Еще в начале нашей эры Шелковый путь соединял такие могущественные древние империи, как Рим, Парфянское царство, Кушанское царство и Китай. Основные маршруты через Иран сложились к началу I века нашей эры. Ветвь «имперской дороги», начинавшаяся в Герате (сегодняшний Афганистан), вела на север в Мерв и далее в Самарканд, где эта дорога сливалась с Шелковым путем из Китая через оазисы Восточного Туркестана. Территория Малой Азии и Сирии была связана с Шелковым путем сухопутной дорогой, ведущей вдоль Евфрата к гаваням Персидского залива, и древним караванным путем из Сирии через Иран.
Чтобы торговцы, паломники и путешественники, во множестве следовавшие путями караванов, чувствовали себя в безопасности, на Шелковом пути строились много численные караван-сараи. Персидские караван-сараи представляли собой постоялые дворы вдоль торговых путей, предоставлявшие кров, пищу и воду караванам, паломникам и другим путешественникам. Караван-сараи Древней Персии, во множестве сохранившиеся на территории Ирана, считаются наиболее влиятельными и ценными образцами караван-сараев. Это не просто точки на торговых путях, а архитектурные шедевры, демонстрирующими широкий спектр стилей, адаптации к климатическим условиям и строительных материалов.
Разбросанные на тысячи километров и действовавшие на протяжении многих веков, они не забыты и сейчас. В некоторых из них, особенно в пустынных регионах, устроены эко-кемпинги и музеи под открытым небом. Еще большее количество переделаны в аутентичные отели, в которых можно остановиться туристу. Про самые необычные из них расскажем в этой статье.
Что такое караван сарай?
Караван-сараями являлись строения, возведённые по всему маршруту Шелкового пути и служившие приютом для странствующих купцов. Здесь караваны останавливались на привал, а затем продолжали свой путь. Из Китая через Персию (Иран) до Турции, караван-сараи на Шелковом пути обеспечивали торговцам не только качественное питание, отдых и время для подготовки к продолжению пути, но и возможность обмена товарами на местных рынках с другими путешественниками, что способствовало культурному и языковому обменам. Таким образом, караван-сараи играли значимую роль не только в восстановлении сил путешественников на Шелковом пути, но также в культурном обогащении и развитии сотрудничества.
Совсем немного известно о происхождении караван-сараев. Этимологическое значение слова происходит от персидского словосочетания kārvān (караван или группа странствующих) и sara (дворец или крепость) с добавлением турецкого суффикса –yi. Один из первых таких построек находится в оазисе города Пальмира, в Сирии, который был возведён в III веке до н. э. и служил приютом для путешественников, пересекающих сирийскую пустыню. Его впечатляющие руины до сих пор являются памятником на пересечении торговых путей Персии, Индии, Китая и Римской империи.
С развитием торговых путей и увеличением их прибыли, караван-сараи становились все более необходимыми, и с X по XIX века их строительство развивалось на всей территории Центральной Азии, особенно в периоды политической и социальной стабильности. Простираясь от Китая до индийского субконтинента, Ирана, Кавказа, Турции и до самой Северной Африки, России и Восточной Европы, создавалась сеть караван-сараев, многие из которых сохранились до наших дней.
караван сарай Мадаршах
Караван-сараи располагались на оптимальном расстоянии друг от друга, что помогало предотвратить расходы торговцев на ночлег на опасных дорогах (в частности, для обеспечения сохранности их ценного груза). Таким образом, караван-сараи были построены каждые 30-40 километров в благоустроенных областях, например, на территории Великого колёсного пути, простирающегося через северную Индию в Пакистан. Кроме того, некоторые из них (известные как rabats), преимущественно вблизи границ, были укреплены как военные крепости или оборудованы аванпостом. Они также сыграли значимую роль в региональном и международном сообщении по всей Центральной Азии. Во времена Могольской империи в XVI веке в караван-сараях на севере Индии на Великой колёсной дороге посыльные на лошадях выступали посредниками для передачи важных известий путешественникам не пройденном участке пути.
Однако самым важным фактором наследия караван-сараев является их роль первоосновы взаимодействия культур на Шелковом пути. Караван-сараи не только облегчали странствия по длинным и труднопроходимым дорогам, но и предоставляли возможность путешественникам встречаться и делиться историями и опытом, культурой, идеями и убеждениями. Изучение языков было необходимо для обмена дорожными историями, а местная еда, одежда и нормы гостеприимства стали дополнением к товарам и обычаям торговцев.
Кроме того, традиции и идеи взаимодействовали друг с другом и воздействовали на быт народов, проживающих на Шелковом пути. В связи с распространением ислама в Центральной Азии в ранние средние века, на территории многих караван-сараев были построены мечети. Буддизм, христианство и иудаизм также передавались религиозными учёными, путешествующими по торговым маршрутам Шелкового пути. Языки и религии, подтверждают обмен, происходящий в процессе развития Шелкового пути. Города, в которых находились караван-сараи, становились культурными и интеллектуальными центрами, например, Самарканд, Казвин, Бурса, Алеппо и Акко, а отдалённые города, но находящиеся на главном маршруте, становились местными центрами обменов между цивилизациями и культурами.
Зачем в караван сараях бани?
Многие факторы внутреннего устройства караван-сараев влияли на развитие отношений между странниками, например, наличие паровых бань (хаммам) и восточных базаров. Более того, здесь зародилась торговля, а для многих купцов рынок караван-сараев стал первым местом торговли. В крупных караван-сараях с двумя въездными воротами восточные базары проходили через весь центр. Внутренние восточные базары снабжались товарами проезжих купцов, откуда товары зачастую попадали на базары вблизи караван-сараев. Такие практические и коммерческие аспекты торговли создали глубокую нематериальную связь, которая выражалась в форме обменов, создавая оазис гостеприимства на Шелковом пути.
Караван-сараи на Шелковом пути способствовали формированию новых культур. Расположенные по всей Центральной Азии, они обеспечивали безопасность и отдых купцам, а также имели большое экономическое, социальное и культурное значение для местных городов. Встречи путешественников с востока и запада в караван-сараях влияли на беспрецедентный процесс обмена языками, религиями и традициями, которые вошли в основу культур Центральной Азии.
Величайшие караван-сараи Ирана
Большая часть самых грандиозных караван-сараев Ирана сохранилась в провинциях Хорасан, Голестан, Семнан, Тегеран, Казвин и Зенджан, которые когда-то находились на Шелковом пути. На 45-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), были тщательно изучены и отобраны 54 исторических караван-сарая, расположенных в 24 провинциях Ирана. Они официально стали 27-м объектом материального культурного наследия страны, зарегистрированным во всем мире.
Караван сарай Даир-е Гячин
Этот караван-сарай расположен в 35 км на юго-западе от крупного иранского города Варамин, на маршруте древней торговой дороги из Рея в Кум. Его строительство относится ко времени правления династии Сасанидов. Караван сарай Даир-е Гячин называют “матерью иранских караван-сараев” в числе прочего потому, что в нем есть все, необходимое для путешественников: мечеть, мельница, опочивальня, баня, накопительный резервуар с пресной водой. Даир-е Гячин из-за своей древности и исторической важности признан символом Ирана и в 2004 г. внесен в список памятников национальной культуры страны.
Караван-сарай упоминается в работах самых ранних исламских географов. Истахри и Ибн-Хаукаль говорят о нём как об укреплении, выстроенной из обожженного кирпича и гипса, и упоминают, что внутри его стен имелся источник соленой воды, а вне стен — два хранилища с питьевой водой. Около караван-сарая был расположен и гарнизон, вероятно для защиты дорог между горами Кухи-Сиях на востоке и Кухи-Каркас на западе, которые, как писал Низаму-ль-Мульк, часто подвергались нападениям разбойников. В книге «Муджмалю-т-Таварих», собрании легенд и рассказов, написанном в начале XII в., Даир-е Гячин связывается с иранской мифологией, точнее – с местом, на котором змей убил Бахмана, легендарного иранского правителя, который упоминается в «Шахнаме» Фирдоуси.
Караван-сарай Пасанган
Этот большой караван-сарай площадью около 2500 метров возрастом уже больше 450 лет. Он расположен в Куме и недавно был преобразован в музей под открытом недом, в котором можно остановиться. В караван сарае Пасанган 3 комнаты для четырех человек и большой зал вместимостью 40 человек. Номера максимально приближены к условиям, которые были здесь 400 лет назад. Ванная комната для всех постояльцев общая и расположена на заднем дворе.
Как и в других старых караван сараях Ирана, в здании есть внутренний двор, башни по четырем углам и веранды по четырем сторонам. Двор — одна из самых красивых частей этой необычной гостиницы, предлагающая гостям идеальное место для отдыха. На верандах с низкими диванами-софре можно попробовать блюда местной кухни. Основная причина остановиться в Пасангане — возможность наблюдать за звездами с крыши караван сарая, поскольку он расположен на маршруте через пустыню Маранджаб и вокруг нет отвлекающего света городов.
Караван-сарай Зейн-о-дин (Зейнодин)
Карвансарай Зейн-о-Дин расположен на исторической торговой дороге в провинции Йезд, соединявших Фарс с Хорасаном и Рей с Керманом. Многие караваны в истории Ирана проходили через Йезд и достигали великолепного караван-сарая Зейн-о-Дин, чтобы отдохнуть и воспользоваться его удобствами. Этот караван сарай Зейн-о-Дин – один из немногих круглых караван-сараев в Иране, построенных в эпоху Сефевидов и спроектированный в архитектурном стиле Исфана.
Этот караван-сарай был построен в 10 веке зодчим Мохаммадом Султаном Язди по приказу шаха Аббаса. Он представляет собой круглое кирпичное строение с 8-метровой стеной, 6 полукруглыми башнями и южными воротами с большим порталом. Ворота открываются на крыльцо, а затем идет 12-гранный мезонин с бассейном посередине. В этом мезонине есть также портики, в конце каждого из которых расположены одинаковые помещения.
Внутри вдоль всего круглого каравансарая идет длинный коридор, из которого есть выход в небольшие помещения – бывшие стойла и комнатки отдыха для купцов и путешественников. Сейчас они отреставрированы и переделаны в небольшие номера. Хотя это не привычные нам номера отеля. Если у вас есть план разместиться в необычном аутентичном отеле в самом сердце Большой Соляной пустыни Ирана, выбор караван-сарая Зейн-о-Дин может стать лучшим вариантом. Стоит он совсем недорого, а ночь под невероятными звездами в таком необычном месте оставит незабываемые впечатления.
Караван-сарай Мошир в Йезде
Караван сарай Мошир в Йезде или традиционный отель Moshir Caravanserai Hotel является одним из архитектурных памятников прошлых веков, который был построен во время правления шаха Музаффара Эддина из династии Каджаров. Караван сарай возрастом больше 170 лет полностью отреставрирован в отель и теперь принимает не караваны, а туристов.
В отеле всего 20 номеров, довольно компактных – по размерам номеров, к которым привыкли современные туристы. Но при этом атмосфера на территории и внутри невероятная. Ты словно переносишься в прошлое на 100-150 лет и погружаешься в культуру Персии. Небольшие комнаты оборудованы старинными кондиционерами, соединенными с башней бадгиром на крыше. Во внутреннем дворе небольшой бассейн, сад и глубокие ниши с диванами софре, в которых так приятно спрятаться в тени или посидеть вечером за чашечкой чая.
Караван сарай Аббаси в Исфахане
Комплекс отеля Аббаси в Исфахане был построен около 300 лет назад во времена шаха Хусейна из династии Сефевидов. Изначально это был караван-сарай для отдыха пассажиров и торговли. С середины 18 века и до 1950 года комплекс медленно ветшал. Пока за его реставрацию не взялся Андре Годард. Он полностью восстановил оригинальный облик караван-сарая, внутреннюю отедлку и сад. Что в дальнейшем неоднократно приносило комплексу звание «Самого красивого отеля в мире». Отзывы оставляли туристы, историки и ведущие мировые архитекторы.
В вестибюле вам приветливо распахнут двери вышколенные швейцары в традиционных сюртуках. Стены и потолок холла украшены многочисленными орнаментами и узорами. Потрясающие винтовые лестницы, колонны, мебель, которую ожидаешь увидеть в каком-нибудь дворце, а не вестибюле гостиницы. Из холла можно пройти во внутренний двор. В гостинице Аббаси он просто огромный и напоминает небольшой городской сквер. Здесь всю территорию делят на отдельные зоны небольшие каналы, бассейны и фонтаны. Повсюду фруктовые деревья и аккуратные столики, диванчики, софре. В каждой части внутреннего двора есть кафе и рестораны с разными кухнями.
Отель Аббаси – отдельная достопримечательность Исфахана. Местные часто приходят сюда парами и целыми семьями. Много и туристов, которые отдыхают от осмотра достопримечательностей и потягивают соки с дробленым льдом. Даже если у вас нет 300-400$ за люкс, всегда можно прийти в отель Аббаси, поглазеть, сделать фотографии и отдохнуть в саду. Вне сезона можно поймать даже очень роскошный номер за 80-90$.
Крепость и караван сарай Ариз
Крепость Ариз, провинция Йезд Находится в городе Бафк (провинция Йезд). Самое старое здание комплекса возрастом около 400 лет. Стены и переходы были построены около 250 лет назад, объединив несколько особняков и частных домов в одно укрепление. В 1988 году крепость Азиз отреставрировали, спасли от разрушения и превратили в Bum Qaleh Ariz – крупнейший эко-отель в Иране. В нем 45 аутентичных номеров и много различных общественных пространств. Отдельного внимания заслуживают крыши и террасы, на которые можно подняться и любоваться окрестностями.
Фото других караван сараев в Иране
Караван сара1 Саад аль-Салтане в Казвине. Построенный в эпоху Каджаров, это один из самых хорошо сохранившихся городских караван-сараев древней Персии.
караван сарай Аминабад в Исфахане
караван сарай Бистун в Керманшахе
караван сарай Асфах в Хорасане
караван сарай Додахак в провинции Маркази
караван сарай Изадхаст
караван-сарай Гармсар-Гаср-э-Бахрам
караван сарай в пустыне Дешт-е Лут в Иране