Одним из старейших и величественных памятников истории Иранской столицы по праву считается дворец Голестан, в переводе означающий «дворец роз». Этот музей-дворец находится в центральной части Тегерана, на территории некогда существовавшей твердыни Arg, которая была заложена более пятисот лет назад, во время правления шахской династии Сефевидов. Здесь неоднократно бывал и сам Карим-хан, первый правящий член династии Зендов. Также дворец активно строился и затем являлся резиденцией при правлении шахов из династии Каджаров, во время властвования которой произошло объединение разделенной Персидской империи.
Главная достопримечательность Тегерана, символ столицы Ирана, величественное 50-метровое сооружение из светлого мрамора — все это Башня Азади, которую часто называют Башней Свободы. Она является основным элементом культурного комплекса «Азади», расположена на въезде в город в самом центре большой площади (около 50 000 метров квадратных). Кроме башни в составе комплекса присутствует подземный музей и пара фонтанов. В темное время суток стены башни подсвечиваются в цвета национального флага. Динамическая яркая подсветка покрывает и прилегающие к башне элементы. Все это красочное действие сопровождается проигрыванием музыкальных композиций.
Рядом с комплексом проходит главная дорога, соединяющая столицу с международным аэропортом Мехрабад. Это величественное по своей форме сооружение считают Воротами в Тегеран, ведь именно башню Азади в первую очередь видят туристы, въезжающие в город. Невозможно посетить столицу Ирана и не посмотреть на культовое сооружение. Стоит отметить, что башня считается нулевым километром.
Сооружение было возведено в качестве подарка городу к 2500-летнему юбилею Персидской Империи. Окончание строительства пришлось на 1971 год. Открытие комплекса прошло в максимально торжественной атмосфере. На праздновании присутствовал сам шах.
Известно, что изначально было принято решение назвать сооружение Ворота Кира. В годы правления династии Пехлеви постройка называлась Шахийад Арьямехр. В то время ее название на арабском языке звучало как شهیاد آریامهر. В переводе с персидского языка такое название обозначает Башня Царей. Известно, что термин Арьямехр использовался в качестве титула. После окончания исламской революции (это произошло в 1979 году) башня вместе с площадью, на которой она расположена, была переименована в Азади.
Разработка и отбор проекта происходили на конкурсной основе. Возведение монументального комплекса было приурочено к празднованию 2500-летия со дня основания Персидской Империи. По результатам проделанной работы жюри признало лучшим проект, который представил 24-летний студент Хоссейн Аманат, проходящий обучение в университете Тегерана на архитектурном факультете. Спустя некоторое время именно Хоссейн Аманат получит звание первого иранского архитектора-авангардиста. Он смог удивить весь мир умением органично сочетать смелые геометрические решения с традиционными элементами, принадлежащими архитектуре Сасанидов и Ахеменидов.
В 1960-годы Иран превратился в страну, экспортирующую нефть в огромных объемах. Воспользовавшись недавно полученным финансовым благополучием, шах дал старт программе, направленной на индустриализацию и модернизацию страны. Такое положение дел сопровождалось стремительным культурным ростом, который по мнению гениального архитектора Хоссейна Аманата можно было смело назвать культурным «мини-ренессансом». Хоссейн Аманат символизировал в своей работе руки, сложенные в молитвенном жесте. Башня в целом начинается у самого основания земли и целенаправленно движется вверх к небу, символизируя развитие Ирана и переход страны на принципиально новый, более высокий уровень.
С внешней стороны комплекс покрыт 25 000 блоками, изготовленными из исфаханского белоснежного мрамора. За добычу и доставку камней отвечал главный каменщик страны Ганбар Рахими (его часто называют «Каменным султаном Ирана» или Солтан-е Санг-е Иран). Что касается внутреннего свода арки, то он визуально напоминает сетку, которая красиво декорирована персидскими национальными орнаментами. Каждая сторона сооружения покрыта девятью полосами. А на самой вершине красуется девять окон. По замыслу автора проекта эта «сетка ребер», соединяющая воедино арки, олицетворяет связь между традиционным и современным Ираном.
Как уже говорилось выше, башня расположена в центре огромной площади (более 50 000 м.кв.). Поверхность площади украшена сложным геометрическим узором. На ней расположено множество стильных газонов, дорожек и фонтанов. Архитектор полностью осознавал важность сложной геометрии и математики в архитектуре Ирана. В связи с этим, сад, опоясывающий исторический памятник, и каменные плиты украшены геометрическими узорами, которые можно увидеть на мечети шейха, расположенной в самом центре Исфахана.
Сегодня под сводами арки Азади расположен культурно-археологический подземный музей. Оказавшись в хранилищах с приглушенным искусственным освещением, посетители могут внимательно рассмотреть великолепные коллекции доисламских находок, которые свезены в музей со всего Ирана. Здесь есть древние изделия из эмали и золота, ювелирные украшения, коллекции персидских миниатюр. Все, что было обнаружено в стране за последние 10 веков, собрано в подземном музее.
По мнению специалистов, самым главным экспонатом, который можно увидеть в этом удивительном месте, считается Цилиндр Кира (точнее, его копия). На этом цилиндре с помощью клинописи отображены все добрые дела, которые при жизни совершил царь. И по неофициальной версии местных иранцев, именно этот свод добрых дел является самой древней декларацией, затрагивающей права людей. Кроме того, в башне присутствует 5D-кинотеатр, конференц-зал, библиотека. В верхней части комплекса расположена обзорная площадка. Отсюда открывается невероятно красивый вид на весь парковый комплекс.