За всю историю название площади менялось несколько раз. Изначально её называли площадью Шаха. Исламская революция в 1979 году внесла свои коррективы, название официально сменилось и её стали называть площадью Имама, в честь революционного лидера Айятоллы Хомейни. Между тем как у самих жителей Ирана, так и у туристов распространение получило совсем другое название площади: Накш-е-Джахан. И прежде всего, стоит разобрать, что же оно означает.
В переводе с языка персов, Накш-е-Джахан означает «картина мира». В XVI – XVIII веках правление в Иране принадлежало династии Сефевидов и история данной площади крепко связана с временами их правления. На пике своего могущественного правления Сефевидское государство оказалось в годы царствования Аббаса I Великого с 1588 по 1629. В это время было принято решение перенести столицу государства из города Казвина, находящегося на севере Ирана, в Исфахан – более южный город. Именно в этот временной период за городом и закрепилось название «половина мира», что было очень оправдано: в городе было столько прекрасных и одновременно удивительных вещей, что оценить все величие Исфахана можно было лишь объехав половину мира. Ну а столичная площадь «картина мира» удивляет туристов не только своим размахом, но и необыкновенной архитектурой.
После того, как Аббас I объявил о переносе столицы из Казвина в Исфахан, потребовалось почти 6 лет, чтобы осуществить этот указ. В этот период в городе обосновались и трудились большое количество деятелей искусств и архитекторов. Перед мастерами стояла довольно сложная задача: они должны были осуществить практически полную перепланировку города и заменить элементы старой застройки. Планировалось полностью преобразить город, который претендовал на почётный статус столицы великого государства. Из тесного закрытого города с извилистыми улочками из Исфахана задумывалось сделать открытый город с широкими проездами. При этом, не должно было быть нанесено ущерба уже сложившемуся образу города.
На выполнение такого проекта ушло несколько десятков лет. В первую очередь изменения коснулись старой площади города – Мейдан-е Кохне. Площадь совершенно не оправдала ожидания Аббаса I относительно того, какой должна быть столичная площадь государства, численность населения которого в то время подошла к отметке в пол миллиона человек. Нужно было построить такую площадь, которая бы притягивала и местных жителей, и путешественников, а также, стала символом власти великой державы. Таким образом, в XVI – XVII веке в городе Исфахан и начинается строительство знаменитой площади Накш-е-Джахан.
1590 – 1591: начинается оформление площади, как городского пространства, строители выравнивают территорию будущей достопримечательности, делая её прямоугольной формы. Происходит окружение площади одноэтажным арочным рядом. В западной части Накш-е-Джахан возводятся ворота Али-Капу, предназначение которых заключалось в разделении общественных городских территорий от шахских садов.
В северной части площади был построен базар, так как он обязан был удовлетворять потребности местных элитных особняков, а также, нужды их посетителей, он получает название королевского базара, другими словами Базар-е Кейсарийе. Это было важной частью строительства, поскольку базар и наличие площадей для торговли благоприятствовало становлению торговых связей между старым торговым центром города и новой площадью Накш-е-Джахан, на которой теперь была сконцентрирована основная торговая деятельность Исфахана.
1602: продолжается строительство на площади. Планируется сделать Накш-е-Джахан более комфортной, причём не только для покупателей базара, но и для торговцев и ремесленников. Для этого добавили ещё один ряд с торговыми помещениями, а также, был достроен второй этаж. Естественно, территория площади уменьшилась после этого, но с экономической точки зрения – это был выгодный манёвр. Теперь весь комплекс представлял собой галерею, имеющую огромное количество торговых палаток с обеих сторон от прохода, а также, на втором этаже расположились торгово-ремесленные помещения.
В XVII веке приступают к строительству двух удивительных сооружений эпохи правления сефевидов: мечети Шаха (мечеть Имама) и мечети шейха Лутфуллы. Таким образом, строения возведенные на площади в XVII веке сохранились и в наши дни.
Площадь выполняла несколько значимых для своего государства функций. Она стала не только центром экономической жизни в стране, но и стала местом проведения различных официальных мероприятий и религиозных обрядов. Здесь устраивали праздничные торжества с фейерверками, проходили военные парады и различные соревнования. Сейчас вся поверхность площади выложена камнем, а тогда, в XVII веке Накш-е-Джахан специально засыпали песком для проведения популярной игры чоуган-бази. Местные мастера миниатюры любили изображать в своих творениях игру на главной площади. По краям Накш-е-Джахан и сейчас сохранились ворота для этой популярной игры.
Накш-е-Джахан – пространство, которое имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 160 и 560 м. Вся территория площади составляет почти 9 га, по центру которой расположилась парковая зона отдыха с бассейном и фонтанами.
Совершенно точно, что интерес туристов привлекают строения, которые есть на каждой из сторон Накш-е-Джахан. В западной части площади раскинулся дворец Али-Капу, в северной стороне – Базар-е Кейсарийе, в восточной части Накш-е-Джахан можно лицезреть вход, ведущий в мечеть шейха Лутфуллы и наконец, в южной части площади расположилась мечеть Шаха.
Начать стоит с дворца Али-Капу, историческое название которого переводится как «высокие ворота». Изначально дворец планировался как центральные ворота, которые будут открывать вход в дворцовый ансамбль, где размещены павильоны.
Здание имеет 5 этажей и оборудованное место для правящей особы, откуда открывается вид на главную площадь. Строительство дворца началось в XVII веке по распоряжению Аббаса I. Здесь он принимал почётных гостей и послов других государств, а также, праздновал иранский праздник Новруз.
Художественное оформление дворца поражает своей красотой, над которой трудился придворный художник Резы Аббаси со своими учениками. В росписи преобладают анималистические и цветочные мотивы.
Перемещается от дворца в северную часть площади, где расположен Базар-е Кейсарийе. Базар стал лишь отдельной частью всего торгового комплекса Исфахана. Он соединялся с другими базарами другими проулками и проходами. Заплутать в этих рядах не составит никакого труда, особенно засмотревшись на товары, предлагаемые местными мастерами.
Эти многочисленные проходы являются важной коммуникативной системой, используемой для перемещения товаров. Если раньше товары прибывали в караванах на мулах и верблюдах, то сейчас их привозят на грузовых машинах, а после складирования переправляют в торговые точки.
Далее расположилась мечеть шейха Лутфуллы, которая отлично видна с портика, расположенного напротив дворца. Строительством мечети занимался архитектор Моххамад Резой Исфахани и предназначалась она только для членов правящей семьи. Так как мечеть не была предусмотрена для общественного пользования, в ней отсутствуют минареты. Строительство продолжалось с 1602 по 1618 годы. Мечеть выстроена из камня и символизирует как приверженность шиизму, так и благочестие самого шаха. Свое название она получила в честь шейха Лутфуллы, богослова, который был приглашён в Иран для преподавания шиитского толка.
Обе эти мечети облицованы расписанными вручную плитками из керамики, которые создают довольно интересные орнаменты. Они покрывают не только помещения мечети, но и купол, и минареты, именно поэтому строительство мечетей заняло несколько десятков лет. Следует обратить внимание на то, что мечеть Лутфуллы отличается отделкой, выполненной в золотистых цветах, в то время как мечеть Шаха может похвастаться разными оттенками голубого, синего и бирюзового цветов. Облицовка мечетей выполнена в технике хафт-ранги, позже распространилась по всему Ирану и была востребована и в последующие эпохи.
Строительство площади оказало огромное влияние на будущее развитие архитектуры и живописи, а также, декоративно-прикладного искусства в Исфахане. Преобразования, которые произошли в городе во время правления сефевидов понесли за собой полное переосмысление понятия архитектуры города в период Средневековья.
Благодаря нововведениям иранских архитекторов того времени, полностью изменился облик Исфахана, который теперь ассоциируется у жителей и туристов с голубым цветом мечети Шаха. В глазах путешественников Иран остался государством с разноцветными, богато украшенными зданиями, декорированными различными элементами. При оформлении любого из многочисленных строений на площади Накш-е-Джахан, было изменено мнение о том, как должно выглядеть здание: там нет неброской снаружи постройки, которая имеет роскошное оформление внутри. Строители того времени одинаково заботились как о внешнем, так и о внутреннем виде сооружения. Каждое здание на площади отличается роскошью и богатством, причём внутренняя отделка нисколько не уступает внешним изыскам. Именно в этом заключалась задумка города, пол мира за который можно отдать не раздумывая.
Важно и то, что Накш-е-Джахан является памятником творения человека и в частности, сефевидских архитекторов. А на Базар-е Кейсарийе и в наше время есть возможность стать частью многовековых традиций и на себе ощутить эту связь времен.