Исфахан - один из самых великолепных городов Ирана, часто описывается как «Половина Мира» и является местом, где переплетаются история, культура и искусство Персии. Этот город, богатый своим наследием и архитектурой, предлагает уникальный опыт для туристов, стремящихся исследовать красоту и глубину персидской цивилизации.

Одной из самых знаменитых достопримечательностей Исфахана является площадь Накш-е Джахан, вторая по величине площадь в мире после китайской Тяньаньмэнь. Архитектурный ансамбль площади образуют три главные архитектурные доминанты - мечеть Шейха Лотфуллаха, дворец Али Капу и самая большая мечеть Исфахана - мечеть Имама (бывшая мечеть Шаха). Она является одним из величайших творений исламского мира. С ее величественными куполами, изысканной плиткой и великолепными минаретами, мечеть Шаха является примером высшего мастерства персидских архитекторов.

мечеть имама (шаха)
История строительства

В 1598 году, когда шах Аббас решил перенести столицу своей Персидской империи из северо-западного города Казвин в центральный город Исфахан, он инициировал то, что впоследствии стало одной из величайших программ в истории Персии. Он решил полностью перестроил древний город на современный лад. Из всех городов шах выбрал Исфахан не просто так. Город, через который протекает рекой Заянде («Живительная река»), напоминал зеленый оазис посреди засушливых провинций. Город был гораздо ближе к побережью Персидского залива, который недавно стал важным торговым маршрутом для голландской и британской Ост-Индских компаний. И при этом Исфахан, в отличие от прочих столиц, находился достаточно далеко от границы империи, исключая внезапные нападения со стороны соседнего главного соперника Ирана – Османской империи.

Картина французского архитектора Паскаля Косте, посетившего Персию в 1841 году. На картине изображен главный двор с двумя айванами. Айван справа увенчан голдастом , который во многих персидских мечетях заменил минареты.

Главным архитектором новой столицы стал Шейх Бахаи (Баха ад-Дин аль-Амили), который сосредоточил проект перестройки города на двух ключевых особенностях генерального плана Шаха Аббаса: проспекте Чахар Баг, вдоль которого с обеих сторон расположились главные учреждения города, и площади Накш-э Джахан. До прихода шаха к власти в Персии существовала децентрализованная структура власти, в которой различные институты боролись за власть, включая как военных (Кызылбаш), так и губернаторов различных провинций, составляющих империю. Шах Аббас хотел подорвать эту политическую грызню, и воссоздание Исфахана как великой столицы Персии было важным шагом в централизации власти. Построив площадь Накш-е Джахан, как центр новой столицы, шах собрал “на своем заднем дворе” три основных ветви власти в Персии – духовенство, представленное Мечетью Шаха, торговцев, представленных на Большом Базаре, и, конечно же, власть самого шаха, проживающего во дворце Али-Капу.

Жемчужиной площади и центра Исфахана стала мечеть Шаха – Масджед-е Шах. Она заменила гораздо более старую мечеть Джаме в проведении пятничных молитв. Но чтобы это получилось, мечеть Шаха была спроектирована не только с расчетом олицетворять величие и могущество шахской династии, но и с учетом всех духовных и религиозных потребностей. Кроме самой мечети шейх Бахаи запланировал строительство двух религиозных школ и зимней мечети, закрепленной по обе стороны от нее.

Шах Аббас очень спешил и торопил строителей закончить мечеть при его жизни. Многими этапами пренебрегли, хотя один из архитекторов – Абу Касима – предупреждал об опасности проседания фундамента. Архитектор оказался прав: в 1662 году здание пришлось подвергнуть капитальному ремонту и практически полностью заменить фундамент. Отделку мечети решено было выполнить семицветной настенной плиткой, что было дешевле и быстрее. Эту работу выполнили одни из лучших мастеров страны, а всю работу контролировал мастер-каллиграф Реза Аббаси. В конце концов, последние штрихи к мечети были сделаны в конце 1629 года, через несколько месяцев после смерти шаха.

Многие историки отмечают своеобразную ориентацию площади Накш-е Джахан. Эта площадь не располагалась на одной линии с Меккой. Если зайти во входной портал мечети, человек, почти не осознавая этого, делает полуповорот, что позволяет главному двору смотреть лицом к Мекке. Архитектурное видение Шейха Бахаи заключалось в том, чтобы мечеть была видна везде, где бы ни находился человек на площади. Если бы основная ось Накш-е Джахан совпадала с осью Мекки, купол мечети был бы скрыт от глаз высоким входным порталом, ведущим к нему. Создав угол между ними, две части здания, входной портал и купол, находятся в прекрасном обзоре, которым могут любоваться все, кто находится на площади.

архитектура мечети
Династия Сефевидов во многом реформировала Персидскую империю, и строительство мечети Шаха не стало исключением. Формат четырех айванов, утвержденный династией Сельджуков и унаследованный Сефевидами, прочно утвердил новую архитектуру внутреннего фасада с высокими порталами входов со всех сторон, как более важный архитектурный элемент, уступающий даже важности самого главного здания. Во время правления Сельджуков, когда исламский мистицизм был на подъеме, а персы искали новый тип архитектурного дизайна, который подчеркивал бы персидскую идентичность, была принята конструкция из четырех айванов. Персы уже имели богатое архитектурное наследие, и особая форма айвана была фактически взята из более ранних проектов сасанидских дворцов, таких как Дворец Ардашира. Формат четырех айванов имел форму центрального двора квадратной формы с большими входами с каждой стороны, создавая впечатление ворот в духовный мир.
С площади Накш-е Джахан в мечеть Шаха ведет вход-айван в форме полукруга, напоминающего утопленный полумесяц, высотой 27 метров. Арка обрамлена бирюзовым орнаментом и украшена богатым сотовым сводом. Такое оформление называется мукарнас и является отличительной чертой персидской архитектуры. По бокам возвышаются два минарета высотой 42 метра, увенчанные красиво резными деревянными балконами со стекающими по бокам мукарнами. Мастер-каллиграф королевского двора Реза Аббаси написал дату закладки фундамента строительства, а кроме того, стихи, восхваляющие Мухаммеда и Али. В середине, перед входом, располагается небольшой бассейн и место для отдыха лошадей, а внутри прихожане подходили к большому мраморному бассейну, наполненному пресной водой. или лимонадом.
Пройдя через входной портал вы попадаете в главный двор, сосредоточенный вокруг большого бассейна. Двое ворот (айванов) по бокам привлекают внимание к главным воротам в дальнем конце, единственным с минаретами, а за ними – высокому куполу с ярким орнаментом. Отличительной особенностью любой мечети является минарет, а в Масджид-э Шах их четыре. Тем не менее, в персидских мечетях высокие минареты считались непригодными для призыва к молитве, и для этой конкретной цели добавляли эдикулу, известную на персидском языке как голдаст, который в мечети Шаха стоит на вершине.
купол мечети шаха

В VII веке купола часто появлялись в архитектуре мечетей. Самым старым персидским зданием с куполом является дворец Ардашир в Фирузабаде, который был построен примерно на четыре столетия раньше распространения ислама. Персы строили такие купола уже несколько столетий, и при строительстве мечети Шаха в Исфахане мастера Сефевидов в значительной степени заимствовали доисламские знания в области купольной архитектуры. Для создания перехода от восьмиугольной структуры здания к круглому куполу они использовали скосы, прикрывая переходы богатой сетью мукарн. 

Возрождение персидского купольного строительства было инициировано Сефевидами в архитектуре ансамбля площади Накш-е Джахан. Отличительной особенностью персидских куполов, которая отличает их от куполов, созданных в христианском мире или в Османской империи и Империи Великих Моголов, была красочная плитка. Персы покрывали как внешнюю часть куполов, так и внутреннюю. После строительства мечети Шаха десятки куполов появились в Исфахане, отчетливо выделяясь на горизонте синим и золотым оттенками. Они отражали свет солнца, и выглядели как сверкающие драгоценные камни. Один из путешественников того времени сравнил Исфахан с россыпью бирюзы, оправленной в золото. Купол Масджед-э Шаха высотой в 53 метра стал самым высоким в городе. 

мозаики мечети шаха
Мечеть Имама (Шаха) представлял собой огромное сооружение, состоящее из более чем 18 миллионов кирпичей и 475 000 изразцовых плиток. Для оформления использовался новый стиль мозаики – Семь Цветов. В более ранних иранских мечетях плитки изготавливались из фаянсовой мозаики. Это был медленный и дорогостоящий процесс, при котором крошечные кусочки вырезались из монохромных плиток и собирались для создания замысловатых узоров. При использовании метода Семь Цветов мастера наносят все цвета одновременно, а затем обжигают плитку. Это дешевле, быстрее и позволяет использовать более широкий диапазон цветов, создавая более богатые узоры. Низкая влажность воздуха в Персии сохранила цвета яркими, а контрасты между различными узорами – намного более сильными, чем то, что можно было достичь в Европе, где при схожей технологии цвета плитки быстро тускнели и теряли внешний вид.
При строительстве мечети Имама (Шаха) архитекторы использовали большое количество мрамора. По всему зданию от входного портала и до главного здания нижние два метра стен покрыты бежевым мрамором с красивыми резными столбами с каждой стороны двернях проемов и резными надписями. Выше этого уровня начинается мозаика, покрывающая остальную часть мечети.
Входной портал мечети украшен лучшим в здании изразцовым декором. Он полностью выполнен из плиточной мозаики в полной палитре семи цветов – темный персидский синий, светлый турецкий синий, белый, черный, желтый, зеленый и бежевый. Айван обрамляет широкая полоса с надписями с религиозными текстами, написанными белым шрифтом тулут на темно-синем фоне. Плитка в мечети Шаха преимущественно синяя, за исключением крытых залов здания, которые позже были облицованы плиткой более прохладных желто-зеленых оттенков. Северный портал мечети, ведущий на площадь Накш-е Джахан обычно находится в тени, но, поскольку он покрыт мозаикой, он сияет преимущественно синим светом необычайной интенсивности. Орнамент сооружений совершенно традиционен, поскольку он повторяет классические иранские мотивы символического призыва к плодотворности и эффективности. В симметричных аркадах и сбалансированных айванах утопают в бесконечных волнах замысловатых арабесок золотисто-желтого и темно-синего цветов, дарующих зрителю пространство внутреннего спокойствия.
помещения мечети шаха
Многие посетители мечети замечают забавный акустический эффект в центральной точке под куполом. Изобретательные иранские архитекторы так спроектировали пространство, что имам мог говорить приглушенным голосом и при этом быть четко услышанным всеми внутри здания.
Михраб на юго-западной стене указывает направление на Мекку. Над ним люди шаха поставили инкрустированный золотом шкаф, в котором хранились две реликвии: Коран, который, как говорят, был скопирован Имамом Резой, и окровавленная одежда Имама Хусейна. Говорят, что халат никогда не демонстрировался, но обладал магической силой – его поднимали на конце пики на поле боя и считалось, что он поможет разгромить врага.
Со стороны главного двора в айване, обращенном на восток, располагалась религиозная школа – медресе. На нем сохранилась надпись каллиграфа Мухаммада Ризы Имами, восхваляющую Четырнадцать Непорочных – Мухаммеда, Фатиму и Двенадцать Имамов. Айван в западном углу ведет к еще одному медресе и зимней мечети. В собственном частном дворе можно найти знаменитые солнечные часы, изготовленные шейхом Бахаем.
подпишитесь на наши соцсети
видео мечети шаха

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.