача: они должны были осуществить практически полную перепланировку города и заменить элементы старой застройки. Планировалось полностью преобразить город, который претендовал на почётный статус столицы великого государства. Из тесного закрытого города с извилистыми улочками из Исфахана задумывалось сделать открытый город с широкими проездами. При этом, не должно было быть нанесено ущерба уже сложившемуся образу города.
На выполнение такого проекта ушло несколько десятков лет. В первую очередь изменения коснулись старой площади города – Мейдан-е Кохне. Площадь совершенно не оправдала ожидания Аббаса I относительно того, какой должна быть столичная площадь государства, численность населения которого в то время подошла к отметке в пол миллиона человек. Нужно было построить такую площадь, которая бы притягивала и местных жителей, и путешественников, а также, стала символом власти великой державы. Таким образом, в XVI – XVII веке в городе Исфахан и начинается строительство знаменитой площади Накш-е-Джахан.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

1590 – 1591: начинается оформление площади, как городского пространства, строители выравнивают территорию будущей достопримечательности, делая её прямоугольной формы. Происходит окружение площади одноэтажным арочным рядом. В западной части Накш-е-Джахан возводятся ворота Али-Капу, предназначение которых заключалось в разделении общественных городских территорий от шахских садов.
В северной части площади был построен базар, так как он обязан был удовлетворять потребности местных элитных особняков, а также, нужды их посетителей, он получает название королевского базара, другими словами Базар-е Кейсарийе. Это было важной частью строительства, поскольку базар и наличие площадей для торговли благоприятствовало становлению торговых связей между старым торговым центром города и новой площадью Накш-е-Джахан, на которой теперь была сконцентрирована основная торговая деятельность Исфахана.
1602: продолжается строительство на площади. Планируется сделать Накш-е-Джахан более комфортной, причём не только для покупателей базара, но и для торговцев и ремесленников. Для этого добавили ещё один ряд с торговыми помещениями, а также, был достроен второй этаж. Естественно, территория площади уменьшилась после этого, но с экономической точки зрения – это был выгодный манёвр. Теперь весь комплекс представлял собой галерею, имеющую огромное количество торговых палаток с обеих сторон от прохода, а также, на втором этаже расположились торгово-ремесленные помещения.
В XVII веке приступают к строительству двух удивительных сооружений эпохи правления сефевидов: мечети Шаха (мечеть Имама) и мечети шейха Лутфуллы. Таким образом, строения возведенные на площади в XVII веке сохранились и в наши дни.

ЗНАЧЕНИЕ НАКШ-Е ДЖАХАН

Площадь выполняла несколько значимых для своего государства функций. Она стала не только центром экономической жизни в стране, но и стала местом проведения различных официальных мероприятий и религиозных обрядов. Здесь устраивали праздничные торжества с фейерверками, проходили военные парады и различные соревнования. Сейчас вся поверхность площади выложена камнем, а тогда, в XVII веке Накш-е-Джахан специально засыпали песком для проведения популярной игры чоуган-бази. Местные мастера миниатюры любили изображать в своих творениях игру на главной площади. По краям Накш-е-Джахан и сейчас сохранились ворота для этой популярной игры.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НА ПЛОЩАДИ

Накш-е-Джахан – пространство, которое имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 160 и 560 м. Вся территория площади составляет почти 9 га, по центру которой расположилась парковая зона отдыха с бассейном и фонтанами.
Совершенно точно, что интерес туристов привлекают строения, которые есть на каждой из сторон Накш-е-Джахан. В западной части площади раскинулся дворец Али-Капу, в северной стороне – Базар-е Кейсарийе, в восточной части Накш-е-Джахан можно лицезреть вход, ведущий в мечеть шейха Лутфуллы и наконец, в южной части площади расположилась мечеть Шаха.

АРХИТЕКТУРА ПЛОЩАДИ

Все элементы, которые есть на площади, в том числе строения, расположенные по сторонам, относятся к одной исторической эпохи и выполнены в едином стиле. Сооружения являются дополнением друг друга не только в архитектурном стиле, но и в смысловом отношении. Именно поэтому следует более подробно познакомиться с каждым из упомянутых сооружений.

Начать стоит с дворца Али-Капу, историческое название которого переводится как «высокие ворота». Изначально дворец планировался как центральные ворота, которые будут открывать вход в дворцовый ансамбль, где размещены павильоны. Здание имеет 5 этажей и оборудованное место для правящей особы, откуда открывается вид на главную площадь. Строительство дворца началось в XVII веке по распоряжению Аббаса I. Здесь он принимал почётных гостей и послов других государств, а также, праздновал иранский праздник Новруз. Художественное оформление дворца поражает своей красотой, над которой трудился придворный художник Резы Аббаси со своими учениками. В росписи преобладают анималистические и цветочные мотивы.
Перемещается от дворца в северную часть площади, где расположен Базар-е Кейсарийе. Базар стал лишь отдельной частью всего торгового комплекса Исфахана. Он соединялся с другими базарами другими проулками и проходами. Заплутать в этих рядах не составит никакого труда, особенно засмотревшись на товары, предлагаемые местными мастерами. Эти многочисленные проходы являются важной коммуникативной системой, используемой для перемещения товаров. Если раньше товары прибывали в караванах на мулах и верблюдах, то сейчас их привозят на грузовых машинах, а после складирования переправляют в торговые точки.
Далее расположилась мечеть шейха Лутфуллы, которая отлично видна с портика, расположенного напротив дворца. Строительством мечети занимался архитектор Моххамад Резой Исфахани и предназначалась она только для членов правящей семьи. Так как мечеть не была предусмотрена для общественного пользования, в ней отсутствуют минареты. Строительство продолжалось с 1602 по 1618 годы. Мечеть выстроена из камня и символизирует как приверженность шиизму, так и благочестие самого шаха. Свое название она получила в честь шейха Лутфуллы, богослова, который был приглашён в Иран для преподавания шиитского толка.

В завершении этого небольшого обзора архитектурных памятников площади Накш-е-Джахан следует обратить внимание на грандиозное и великое сооружение: мечеть Шаха, расположившуюся в южной части площади. Эта мечеть стала завершающим этапом строительства под руководством Аббаса I. На создание этого памятника архитектуры ушло почти 20 лет. Известно, что мечеть стала не только центром религиозного отправления, но и местом для общения и встреч местных жителей. Масджед-е Шах планировалась как мечеть, которая будет в состоянии уместить в себе все население города Исфахана на пятничной молитве. Оформлением главного входа стал портал, имеющий вид прямоугольника в вертикальном положении.

Обе эти мечети облицованы расписанными вручную плитками из керамики, которые создают довольно интересные орнаменты. Они покрывают не только помещения мечети, но и купол, и минареты, именно поэтому строительство мечетей заняло несколько десятков лет. Следует обратить внимание на то, что мечеть Лутфуллы отличается отделкой, выполненной в золотистых цветах, в то время как мечеть Шаха может похвастаться разными оттенками голубого, синего и бирюзового цветов. Облицовка мечетей выполнена в технике хафт-ранги, позже распространилась по всему Ирану и была востребована и в последующие эпохи.

ЗНАЧЕНИЕ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

В 1979 Накш-е-Джахан была внесена в список культурных объектов наследия ЮНЕСКО. Кроме того, архитектурные строения площади признали гениальными шедеврами человеческого творения. Таким образом, площадь Имама стала не только историческим объектом, но и оказала влияние на мировую культуру.

Строительство площади оказало огромное влияние на будущее развитие архитектуры и живописи, а также, декоративно-прикладного искусства в Исфахане. Преобразования, которые произошли в городе во время правления сефевидов понесли за собой полное переосмысление понятия архитектуры города в период Средневековья.
Благодаря нововведениям иранских архитекторов того времени, полностью изменился облик Исфахана, который теперь ассоциируется у жителей и туристов с голубым цветом мечети Шаха. В глазах путешественников Иран остался государством с разноцветными, богато украшенными зданиями, декорированными различными элементами. При оформлении любого из многочисленных строений на площади Накш-е-Джахан, было изменено мнение о том, как должно выглядеть здание: там нет неброской снаружи постройки, которая имеет роскошное оформление внутри. Строители того времени одинаково заботились как о внешнем, так и о внутреннем виде сооружения. Каждое здание на площади отличается роскошью и богатством, причём внутренняя отделка нисколько не уступает внешним изыскам. Именно в этом заключалась задумка города, пол мира за который можно отдать не раздумывая.
Важно и то, что Накш-е-Джахан является памятником творения человека и в частности, сефевидских архитекторов. А на Базар-е Кейсарийе и в наше время есть возможность стать частью многовековых традиций и на себе ощутить эту связь времен.
подпишитесь на наши соцсети

ВИДЕО НАКШ-Е ДЖАХАН

Play Video
Play Video
Play Video

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.