Музей современного искусства в Тегеране (TMoCA) — это культурное сокровище Ирана, которое играет важную роль в сохранении и демонстрации мирового иранского искусства XX и XXI веков. Этот музей стал символом иранской культурной независимости и открыл новое измерение для понимания иранской и мировой культуры. Музей был открыт императрицей Фарахой Пехлеви всего за два года до революции 1979 года. Считается, что Тегеранский музей современного искусства обладает самыми ценными коллекциями современных шедевров Запада за пределами Европы и Северной Америки.
История создания музея
Открытие Тегеранского музея современного искусства в 1977 году. Фотография Джилы Деджам, опубликованная на сайте Spiegel
Музей современного искусства в Тегеране был основан в 1977 году при поддержке императрицы Фарах Пехлеви, супруги последнего шаха Ирана, Мохаммеда Резы Пехлеви. Считается, что любовь Пехлеви к западному искусству возникла из ее художественного образования в Париже. Бывшая императрица встречалась с такими художниками, как Энди Уорхол, Марк Шагал, Генри Мур и Сальвадор Дали. Во время глобальной депрессии на рынке искусства иранские императоры приобрели значительную часть произведений искусства. Фарах Пехлеви также видела в будущем музее возможность для иранцев приобщиться к мировому художественному наследию, а также представить широкой публике работы современных иранских художников.
По словам императрицы Ирана, идея создания этого музея возникла, когда она разговаривала с художником Ираном Дарруди во время открытия галереи в 1970-х годах, и Дарруди упомянула, что хотела бы, чтобы было место для более постоянной выставки работ. Предполагалось, что Тегеранский музей современного искусства станет местом для показа современных иранских художников наряду с другими международными художниками, выполняющими аналогичную работу.
Она собрала команду экспертов, включая архитектора Камрана Диба, для разработки концепции музея, его архитектуры и подбора коллекции. Меценаты и сторонники музея, включая представителей иранской элиты и международных художественных кругов, сыграли значительную роль в создании уникальной коллекции. Фарах Пехлеви лично участвовала в закупке произведений искусства, что позволило собрать в музее одну из самых значительных коллекций западного искусства вне Европы и Северной Америки. В коллекции музея представлены работы таких мастеров, как Пабло Пикассо, Джексон Поллок, Энди Уорхол и Франсис Бэкон.
Архитектура музея
Архитектура музея современного искусства в Тегеране — это уникальное сочетание традиционного иранского дизайна и модернистских элементов. Камран Диба, племянник Фарах Пехлеви, разработал проект музея, вдохновившись традиционной персидской архитектурой, особенно концепцией иранского сада (пейзажного искусства) и караван-сарая, где объединяются элементы света, пространства и воды.
Здание музея представляет собой низкое, почти подземное сооружение, с лабиринтом коридоров и залов, напоминающим традиционные иранские общественные бани (хаммамы). Центральный двор, вокруг которого расположены залы музея, выполнен в форме заглубленного сада, создавая ощущение уединения и медитации. Архитектурное решение с использованием сырцового кирпича и бетона позволяет зданию гармонично вписываться в окружающую среду, при этом сохраняя элементы модернистского дизайна, характерного для архитектуры конца XX века.
Вход в музей оформлен в виде арочного портала, который напоминает о классических иранских архитектурных мотивах. Внутри посетители встречаются с тщательно продуманным пространством, где каждая галерея имеет свой уникальный характер, позволяющий подчеркнуть особенности представленных произведений искусства.
Печальная судьба
Торжественное открытие музея в 1977 году произошло всего за 15 месяцев до Исламской революции 1979 года, которая привела к изгнанию королевской семьи и созданию Исламской Республики Иран.
Аятолла Рухолла Хомейни пришел к власти, выступая против «вестоксикации». Его идеи о том, что западная моральная и сексуальная распущенность заразила мусульманские народы болезнью, которую можно вылечить только строгим правлением исламских священнослужителей. Он осудил «девиантных» художников за «нападки на революционную культуру Ирана». Были запрещены западные фильмы, музыка и многие книги, появился иранский дресс-код, а иранская элита стала осуждаться за увлечение иностранцами.
«С европейской шляпой на голове, — писал аятолла Рухолла Хомейни, — вы бы маршировали по улицам, наслаждаясь обнаженными девушками, гордясь этим «достижением», совершенно не обращая внимания на тот факт, что историческое наследие страны разграбляется».
Когда в январе 1979 года революционные толпы протестовали на улицах после бегства шаха и его жены, Тегеранский музей современного искусства перевез 1500 своих произведений западного искусства в подвальное хранилище. Когда месяц спустя появились вооруженные ополченцы, Мехди Коусар, тогдашний директор музея, заставил командира подписать инвентарный список, в котором были указаны цены, которые императрица заплатила за каждый экспонат. Десять дней спустя Коусар, бывший декан факультета искусств Тегеранского университета, вылетел в Италию со своей семьей. Он так и не вернулся.
«Это была очень опасная ситуация», — говорит 79-летний Коусар, профессор архитектуры на пенсии, живущий в Риме. «Я надеялся, что если они подпишут что-то официальное, никто ничего не украдет».
Хабиболла Садег – директор Тегеранского музея современного искусства рядом с картинами Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога
Коллекция осталась на удивление нетронутой, за исключением портрета императрицы Фарах работы Энди Уорхола, изрезанного много лет назад в одном из ее бывших дворцов размахивающим ножом фанатиком, и обнаженной Виллема де Кунинга, проданной Дэвиду Геффену в 1994 году в рамках трехсторонней сделки на взлетной полосе венского аэропорта за несколько персидских миниатюр XVI века, принадлежавших сотруднику Белого дома Клинтона.
Выживание коллекции музея современного искусства в Тегеране является частью более масштабного иранского парадокса – борьбы одной из старейших и самых утонченных цивилизаций человечества за преодоление исторического спазма фундаментализма и ксенофобии. Но это также история простого человека, который понятия не имел, что такое искусство, до прихода в музей в 1977 году, и который сделал защиту западных сокровищ делом своей жизни.
Хранитель хранилища
Если вы спуститесь по винтовой лестнице музея вниз, проскользнете мимо бархатной веревки, пойдете направо к промышленному пылесосу и обойдете упакованные в пенопласт фоторамки у стены, то увидите две двери. У стальной двери справа есть звонок и синяя вывеска с надписью «выставочные услуги». Она ведет в хранилище. Дверь слева с надписью «фотография» ведет в тускло освещенную комнату с бетонными стенами, потрепанным диваном, но уютной атмосферой.
Фируз Шабази Могадам сидит за угловым столом под высоким окном, которое едва достигает уровня земли. Он начал работать в музее за две недели до его открытия, сначала водителем, а затем, в течение 30 лет после революции, хранителем музейного хранилища. Его официальная должность: хранитель. Все еще долговязый в свои 63 года, с темными глазами, которые щурятся, когда он улыбается, Шабази вышел из отставки два года назад, чтобы помочь каталогизировать обширные фонды музея иранского искусства и фотографии, в дополнение к западной коллекции, которую он знает наизусть.
Шабази взял под контроль хранилище после того, как директор музея и другие профессионалы в области искусства сбежали от революции. Он был всего лишь выпускником средней школы, он читал книги, чтобы узнать об искусстве, поскольку он пытался идентифицировать несколько западных картин, документы на которые были утеряны. Он искренне полюбил эти работы.
После того, как вооруженные люди заняли здание музея на несколько дней революции, новые власти назначили комитет из 20 человек для управления музеем, которые понятия не имели, что там находится. Шабази повел революционеров в хранилище по двое, чтобы показать им, что ничего предосудительного не происходит. Они были шокированы детскими картинками, которые они нашли.
«Они говорили: «Что это? Я мог бы сделать лучше», — говорит Шабази. «Я говорил им, что это Пикассо, а они отвечали: «Ну и что, что это Пикассо!»
Пока хаос охватывал улицы Тегерана, Шабази провел большую часть следующих двух лет запертым в хранилище с произведениями искусства и ключами. «Я не хотел, чтобы что-то случилось», — говорит он.
Посетители Музея современного искусства в Тегеране рассматривают картину Анри де Тулуз-Лотрека
Только в 1999 году, спустя десятилетие после смерти Хомейни и 20 лет после бегства шаха, музей организовал свою первую послереволюционную западную выставку — выставку поп-арта с работами Хокни, Лихтенштейна, Раушенберга и Уорхола. Наступила долгожданная разрядка, отражающая шаткое восхождение реформаторов в Иране. Последующие директоры музея, которые подчиняются Министерству культуры и исламской ориентации, вывешивают лишь несколько десятков западных экспонатов каждый год на несколько недель. Они осторожны, чтобы не раздражать консерваторов правительства пикантными изображениями.
В хранилище музея законсервированы картины, которые еще долго не увидят свет. Например, обнаженные натуры Пабло Пикассо и Эдварда Мунка, большой холст Андре Дерена под названием « Золотой век», изображающий 11 раздетых женщин, резвящихся на природе. Или картина «Габриэль в расстегнутой блузке» Пьера-Огюста Ренуара. Но и без этих пикантных картин в коллекции музея доступны множество шедевров.
Коллекция музея
Мурал — большая картина американского художника Джексона Поллока, написанная в 1943 году.
Коллекция музея современного искусства в Тегеране насчитывает более 3000 произведений и включает в себя как западное, так и иранское творчество. В западном крыле музея представлены работы таких всемирно известных художников, как Винсент Ван Гог, Клод Моне, Эдгар Дега, Марк Ротко, Эдвард Мунк и многие другие. Одним из ключевых экспонатов является «Мурал» Джексона Поллока, который является одной из самых значительных работ американского абстрактного экспрессионизма, представленных за пределами США.
Иранская часть коллекции включает работы таких знаменитых иранских художников, как Парвиз Танаволи, Манучер Яхъяи, Бахман Мохассес, и Бехзад Шишевари. Эти произведения отражают разнообразие и богатство иранского искусства, которое сочетает в себе традиционные техники с современными идеями и мотивами. Важным аспектом коллекции является её способность демонстрировать диалог между иранским и западным искусством, показывая, как художники разных культур могут взаимодействовать и обогащать друг друга.
Бронзовые скульптуры Парвиза Танаволи
Музей также регулярно проводит временные выставки, посвященные современным художникам и различным темам, что позволяет музею оставаться актуальным и постоянно обновляющимся культурным центром. Выставки часто включают в себя работы из частных коллекций, что дает посетителям уникальную возможность увидеть произведения, которые редко выставляются на публике.
Западные художники, представленные в тегеранском музее
- Винсент ван Гог
- Пабло Пикассо
- Энди Уорхол
- Фрэнсис Бэкон
- Марк Шагал
- Эдгар Дега
- Поль Гоген
- Ричард Гамильтон
- Василий Кандинский
- Фернан Леже
- Эдвард Мунк
- Джексон Поллок
- Анри де Тулуз-Лотрек
- и многие другие
Главные экспонаты
Среди главных экспонатов музея особое место занимает скульптура Парвиза Танаволи «Нирав» (Silence), которая представляет собой одно из самых знаковых произведений современного иранского искусства. Танаволи, основатель иранского движения современного искусства, создал этот бронзовый шедевр, сочетающий в себе элементы традиционного персидского искусства с современными мотивами.
Министр культуры Ирана Али Джаннати (справа) рассматривает картину Джексона Поллока «Фреска на индийской красной земле» (1950) во время церемонии открытия выставки в Тегеранском музее современного искусства 20 ноября.
Еще один значимый экспонат — это работа Энди Уорхола «Портрет Фарах Пехлеви». Этот портрет был заказан лично для императрицы и является важным свидетельством культурных связей между Ираном и Западом в 1970-е годы. Работы Уорхола в музее современного искусства в Тегеране занимают особое место, так как они отражают эпоху, когда Иран был центром международного художественного мира.
Картина Пабло Пикассо «Обнаженная женщина на фоне» (Femme au bord de la mer) также является ключевым экспонатом музея. Этот шедевр кубизма демонстрирует мастерство Пикассо в передаче формы и пространства, и является одной из самых ценных картин в коллекции музея.
Музей сегодня
Тегеранский музей современного искусства собрал величайшую коллекцию современных западных шедевров за пределами Европы и Северной Америки — и на годы исчез с карты мира. Он продолжает получать предложения о покупке своих картин, последнее из которых — от фонда Монако, который хочет купить триптих Бэкона за 103 миллиона евро (110,7 миллиона долларов). Но ничего не продается. Даже те работы, которые не проходят иранскую цензуру.
Музей современного искусства в Тегеране возрождается. Картины Энди Уорхола с изображением Пехлеви и некоторые обнаженные натуры все еще спрятаны в подвале, но большая часть коллекции художника была выставлена на всеобщее обозрение с большой помпой, поскольку культурные ограничения в Иране были смягчены.
Иранка рассматривает картину «Сиена, оранжево-черный на темно-коричневом» художника Марка Ротко
Выставку минимализму, в которой были открыты картины 34 западных художника из архива, с момента запуска в июне посмотрели более 17 000 человек. Это почти вдвое превышает посещаемость предыдущих выставок. Кураторы галлерей музея отмечают возобновление интереса к концептуальному искусству. Впервые продемонстрированное иранца в 1960-х оно шокировало публику обращением к политическим темам и выводя искусство в более широкий мир. Но сейчас количество посетителей выставки свидетельствует о волнении от соприкосновения с долго скрываемыми шедеврами искусства.
Это также свидетельствует о непреходящем интересе к искусству среди молодого поколения Ирана. Ведь более 50% из 85 миллионов человек в стране моложе 30 лет. Несмотря на углубляющуюся глобальную изоляцию страны и опасения, что их и без того ограниченные социальные и культурные свободы могут быть урезаны при новом президенте Ирана правительстве, молодые иранцы все чаще изучают международный мир искусства. Новые галереи бурлят. Художественные и архитектурные школы процветают.
А музей современного искусства в Тегеране продолжает оставаться важным культурным центром Ирана, привлекая как местных, так и международных посетителей. Его коллекция, архитектура и история создают уникальную атмосферу, в которой можно ощутить многовековые традиции иранского искусства, переплетенные с достижениями мирового художественного наследия.