Женское образование в Иране – история и современность

Содержание

Несмотря на все проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются женщины во всем мире, они не отказываются от своих мечтаний и целей. Как и многие женщины в мире, женщины в Иране доказали свои способности и заслужили свои права на образование и трудоустройство. За последние 44 года с момента Исламской революции женщины в Иране получили ​​возможность учиться в университетах по различным специальностям. В дореволюционную эпоху большинство учениц стремились изучать искусство и медицинские науки в университетах, но в настоящее время они обучаются по всем направлениям, включая инженерное дело, математику, экономику и сельское хозяйство. Но, как говорится, есть нюансы.

Школы для девочек из меньшинств

Девочки католической школы в Урмии

С начала 20 века роль новых школ стала сильнее по сравнению с частным и домашним образованием в Иране. Общины религиозных меньшинств, имевшие больше связей с международной ареной и соседями Ирана, были первыми иранскими общинами, получившими доступ к новым учениям, пришедшим в страну через религиозных миссионеров. Мальчики и девочки в этих общинах ходили в школы миссионеров с середины XIX века.

Согласно отчету американских пресвитерианских миссионеров из Тегерана в 1870-х годах, армянская школа располагалась недалеко от Казвинских ворот. В трех из десяти еврейских синагог Тегерана были школы, где ученики изучали еврейский алфавит и читали религиозные тексты. А зороастрийцы, представлявшие самое малочисленное меньшинство, жившее в Тегеране, с помощью индийских персов основали регулярные школы.

Вскоре после Исламской революции новое правительство получило лицензию на 49 армянских школ, 7 зороастрийских школ и 30 еврейских школ.

Финансовыми спонсорами школ меньшинств были в основном гражданские организации той же религии за пределами Ирана. За исключением армянских школ, помощь для которых поступала изнутри страны т.к. за пределами Ирана не было международной организации, которая работала бы в этом направлении. Школы для девочек бахаи и зороастрийцев были более известны и приняты общественностью, чем другие.

Учебная программа армянских женских школ мало подходила для неармян. Еврейская школа для девочек также, по-видимому, не была хорошо организована в глазах общественности и, более того, больше ориентировалась на особые образовательные потребности евреев. Учебная программа школы бахаи, в отличие от армянской школы, в которой приоритет отдавался французскому языку, отдавала приоритет персидскому языку и включала преподавание истории Ирана. Первое поколение иранских студентов-мусульман, которые ходили в школу, часто ходили либо в миссионерские школы, либо в школы религиозных меньшинств. Сторонники образования девочек в мусульманской общине смотрели на местные школы религиозных меньшинств как на образцы для подражания и считали их успешными в своей работе

Армянские школы

Учащиеся школы Жандарк в Тегеране, 1963 год

Среди религиозных меньшинств армяне были первой группой, открывшей школы для девочек: сначала в 1858 году в Исфахане, а затем в Тегеране, Тебризе и Султанабаде. До открытия этих школ богатые армяне, как и богатые мусульмане, обеспечивали своим дочерям домашнее образование, которое включало чтение и письмо, шитье и другое рукоделие, музыку, а также обучение русскому или французскому языку. В 1870-х годах американские протестантские миссионеры по просьбе этих общин построили школы для армянских, ассирийских и еврейских детей, и постепенно управление некоторыми из этих школ перешло к ним.

Однако консервативные и религиозные армяне не хотели, чтобы их детей учили протестанты или католики, что натолкнуло их на мысль о создании собственных частных школ. Именно так семья Томанян основала первую женскую школу в Тебризе, где преподавали армянский, персидский, религиозное образование, арифметику, историю, географию, естественные науки, рукоделие, а позже французский и русский языки. Армянские женские организации оказывали значительную поддержку новым женским школам.

Школы для еврейских девочек

Студенты исполняют спектакль «Эсфирь и Мордехай» 1920-е

В эпоху правления династии Каджаров еврейские дети получали в синагогах образование, аналогичное мусульманскому школьному образованию. В конце 19 века европейские евреи и их благотворительные организации поддерживали современные школы для иранских евреев, и, среди прочих была франко-еврейская организация «Всемирный союз Израиля», построившая в 1898 году в Тегеране Союзную школу для девочек, а затем построила другие школы «Этихад» в Исфахане и Хамедане. Эти школы предоставляли своим ученикам помощь в оплате обучения или полную стоимость обучения, в зависимости от их финансового положения.

Школы для девочек бахаи

Ученицы женской школы «Тарбит Банат» в Тегеране, 1910-е

Иранцы-бахаи также были среди пионеров нового образования. В начале 20-го века община бахаи построила в Тегеране в общей сложности двенадцать школ для девочек. Школа «Тарбит Банат», основанная в 1911 году в Тегеране, была одной из лучших школ для девочек-бахаи. В связи с тем, что образовательная программа образовательной школы была преимущественно нерелигиозной, в нее были зачислены и дети из небахаистских семей. Среди них был даже Абдул Хосейн Мирза Фарманфарма – один из принцев династии Каджаров, хотя и другие его родственники отправляли своих дочерей в эту школу. К 1922 году около четверти из 255 учениц этой школы были небахаи. В школе было 9 классов, и те, кто не мог позволить себе обучение, получали стипендию и обучались бесплатно. Учебная программа школы включала английский язык, географию, анатомию, оказание первой медицинской помощи, домоводство и кулинарию. Помимо нерелигиозных образовательных школ, община бахаи также имела религиозные школы для мальчиков и девочек в Тегеране, 12 из них были исключительно для девочек.

Зороастрийские школы для девочек

Церемония открытия зороастрийской школы для девочек Ануширван Дадгар, 1930-е

Зороастрийцы в Иране как и остальные меньшинства и как мусульманская община, имели свои школы для детей, где они помимо чтения и письма изучали Авесту. В середине 19 века персидские благотворители Индии создали ассоциацию под названием «Ассоциация по улучшению положения зороастрийцев в Иране», чтобы помочь своим собратьям-иранцам. В 1857 году эта ассоциация построила начальные школы для мальчиков и девочек в Кермане, Йезде и Тегеране. Иранские семьи высшего сословия также отдали своих детей в зороастрийскую школу для девочек в Тегеране. Эта школа была бесплатной для зороастрийцев, но мусульманам приходилось платить за обучение. В зороастрийских школах для девочек в Иране преподавали арифметику, географию, естественные науки и, конечно, часть уроков отводилась для религиозного образования. В эпоху правления Реза-шаха зороастрийские школы были настолько популярны и престижны, что три четверти учеников были мусульманами. В 1936 году число мальчиков и девочек, обучавшихся в четырех зороастрийских школах в Тегеране, достигло 1470 человек.

Первые частные школы для девочек в Иране

Первые частные школы для девочек, в которых обучались дети назвисимо от дохода и статуса семьи, появились в Иране в 1880-х годах. Эти школы финансировались не государством, а самим народом, из-за чего их стали называть “национальными школами”. Школы для мальчиков получили государственную поддержку, субсидии и гранты, в то время как школы для девочек изначально не получали никакого финансирования. Поэтому первые школы для девочек в Иране часто открывались в доме их основателей. Например, Биби Ханум Эстрабади основала школу для девочек под названием «Дошизган» в первом году 20 века, которая вскоре была закрыта из-за религиозного давления. Следующая женская школа была создана через три года – школа «Парруш» в доме Мирзы Хасана Рушди. В 1906 году Юсуф Хан Ришар, чей отец был учителем французского языка в школе Дар аль-Фунун, основал в своем собственном доме «Школу Ирана и Франции» (École Franco-Persane). Три года спустя в Тегеране были открыты еще две школы для девочек: Алавие Ханум, жена Мирзы Хасана Рушди, основала школу Афаф, а Туби Рушди основал еще одну школу под названием «Тарбит».

В 1908 году при поддержке Мирзы Хасана Рушди Туби Азмуде основал в Тегеране женскую школу «Намос». Эта школа расширилась до пяти филиалов, и через шесть лет после ее основания в ней обучалось 3473 ученика. Через некоторое время он попросил Министерство образования провести экзамен и выдать его ученикам официальный сертификат. Несмотря на возражения, одна из сотрудниц министерства негласно организовала эту работу, и ее дочери сдали официальный экзамен и получили аттестат об образовании. Это развитие послужило основой для признания других школ для девочек. Намос была одной из немногих школ, предлагающих девочкам официальное среднее образование. В филиалах Намоса в одиннадцати классах обучалось в общей сложности 400 учеников, преподавали 20 учителей,  и только двое из них были мужчинами. В эпоху Реза Шаха эта школа считалась одной из самых известных частных школ.

Сохранилась статистика 1910 года: в начальную школу в Тегеране ходили 10 500 учеников, из которых 80% были мальчиками и 20% – девочками. Два года спустя в 1912 году Shokoofeh – один из первых женских журналов в Иране, написал отчет о 63 частных школах для девочек в Тегеране и 2474 ученицах. Учитывая, что в этот отчет не были включены все иностранные школы и школы этнических и религиозных меньшинств, можно уверенно сказать, что количество девочек в школах было значительно больше.

Свидетельство об окончании начального образования Камар Ханам, дочери Фахима аль-Мулька, из 38-й школы Несуана, 1925 год

В первые два десятилетия 20 века школы для девочек были открыты также в городах Шираз, Мешхед и Исфахан. Первое поколение школ для девочек было открыто женщинами, получившими домашнее образование у частных репетиторов или их отцов и мужей. Эти первые школы были открыты в бурные годы конституционной революции, кода в принятой Конституции Ирана впервые было официально обозначено обязательное бесплатное начальное образование для мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Но несмотря на это, конституционные правительства Каджаров не имело достаточных средств для реализации бесплатного образования во всех городах. Но согласно конституции Министерство образования поставило под свой надзор все частные школы. Их программы должны были регулироваться в соответствии с согласованными стандартами правительства, а основатели должны были получить лицензию на образовательную деятельность.

Одной из проблем женских школ первых лет была нехватка квалифицированных учителей, что существенно снижало требования к их квалификации. В некоторых школах иногда принимали на работу любого, умеющего читать и писать. В первые годы 20-го века преподавание в государственных частных школах было одной из немногих должностей, которые разрешалось выполнять женщинам из высшего и среднего классов. При этом преподавание не было прибыльной профессией, и многие учителя и директора тратили собственные деньги на школы, чтобы удержать их на плаву. Мотивация основателей школ и учителей была предельно проста – устранение гендерной дискриминации, навязываемой религиозными людьми.

Школы для девочек, особенно с влиятельными директорами, пытались организовать празднование окончания учебного года, приглашая влиятельных людей, чтобы собрать социальную и, возможно, финансовую поддержку для школы. Прогрессивная пресса освещала сообщение об этих торжествах. Например, в первой выпускной церемонии школы «Мазиниат» приняли участие от 300 до 500 человек, среди которых был представитель Министерства образования. Хотя основатели этих школ были представителями богатых и влиятельных социальных слоев, вскоре круг учащихся, обучавшихся в этих школах, расширился и включил в себя детей и из совсем разных семей.

Школы для девочек после Конституционной Революции

Первые годы после Конституционной Революции (1905-1911 гг) – самые сложные для женского образования в Иране. Не смотря на принятие конституции к власти пришли религиозные консерваторы, считавшие, что женщины могут использовать свою грамотность недостойным способом, например, чтобы писать письма любовникам. Многие муллы выступали против женского образования в Иране, напрямую связывая школы для девочек с подрывом целомудрия и угрозой чести мужчин. Шейх Фадлулла Нури даже сравнивал школы для девочек с публичными домами. Поэтому все с таким трудом созданные учебные заведения сталкивались с жестким преследованиями со стороны мулл и их последователей. Владельцы недвижимости часто не желали отдавать свой дом школе для девочек, потому что считали, что он станет “притоном”. А если школе и удавалось отстоять за собой помещение, тогда начинались преследования самих учителей, учащихся и их семей. В отсутствие поддержки правительства и полиции школам для девочек пришлось заботиться о собственной безопасности.

Некоторые родители забирали своих дочерей из школы, но в то же время многие другие продолжали поддерживать школу. Чтобы заглушить голоса противников образования для девочек, директора школ пересматривали учебную программу, уделяя значительную часть школьной программы религиозному образованию. Школы переименовывали, выбирая новые названия таким образом, чтобы подтверждали приверженность исламу.

Женское образование в современном Иране

Президент Ирана Эбрагим Раиси выступает перед студентками Тегеранского университета Аль-Захра, 2022 год

Формальное образование женщин в Иране началось в 1907 году с открытия первой начальной школы для девочек. Правовые реформы, предоставившие женщинам право голоса и повысившие минимальный возраст вступления в брак, предоставили также больше возможностей для получения образования вне дома. С середины 1930-х бесплатные государственные школы для девочек строились начиная не только в городах, но и в большинстве деревень. До середины 40-х годов абсолютное большинство девочек могли ходить в начальную школу, учиться читать, писать и получать начальное школьное образование.

В 1950-е уровень образования женщин продолжил неуклонно расти. Была изменена образовательная система, доработана учебная программа. По данным всемирного опроса ЮНЕСКО, на уровне начального образования в Иране самое высокое соотношение женщин и мужчин в мире среди суверенных стран: соотношение девочек и мальчиков составляет 1.22 к 1.00. Первым университетом, который смогли посещать иранские девушки, стал Тегеранский университет в 1932 году. Уже к 1980 году на вступительных экзаменах в колледжи преобладали женщины. В 2002 году доля студенток по сравнению со студентами-мужчинами в высших учебных заведениях увеличилась с 37,4 % до 100,5 %, и в том же году почти большинство женщин в академиях (с 26,8 % до 49 %) были наняты на должности доцентов.

Сегодня все государственные университеты Ирана получают финансовую поддержку от правительства, которая позволяет студенткам не платить за свое обучение на протяжении всего времени. Сначала девушки учатся 4 года для получения степени бакалавра, затем по желанию 2 года учатся в магистратуре, после чего проходят государственную итоговую аттестацию и допускаются к защите дипломной работы. После получения полного высшего образования выпускницы вуза могут продолжить обучение в аспирантуре. В Иране учеба в аспирантуре длится 2 года. И многие иранцы и иранки стремятся пройти все этапы обучения, заканчивая учебу к 28 годам, но уже имея на руках докторскую степень.

Гендерные квоты

После Исламской Революции грамотность стала одной из национальных проблем нового правительства. И хотя уровень образования населения стремительно повышался, новое правительство Хомейни установило запрет на изучение мужчинам и женщинам определенных специальностей. Женщинам было запрещено изучать ветеринарию, животноводство, геологию и природные ресурсы, в то время как мужчинам было запрещено изучать такие предметы, как дизайн одежды, акушерство и гинекологию. Из 108 специальностей по математике и информатике женщинам было разрешено изучать только 43. Правительство также установило квоты для определенных специализаций, ограничив число женщин, которые могли изучать определенные специальности, чтобы предотвратить доминирование женщин в этих предметах. Чтобы соответствовать сегрегации полов в образовании и занятости, сегрегация предметов привела к основанию единственной женской медицинской школы, чтобы пациенты-женщины могли обращаться за лечением к врачу-женщине.

В августе 2014 года в газете Etemad вышла статья с обзором буклетов известных иранских университетов. Согласно ей Ширазский университет – один из крупнейших университетов Ирана – и Университет Мохаге Ардабили являются лидерами по гендерным квотам. Почти по всем специальностям в четырех гуманитарных, физических, математических и художественных дисциплинах эти университеты внедрили политику гендерных квот. По двум специальностям «Биосистемная машиностроение» и «Исламская теология» женщины были полностью исключены. На специальности «Биосистемная машиностроительная инженерия» этот университет выделил все 20 мест мужчинам, а на специальность «Управление туризмом» заложил в 2 раза больше мест для женщин.

В своей речи 19 апреля 2014 года верховный лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи ясно дал понять, что прием в университеты по гендерному признаку осуществляется при его полной поддержке:

«Есть некоторые профессии, которые не соответствуют способностям женщины, поэтому они не должны ими заниматься. Одна из вещей, которую нужно сделать, — это не навязывать женщинам образование, которое ведет к этим работам. Что касается университетов и образования, некоторые много говорят о дискриминации в образовании; такая дискриминация не является чем-то плохим везде… эта дискриминация — сама справедливость.».

Проблема трудоустройства

Иронично, что многие годы иранское правительство акцентирует внимание на увеличении количества женщин в университетах как на одном из своих главных достижений. Но последствия гендерных квот существенны. Женщинам запрещено получать образование, необходимое для работы в многочисленных областях, что не позволяет им трудоустраиваться в этих областях. Увеличенное количество мест на “женских специальностях” приводят к росту безработицы в этих областях. Внутренний рынок Ирана, много лет находящийся под колоссальным санкционным давлением, не в состоянии обеспечить такое количество рабочих мест в том же туризме. поэтому профессиональные возможности женщин в Иране все же ограничены.

Официально правительство не устанавливает гендерных квот – это индивидуальное решение каждого вуза. Однако, руководителей университетов назначает Министерство образования. И все в курсе о происходящем. Консервативные правительственные чиновники и священнослужители все еще рассматривают женское образование, как угрозу традиционным исламским ценностям, особенно в отношении приверженности семье и готовности вступать в брак и рожать детей. Некоторые эксперты связывают университетское образование и профессиональные возможности, которые оно дает для иранок, с ростом числа разводов и падением рождаемости.

Если вам понравилась статья, рекомендую также

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG