Город Сузы или, как его называют в Иране – Шуш, является свидетельством древности человеческой цивилизации. Это один из важнейших городов древнего Ближнего Востока, возраст которого больше 6000 лет. Он служил столицей Элама и зимней столицей персидской империи Ахеменидов, а также оставались стратегическим центром в парфянский и сисанидский периоды.
Важность города Сузы выходит далеко за рамки исторического интереса. Это важнейший археологический объект, который предлагает бесценную информацию о социальных и архитектурных достижениях древнего Ближнего Востока. А еще Сузы является не только центром внимания историков и археологов, но и привлекательным местом для туристов со всего мира.
Город Сузы в древних текстах и в Библии
В исторической литературе Сузы фигурируют в самых ранних шумерских записях. Например, они описываются как одно из мест, послушных Инанне – божеству-покровителю Урука, в Энмеркаре и повелителю Аратты. О Сузах часто упоминается в книгах Ветхого Завета. Согласно библейским текстам, Неемия жил в Сузах во время вавилонского плена в VI веке до нашей эры, о чем так же упоминается в одном из видений пророка Даниила. Есфирь стала в Сузах царицей, вышла замуж за царя Артаксеркса и спасла евреев от геноцида.
Но точных координат места расположения древнего города Сузы там не приводится. Лишь в XIX веке при раскопках и исследованиях английских и французских археологов с участием иранских специалистов удалось установить, что маленький незначительный городок Шуш, на юго-западе Иране является великим древним городом Сузы.
Географическое положение
Город Сузы расположен у подножия гор Загрос, недалеко от берега реки Кархе в иранской провинции Хузестан. Это расположение в значительной степени способствовало его исторической известности, предоставляя его жителям обширные плодородные земли для сельского хозяйства и стратегическое положение для торговли и военной обороны. Слияние рек Кархе и Дез вокруг Суз принесло в этот район необходимые водные ресурсы, поддерживая как население города, так и его сельскохозяйственные потребности на протяжении веков.
Географические преимущества города способствовали созданию обширных торговых сетей, которые связывали Сузы с основными цивилизациями Месопотамии, Иранского нагорья и долины Инда. Эти связи имели решающее значение для обмена товарами, культурными обычаями и идеями, что превратило Сузы в своеобразны плавильный котел древних культур.
Современные Сузы, известные как иранский город Шуш, до сих пор хранят отголоски своего древнего величия. Расположенный в ныне более засушливой местности, Шуш продолжает привлекать ученых, любителей истории и туристов, которых привлекают его древние руины и хранящиеся в них легенды. Продолжающиеся археологические раскопки придают визитам динамичный элемент, поскольку новые открытия постоянно добавляют новые уровни к нашему пониманию этого исторически богатого места.
История города Сузы
Первые поселения и доисторические Сузы
Кубок и чаша, Иран, стиль Суз I, 4-е тысячелетие до н. э. – период Убайда ; высота кубка c. 12 см; Севр – Город керамики , Франция
Археологические данные показывают, что территория вокруг Суз была заселена еще в 7000 году до нашей эры, что делает ее одним из старейших известных человеческих поселений. Первоначально это была небольшая деревня, но благодаря своим плодородным окрестностям и стратегическому расположению она превратилась в значительное поселение примерно к 4200 году до нашей эры.
В протоэламский период (ок. 3200–2700 гг. до н.э.) Сузы превратились в ключевое сообщество, о чем свидетельствует обнаружение тысяч глиняных табличек, написанных нерасшифрованным шрифтом, что позволяет предположить раннюю форму административной деятельности и ведения учета.
Раннее значение города еще больше подчеркивается его погребальными практиками и монументальной архитектурой. В ходе раскопок были обнаружены тщательно продуманные захоронения, свидетельствующие о сложных социальных структурах и религиозных верованиях. Одним из примечательных открытий является курган Акрополя, где археологи обнаружили следы металлических изделий из меди и бронзы, что указывает на передовые технологические навыки жителей. Эти находки демонстрируют роль Суз как центра технологических инноваций и культурного развития в доисторические времена.
Убейдский период древних Суз
Вскоре после того, как Сузы были впервые заселены более 6000 лет назад, их жители воздвигли монументальную платформу, возвышающуюся над равнинным окружающим ландшафтом. Исключительный характер развития этого региона можно узнать по художественному искусству керамических сосудов, которые были помещены в качестве подношений в тысячу или более могил у подножия храмовой платформы.
Археологическое обозначение Сузы I периода 4200–3900 до н.э. это два поселения, названные археологами Акрополем (7 га) и Ападана (6,3 га). Ападана была окружена 6-метровыми стенами из утрамбованной земли. На кладбище было обнаружено около двух тысяч расписных керамических горшков, большинство из которых сейчас находится в Лувре. Декоративный стиль керамики Суз этого периода оказали огромное влияние на керамические промыслы в горах западного Ирана.
Царь-жрец с луком сражается с врагами, с рогатым храмом в центре. Сузы II или период Урука (3800–3100 до н.э.), найденные при раскопках в Сузах. Музей Лувр.
Во всех изделиях выделяют три вида посуды – кубок для питья, сервировочное блюдо и небольшой кувшин. Повторяемость этих предметов предполагает употребление трех видов пищи, которая, по-видимому, считается столь же необходимой для жизни в загробном мире, как и в мире живых. Вся керамика древних Суз этого периода была тщательно изготовлена вручную.
Урукский период древних Суз
Протоэламитская цилиндрическая печать 3150–2800 гг. до н. э. Лувр Sb 6166
Урук – археологическая культура начала раннего бронзового века в Южной Месопотамии (современный Ирак). В древних Сузах периода 3800–3100 до н.э. обнаружена имитация всего государственного аппарата Урука, протописьма, цилиндрических печатей с шумерскими мотивами и монументальной архитектуры. По мнению некоторых ученых, Сузы могли быть колонией Урука. В любом случае, Сузы того времени соединили в себе влияние двух культур.
Эламский период города Сузы
Гравюра на дереве, изображающая исторические руины Суз, древней столицы Элама и важного города империй Ахеменидов, Селевкидов и Парфян. На этом изображении показан археологический памятник, расположенный на территории современного Шуша, Иран, в том виде, в котором он выглядел в 1862 году.
В период 3100-1500 до н.э. Сузы были столицей государства под названием Сусиана (Шушан), которое занимало примерно ту же территорию современной провинции Хузестан с центром на реке Карун. Контроль над Сузианой передавался между Эламом, Шумером и Аккадом. Во времена эламской монархии в Сузы было завезено много богатств в результате разграбления других городов. В основном это было связано с расположением Суз в юго-восточном регионе Ирана, ближе к городу Вавилону и городам Месопотамии. Сусиана была включена Саргоном Великим в состав его Аккадской империи примерно в 2330 году до нашей эры. Главной богиней города Сузы тогда была Наная, в честь которой был построен большой храм.
Около 1500 г. до н.э. среднеэламский период начался с возвышением ансанитских династий. Их правление характеризовалось «эламизацией» Суз, и цари приняли титул «цари Аншана и Суз». Хотя раньше в надписях часто использовался аккадский язык, последующие цари, такие как династия Игихалкидов ок. 1400 г. до н. э., пытались использовать эламиты. Таким образом, значение эламского языка и культуры в Сузиане возросло. Это был также период, когда в Сузиане насаждался эламский пантеон. Эта политика достигла своего апогея со строительством политического и религиозного комплекса в Чогха-Занбиле в 30 км к юго-востоку от Суз. Примерно в 1175 году до нашей эры эламиты под командованием Шутрука-Наххунте разграбили оригинальную стелу с Кодексом Хаммурапи и увезли ее в Сузы. Археологи нашли его в 1901 году.
Битва при Сузах
Город Хаману в Эламе, разграбленный ассирийцами. На этом рельефе триумфально запечатлена жестокая кампания Ашшурбанипала против Суз в 647 г. до н.э. Пламя поднимается над городом, ассирийские солдаты разрушают его и уносят добычу.
В 647 г. до н. э. неоассирийский царь Ашшурбанипал устал от нападений эламитов на месопотамцев сравнял город Сузы с землей. Табличка, обнаруженная в 1854 году Остином Генри Лейардом в Ниневии, изображает Ашурбанипала как «мстителя», ищущего возмездия за унижения, которые эламиты причиняли месопотамцам на протяжении веков:
«Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их тайн, я завоевал. Я вошел в его дворцы, я открыл их сокровищницы, где были накоплены серебро и золото, товары и богатства… Я разрушил зиккурат Суз . Я разбил его блестящие медные рога, Я превратил в ничто храмы Элама, их богов и богинь я развеял по ветру, гробницы их древних и недавних царей я опустошил, я выставил напоказ и унес их кости. Я опустошил провинции Элама и на их землях засеял соль».
Дни славы города Сузы в Ахеменидский период
Реконструкция царского дворца Дария Великого в Сузах
Сузы претерпели серьезный политический и этнокультурный переход, когда они стали частью Персидской империи Ахеменидов между 540 и 539 годами до нашей эры, когда они были захвачены Киром Великим во время его завоевания Элама (Сузианы), столицей которого были Сузы. В «Хрониках Набонида» записано, что перед битвой Набонид приказал привезти в столицу культовые статуи из отдаленных вавилонских городов, что позволяет предположить, что конфликт из-за Суз начался, возможно, зимой 540 г. до н.э. Вполне вероятно, что Кир вел переговоры с вавилонскими полководцами, чтобы добиться с их стороны компромисса и тем самым избежать вооруженного противостояния. Набонид в то время находился в городе и вскоре бежал в столицу Вавилон, которую он не посещал уже много лет.
Ападана Сузская, рисунок-реконструкция, 1903 г.
Завоевание города Сузы и остальной части Вавилонии Киром Великим положило начало фундаментальному сдвигу, впервые приведя Сузы под персидский контроль. При сыне Кира Камбизе II Сузы стали центром политической власти как одна из четырех столиц Персидской империи Ахеменидов, одновременно уменьшив значение Пасаргад, как столицы Персиды. После недолгого правления Камбиса Дарий Великий начал крупную строительную программу в Сузах и Персеполе, которая включала строительство большого дворца. В это время он описывает свою новую столицу в надписи:
«Этот дворец, который я построил в Сузах, его украшения были принесены издалека. Вниз рыли землю, пока я не достиг камня в земле. часть в 20 локтей глубиной, на этом обломке был построен дворец».
Дворцовый комплекс, украшенный роскошными рельефами из глазурованного кирпича с изображением львов, быков и цветов, олицетворял художественные достижения империи. Ападана, зал аудиенций Дария, имел 72 колонны и был украшен искусной резьбой, демонстрирующей разнообразие Империи Ахеменидов. Эти произведения искусства подчеркивали культурное и политическое значение Суз в империи, поскольку они служили местом проведения важных церемоний и королевских приемов.
Вторжение Александра Македонского
После завоевания Александром Македонским Персидской империи Сузы стали частью империи Селевкидов. Сузы были разграблены, македоняне захватили 40 тысяч талантов золота и серебра. При Македонском Сузы были переименованы в Селевкия на Евлае, что отражало его непреходящее значение, а также изменения в его культурном ландшафте, а греческое искусство и архитектура оставили свой след.
Фриз с лучниками из дворца Дария в Сузах
В парфянский и сасанидский периоды Сузы служили стратегическим местом, а иногда и царской резиденцией. При парфянах это была одна из столиц империи, и этот статус периодически сохранялся на протяжении всей сасанидской эпохи. В те времена Сузы были космополитическим центром, на который повлияли как персидские традиции, так и эллинистические культурные влияния, что проявляется в гибридных архитектурных стилях и формах искусства, обнаруженных в руинах.
Сузы были частым местом убежища парфянских, а затем и персидских царей Сисанидов, поскольку римляне разграбили Ктесифон пять раз между 116 и 297 годами нашей эры. Город Сузы был ненадолго захвачены в 116 году нашей эры римским императором Траяном во время его парфянской кампании. Никогда больше Римская империя не продвинулась так далеко на восток.
Сасанидский период города Сузы
Сузы были завоеваны и разрушен в 224 году нашей эры Сасанидским царем Ардаширом I, но сразу же после этого город был восстановлен и, возможно, даже стал временной царской резиденцией. Археологически город периода владычества Сасанидов менее густонаселен по сравнению с парфянским периодом, но здесь все еще были значительные постройки, а поселение занимало более 400 гектаров.
Сузы также все еще были очень важным экономическим и торговым центром, особенно в торговле золотом. В городе также продолжали чеканить монеты. В городе существовала христианская община в отдельном квартале с несторианским епископом, последний представитель которого засвидетельствован в 1265 году. Археологически найдено лепное панно с изображением христианского святого.
Во время правления Шапура II после того, как христианство стало государственной религией Римской империи в 312 году и идентифицировало христиан как возможных пособников врага, христиане, живущие в Сасанидской империи, подвергались преследованиям с 339 года. Шапур II также ввел двойной налог на христиан во время своей военной кампании против римлян. После восстания христиан, живущих в Сузах, царь разрушил город в 339 году, используя 300 слонов. Позже он приказал восстановить город и заселить его военнопленными и ткачами, изготавливавшими шелковую парчу, что, как полагают, произошло после его победы над римлянами при Амиде в 359 году. Тогда же он переименовал город Сузы в Эран-Хварра-Шапур, что означает «Слава Ирана, [построенная] Шапуром».
Исламский период города Сузы
Завоевание Суз мусульманскими армиями в 638 году н. э. ознаменовало начало новой эры. Город, переименованный в Шуш, стал важным исламским центром. Несмотря на повреждения во время завоевания, он был быстро восстановлен, и было построено несколько исламских построек, которые дополнили его разнообразное архитектурное наследие. Однако к XII веку Сузы столкнулись с новыми проблемами, поскольку регион подвергался неоднократным нападениям во время крестовых походов, а затем и монгольских вторжений.
В конечном итоге город был разрушен монголами в 1218 году н. э., и это катастрофическое событие привело к его постепенному упадку. Несмотря на это, историческое и культурное наследие Суз продолжало находить отклик, поскольку этот район оставался местом интереса для археологов и историков, стремящихся раскрыть свою былую славу.
Археологические раскопки в городе Сузы
Древний город Сузы больше ста лет остается одних из ключевых центров археологических исследований из-за своей обширной истории и статуса столицы сразу для нескольких древних цивилизаций. С 19 века в Сузах проводятся многочисленные археологические раскопки, в результате которых было обнаружено множество артефактов и архитектурных памятников, проливающих свет на тысячи лет истории человечества.
Первые археологические раскопки в городе Сузы провел Уильям Лофтус и Фенвик Уильямс в 1851 году. Именно они идентифицировали это место как Сузы. Среди их находок был сосуд со 110 монета, самая ранняя из которых была датирована 697-98 годами нашей эры.
В 1885 и 1886 годах Марсель-Огюст Дьелафуа и Жан Дьелафуа начали первые французские раскопки, обнаружив глазурованные кирпичи, основания колонн и капители дворца царей Ахеменидов. Однако им не удалось обнаружить и распознать стены из сырцового кирпича, которые затем были разрушены в ходе раскопок. Почти все раскопки в Сузах после 1885 года были организованы и санкционированы французским правительством. По двум договорам, заключенным в 1894 и 1899 годах, французы получили монополию на все археологические раскопки в Иране на неопределенный срок.
Одни из самых значительных раскопок в Сузах провел французский археолог Жак де Морган на рубеже 20-го века. Де Морган обнаружил знаменитую стелу Кодекса Хаммурапи , которую эламиты привезли в Сузы после разграбления Вавилона. Эта стела является краеугольным камнем истории права, дающим представление о социальных и правовых структурах древней Месопотамии. Раскопки Жака де Моргана подарили Франции множество художественных и исторических артефактов, которые заполняли несколько залов Лувра. Кроме Кодекса Хамурапи Жак де Морган обнаружил стелу Нарам-Сина, коллекцию вавилонских кудуррусов (пограничных камней), бронзовую статую царицы Напир-Асу и тысячи кирпичей с клинописью.
Дальнейшие обширные раскопки, проведенные Романом Гиршманом в середине 20 века, позволили узнать больше о планировке и структуре города, особенно периода Ахеменидов. Команда Гиршмана раскопала жилые и дворцовые территории, в том числе большой дворец, построенный Дарием Великим. В ходе раскопок было обнаружено множество материалов, в том числе рельефы из глазурованного кирпича, керамика и надписи, которые иллюстрировали богатство и важность города.
Значение археологических находок в городе Сузы
Среди сокровищ, обнаруженных в Сузах, протоэламские таблички имеют особое историческое значение. Эти таблички, обнаруженные в основном во время первых раскопок 1900-х годов, представляют собой старейшую известную форму письма в Иране и появились еще до использования клинописи в этом регионе. Таблички, написанные около 3100 г. до н.э., имеют решающее значение для понимания административных и экономических аспектов протоэламского периода. Однако их содержание остается нерасшифрованным и представляет серьезную загадку для лингвистов и историков.
Артефакты, обнаруженные в Сузах, включают не только письменные записи, но и целый ряд объектов материальной культуры, которые обеспечивают более широкое понимание эламского общества. Керамические изделия, металлические инструменты и декоративные предметы, такие как украшения и скульптуры, найденные в Сузах, иллюстрируют повседневную жизнь, технологическое мастерство и художественные способности жителей Суз в разные эпохи. Эти открытия помогли ученым собрать воедино эволюцию города от региональной державы в эламский период до крупного городского центра при Ахеменидах.
Слева – династический список двенадцати царей династии Аван и двенадцати царей династии Шимашки , 1800–1600 до н. э., Сузы, Лувр. Справа – статуя Дария Великого , Национальный музей Ирана
Крылатые сфинксы из дворца Дария Великого в Сузах, Лувр
Барельеф грифона из дворца Дария Великого в Сузах, Лувр
Ребристый гривна с львиными головами, произведение искусства Ахеменидов, раскопки Жака де Моргана в 1901 году, найденные в гробнице Акрополя.
Кудурру, найденный в Сузах, Иран, изображающий главных божеств вавилонского пантеона в виде символов или их животных атрибутов. 1186–1172 гг. до н.э., Лувр
Стела с Законами Хаммурапи в Лувре