22 сентября в Иране вместе с календарной осенью настал первый учебный день. Да, в Иране свой календарь и начало учебного года в нем выпадает на 1-ое мехра – первый день первого осеннего месяца. В канале в телеграм рассказывала, что, когда наши школьники уже месяц грызут гранит науки, в Иране только-только прошли торжественные линейки и президент поздравил первоклашек. Даты начала учебного года не единственное, чем отличается образование в Иране от российского или европейского. В этой статье расскажу про основные моменты учебы – от поступления в детский сад до выпускных экзаменов в университете.
История образования в Иране
Прежде чем рассказывать о современном образовании в Иране, хочу остановиться на нескольких исторических моментах, чтобы понимать контекст. Сегодня Иран – исламская республика, которая установилась в стране в 1979 году. Это форма исламского теократического государства (одна из немногих теократий в мире, к слову), в котором главой государства является рахбар – одновременно и духовно-религиозный лидер, и человек, определяющий внешнюю и внутреннюю политику страны на фундаментальной основе законов шариата. И хотя в Иране есть президент, парламент, министерства в т.ч. министерство образования, без одобрения рахбара, которым сегодня является Али Хаменеи, ничего не случится.
Многие думают, что исламский фундаментализм появился в Иране только после Исламской революции, когда на смену светской монархии при правлении Реза Шаха пришло теократическое государство Рухолла Хомейни. Но это не так. Исламские, а в доисламский период – религиозные ценности присутствовали в образовательной системе Ирана всегда.
Образование в Иране в доисламский период
Ученые обнаружили документы, датируемые примерно 550 годом до нашей эры, в которых говорится об акценте на образовании в древней Персии. В них персидские цари призывали людей получать знания, чтобы лучше понимать Бога и жить благопристойной жизнью. В Персии того периода создавались религиозные школы, но были не массовым, а скорее бюрократическим явлением и служили для обслуживания и консультирования правительственных органов. Хотя большинство вопросов в этих школах было сосредоточено на изучении религии, были также уроки, касающиеся администрации, политики, технических навыков, военного дела, спорта и искусства для правительственных чинов.
Первая организация высшего образования – Академия Гондишапур в иранской провинции Хузестан – была образована около 300-х годов нашей эры при правлении династии Сасанидов. И она существует до сих пор! Гондишапур был интеллектуальным центром античного мира наряду с Ктесифоном и Рас-эль-Айном.
Образование в Иране при династии Сефевидов
Эта династия знаменует собой первое современное образование в Иране. Сефевиды в 1500-1700-х годах впервые в Древней Персии сместили акцент с исламских ценностей на научные достижения. Этот период можно смело назвать Золотым веком Ирана, который ознаменовался развитием науки, культуры, архитектурных инновациях и покровительством изящных искусств. Хотя основатель этой династии, Исмаил Шах, ревностно исповедовал шиитский ислам, сделал его официальной религий Персии, а себя провозгласил божественного происхождения.
При Сефевидах сложилась образовательная система Мактабхане. Это были не государственные, а частные школы, обязательная образовательная программа которых включала преподавание Корана, основ арабского и персидского языков, каллиграфии и арифметики. Остальная программа составлялась на усмотрение основателя школы и государство никак не регулировало и не вмешивалось в их деятельность. Целью школ Мактабхане была подготовка детей к поступлению в высшие учебные заведения, а также получение умений для занятий бизнесом.
Движение грамотности
Школьницы на улице Тир, 30 (Кавам аль-Султане) в Тегеране, около 1913 г.
Корпус грамотности появился во время Белой революции, которая произошла при шахе Мухаммеде Резе Пехлеви. В начале 20 века многие иранские провинции были сельскими и уровень грамотности в них оставался крайне низок. Идеей шаха было повсеместной увеличение количество грамотного и образованного населения. Для этого были приняты ряд реформ от “Организация по ликвидации неграмотности взрослых” в 1936, “Национальный комитет по борьбе с неграмотностью” в 1965 и “Движение грамотности” с 1980 по наши дни. Их задачей было обучение молодых специалистов, которые распределялись в деревни и обучали их безграмотное взрослое население читать, писать, считать и понимать Коран. Программа также включала обучение детей от 6 до 12 лет чтению на базе легких текстов о социуме, экономике, культуре, здоровье и религии.
Образование в Иране после исламской революции
Иранский детский сад в Тегеране, 1970-е
После 1979 года Исламская революция уделяла большое внимание реформам образования. Новые политики хотели, чтобы исламские ценности как можно скорее были включены в довольно-таки светскую школьную систему, оставшейся после монархии шаха. Однако давление из-за ирано-иракской войны и экономического неравенства заставило планы по образованию свернуться, поскольку другие вопросы стали приоритетными. Но некоторые существенные изменения все-таки были включены. Сначала произошла исламизация учебников. Затем школы были разделены по половому признаку учащихся. Соблюдение исламского закона в школах стало обязательным, и религиозные церемонии были сохранены.
И вот уже 45 лет новые правила действуют в Иране. Давайте разберемся, что и как в образовании Ирана сегодня.
Кто регулирует систему образования в Иране?
Система образования Ирана высокоцентрализована. Все государственные школы находятся под контролем Министерства народного образования и обучения. Аналогичным образом все иранские университеты находятся под контролем Министерства высшего образования и культуры, а все медицинские школы контролируются Министерством здравоохранения, лечения и культуры. Министерство народного образования и обучения играет активную роль в образовании иранских студентов. Именно оно определяет финансирование школ, администрирование, учебные программы, отвечает за подготовку учителей и разработку учебников.
Высший образовательный совет Ирана – отдельный и автономный законодательный орган, которому поручено отчитываться о состоянии иранских школ перед Высшим советом культурной революции. Он принимает и отвечает за реализацию образовательной политики, улучшает образовательные структуры и процессы и контролирует выполнение образовательных программ.
Детские сады в Иране
Махде кудак – детские сады – не пользуются в Иране такой популярностью, как в России или в Европе. Особенность иранского менталитета тесно связана с исламскими традициями, согласно которым женщина не обязана как можно скорее выйти на работу, чтобы обеспечить свой вклад в финансовое обеспечение семьи. Многие иранки между карьерой и семьей выбирают карьеру и охотно посвящают себя воспитанию детей.
Декретный отпуск в Иране значительно короче российского – всего 10 месяцев. Маме нужно вернуться на работу, когда ребенку нет еще года. Многие предприятия и компании имеют свои частные детские сады и “ясли” недалеко от офиса или прямо на территории, чтобы ребенок находился ближе к матери. На работе при этом официально разрешено 1 час рабочего времени тратить на кормление грудью. Кстати, период грудного вскармливания в Иране ограничен исламскими нормами – не более двух лет.
Дошкольное образование в Иране не является обязательным. Если родители хотят пристроить ребенка в махде кудак, то обычно это происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Государственных бесплатных детских садов в Иране очень мало, и очереди в них огромные. Родители чаще всего выбирают частные детские сады на год или два, чтобы подготовить ребенка к школе. За эти год-два дети обучаются основам чтения, письма и счета, получают социальные и коммуникационные навыки, социализируются с другими детьми.
Программы частных детских садов в Иране очень разные. Но в целом в стране нет тенденции “выучить гения”, когда малышей с раннего возраста учат иностранным языкам, скорочтению или ментальной арифметики. Большинство занятий в детских садах включают игры, занятия творчеством и активностям на свежем воздухе.
Любопытно, но молодые иранские мамы, с которыми мне доводилось общаться, оценивают свое материнство не по тому, насколько смышлен и всесторонне развит их ребенок, а насколько он счастлив. Им важнее дать ребенку счастливое беззаботное детство, а не вырастить успешного достигатора. В Иране реализация очень тесно связана с получением образования и профессии. Вся средняя школа и особенно последние 3 года будут посвящаться подготовке к поступлению в вуз. Вот тогда-то детям, уже подросткам, будут ставиться жесткие рамки и условия. А пока малышам позволяют побыть просто детьми. Хотя, конечно, есть иранские мамы, которые уделяют образованию ребенка много времени, денег и сил уже с малых лет, полагая, что только так могут обеспечить им достойное будущее.
Подготовка к школе
Дети в Иране поступают в школу в 7 лет. И последний год в детском саду перед начальными классами все-таки посвящен подготовке к школе. Дошкольная программа в подготовительном классе включает обучение детей самостоятельно надевать и снимать одежду, ходить в туалет, следить за чистотой тела и одежды. Серьезных уроков для подготовки в школу нет. Дети в легкой форме игры изучают название цветов, фруктов и овощей, животных, геометрических фигур и т.п. Уроков чтения и письма нет – этому их научат в школе. Главная задача подготовительного класса – пробудить интерес и любознательность к изучению нового, способность учиться и общаться в коллективе.
Школьное образование в Иране
До 2012 года школьное образование в Иране длилось 8 лет и делилось так:
- дабестан – начальная школа с 1 по 5 класс
- дор-е рахнама-и – средняя школа с 5 по 8 класс
Описание этих этапов все еще очень распространены в русскоязычном интернете. Но сейчас школьная система образования в Иране другая. Реформы, принятые в 2012 году, продлили начальную школу до шести лет, увеличив базовое образование в общей сложности до девяти лет. Еще три года с 9 по 12 класс отводится под старшую школу и подготовку к поступлению в университет. Таким образом, с 2012 года в Иране была принята 12-летняя система общего школьного образования, которая отвечает международному стандарту K-12:
- 1-6 класс – начальная школа
- 6-9 класс – младшая средняя школа (первая ступень)
- 9-12 класс – старшая средняя школа (вторая ступень)
Начальная школа
Начальное образование является обязательным в Иране и длится 6 лет – с 7 до 13 лет. Существует множество бесплатных государственных школ, а также частных и довольно дорогих школ с высокой платой за обучение. Есть также школы под названием Nemuneh Mardomi, которые представляют собой компромис – лучше государственных школ и более доступные по деньгам, чем частные школы. Попасть в одну из них непросто. В отличие от бесплатных государственных школ в Nemuneh Mardomi есть вступительный экзамен, чтобы выявить лучших учеников. И конкуренция за места может быть высокой. Если иранцы и занимаются подготовкой ребенка к школе, то это родители, которые хотят, чтобы их дети учились в Nemuneh Mardomi или дорогих частных школах.
Все дети в Иране имеют доступ к начальному и среднему образованию независимо от их статуса документов. Дети-беженцы, нелегалы и иностранные дети учатся бок о бок с иранскими школьниками, следуя той же национальной программе обучения.
В начальной школе ученики учатся 24 часа занятий в неделю. Дети учатся читать и писать на фарси, складывать и вычитать. С каждым годом учебная программа расширяется и охватывает такие естественные науки как обществознание, историю и географию, появляется исламоведение в т.ч. начальное изучение Корана, добавляется физкультура.
Младшая средняя школа
После 6 лет обучения школьники переходят в среднюю школу. Первая ее ступень длится 3 года – с 13 лет до 16 лет и с 6 по 9 класс соответственно. Программа обучения еще больше расширяется. Появляются точные науки – химия, физика, добавляются иностранные языки – арабский, английски и другие. Для школьников проводятся обязательные уроки нравственности и морали, для девочек – домоводство, для мальчиков – труд и начальная военная подготовка.
В средней школе в Иране у детей появляется больше разнообразия в физкультуре. В отличе от труда и домоводства, которые скорее теоретическеи, чем практические, физкультура включает плавание, волейбол, баскетбол. Существует множество местных соревнований между школами и свои спортивные школьные лиги. В средней школе достаточно времени уделяется изучению искусств, проходят работы над коллективными художественными проектами, регулярные школьные поездки в музеи, кинотеатры и тематические парки.
9 классов школы являются обязательными в Иране. По окончании девяти классов школьники сдают аналог ГИА. При успешной сдаче экзамена выдаётся документ об окончании среднего образовании – сикл. Дальше ученики могут поступать в профессиональные колледжи, техникумы, институт или идти работать.
Старшая средняя школа
Если ученик остается в школе после 9 класса, то все оставшиеся 3 года обучения будут посвещаться подготовке к поступлению в вуз. Нагрузка на учеников возрастает многократно. Старшая школа в Иране – это шесть дней в неделю с большим количеством домашки. Подростки продолжают учиться в стенах школы, но уже должны выбрать, на какие предметы нужно сделать упор для будущего поступления в университет – математика и естественные науки, гуманитарные науки и искусство.
Представьте, какая колоссальная нагрузка ложится на подростка, который в свои 16-18 лет должен решить, кем он будет, что они будут изучать всю оставшуюся жизнь. Фактически, выбрав напрвление в старшей средней школе подростки уже не могут изменить свой путь, независимо от того, выбрали ли они математику, естественные науки, гуманитарные науки или искусство. Все три года, а иногда и один дополнительный год перед поступлением в университет будут посвящены одному – подготовке к сдаче конкура. О нем ниже.
По форме обучения у школьников после 9 класса есть два пути
- Фани хервеи – академическое направление. Алгебра и физика, экспериментальные науки, общественные науки, теология, культура и искусство – все тут. Ученики остаются в школе и продолжают теоретическое обучение. Интересно, что согласно этому делению, будущие искусствоведы должны при поступлении в вуз сдавать физику и химию, а программисты – персидский язык и литературу. Даже будущие исламские богословы обязаны сдавать биологию т.к. все эти на первый взгляд разные специальности – одно направление.
- Кар-денеш – профессиональное, прикладное направление для техникумов и колледжей. В рамках этой образовательной программы школьники могут освоить навыки одной из следующих специальностей: электрик, автомеханик, строительство зданий, текстильная и химическая промышленность, транспортная промышленность, бухгалтерское дело, физическая культура, сельское хозяйство, всевозможные виды искусства и т.д. Учащиеся поступают в средне-специальное учебное заведение и получают уже практические, а не теоретические знания.
В конце старшей средней школы все учащиеся должны сдать единый выпускной экзамен – конкур. Он обязателен, един для всех, похож на российский ЕГЭ тк от полученных балов будет зависеть шанс на поступление в высшее учебное заведение.
Конкур – иранский ЕГЭ
Интересно, что конкур включает вопросы по ВСЕМ учебным предметам за все 12 лет учёбы. Причем вопросы сложные – не на запоминание когда что произошло и кто что сделал, а на способность применить знания в нестандартных ситуациях. Часто школьники после 12 класса берут год или даже два на подготовку.
Экзамен конкур проводится Национальной организацией образовательного тестирования – Санджеш. После подсчета результатов составляется общий рейтинг выпускников по всей стране. Особенно престижным считается попасть в первые 2000 – тогда можно без проблем выбрать любой понравившийся университет. Но даже с великолепным балом конкур – не гарант поступления тк крупнейшие университеты Ирана хоть и предлагают бесплатное обучение и хорошие стипендии, но всегда ограничены по квотам на прием. Единый экзамен был и остается чрезвычайно конкурентным способом поступления в высшее учебное заведение.
Как в России не любят ЕГЭ, так и в Иране не любят конкур. В 2020 году правительство Ирана предложило внести поправки в правила поступления в университеты, которые кроме конкура учитывали бы и другие заслуги учащегося средней школы – средний бал успеваемости, призы в конкурсах и т.п. Но эти изменения так и не были приняты. Конкур в Иранском образовании все еще остается важнейшим фактором, определяющим шанс на высшее образование. И если в начальной средней и тем более младшей школе к ученикам не предъявляют жестких требований успеваемости ни родители, ни учителя, то после 8-9 класса начинается жесткая подготовка к тестированию – дополнительные занятия, репетиторы и пр.
У иранского конкура, как и у российского ЕГЭ масса критиков. Начиная с мошеннических схем по сливу вопросов и предложения купить их по закрытым каналам. Заканчивай моментально выросшей до неба бизнес-индустрии по подготовке студентов не в ВУЗ, а именно к конкуру. Несмотря на то, что государственные средние школы в Иране пользуются уважением, по факту именно частные школы являются лучшими в стране для подготовки учеников к экзамену Konkoor, давая обеспеченным семьям больше преимуществ.
Плюс, все больше ставится под сомнение сама эффективность конкура т.к. напримре для студентов медиков тестирование уже не однократно отмечалось, как относительно слабым индикатор успеваемости.
Высшее образование в Иране
В государственных университетах вступительных экзаменов нет – достаточно предъявить результат конкура и можно выбирать любую понравившуюся специальность. Многие частные университеты также используют этот экзамен для поступления. Одним из заметных исключений является получастный Исламский университет Азад (IAU), крупнейший университет страны. IAU проводит свой собственный вступительный экзамен, который очень похож на Konkur. Университет, который взимает плату за обучение и принимает более 1,7 миллиона студентов в кампусах по всей стране.
Высшее образование в Иране делится на две ступени:
- лисанс – бакалавриат
- фоге лисанс – магистратура
Первая ступень длится четыре года, вторая – два года. Самыми престижными университетами Ирана считаются Технологический университет имени Шарифа и Тегеранский университет.
Но в целом все государственные университеты Ирана имеют хорошую репутацию в области бакалавриата по инженерному делу. Так, Тегеранский университет входит в число 400 лучших университетов мира по версии Academic Ranking of World Universities, Технологический университет Амиркабира входит в число 500 лучших университетов в том же рейтинге, Технологический университет Шарифа в списке лучших университетов мира по версии Times Higher Education.
Лучшие студенты часто поступают в Шариф или Тегеран, но позже переводятся в колледжи США. Например, Стэнфорд очень любит студентов Шарифа, которые занимаются электротехникой. Их принимают с полной стипендией.
Медицинские вузы в стране – особая каста. Иранские власти придают особое значение медицинской отрасли страны и стараются не сокращать, а напротив увеличить финансирование, невзирая на жесточайшее санкционное давление, которое испытывает на себе Иран более 40 лет. Наиболее отличившихся студентов-медиков, а также обучающихся в ординатуре за государственный счет отправляют на стажировку в Турцию, Швейцарию, Китай, Францию, Германию и Канаду. Там у них появляется возможность получить ученую степень, после чего они возвращаются обратно в Иран и применяют получившие за границей навыки у себя в стране.
На всех уровнях образования по всей стране используется шкала от 0 до 20, университеты не исключение. Студенты на уровне высшего образования оцениваются на экзамене в конце каждого семестра. Минимальный проходной балл для курсов бакалавриата составляет 10, для курсов магистратуры – 12, а для докторской работы – 14.
Государственные университеты Ирана получают финансовую поддержку от правительства, которая позволяет студентам не платить за свое обучение на протяжении всего времени. Сначала студенты учатся 4 года для получения степени бакалавра, затем по желанию 2 года учатся в магистратуре, после чего проходят государственную итоговую аттестацию и допускаются к защите дипломной работы. После получения полного высшего образования выпускник вуза может продолжить обучение в аспирантуре. В Иране учеба в аспирантуре длится 2 года. Многие иранцы стремятся пройти все этапы обучения, заканчивая учебу к 28 годам, но уже имея на руках докторскую степень.
Парни и девушки в университетах учатся вместе, строгого дресс-кода как в школе нет. Поэтому для многих учёба в университете становится отличной возможностью найти спутника или спутницу жизни. Исключения составляют исламские университеты, обучение в которых предполагается раздельным для мужчин и женщин.
Некоторое время назад группа иранских депутатов из числа партий, принадлежащих к консервативному крылу, подготовили проект о раздельном обучении мужчин и женщин во всех вузах страны, в независимости от направления университета. Однако чуть позже законопроект был отклонен.
Уровень образования в Иране
По статистике 2015 года, больше 87% взрослого населения в Иране – грамотные. После Исламской революции 1979 года индекс грамотности постоянно увеличивается и колеблется в зависимости от возрастных групп и региона проживания. Так, в возрасте 15-24 лет показатель грамотности достигает 98%. При этом более семи миллионов человек остаются безграмотными. Из них почти 2,5 миллиона – пожилое население и около 250 тысяч – молодежь.
В стране действует программа ликвидации безграмотности, поэтому законом предусмотрена ответственность за непосещение школы. За отсутствие контроля или сознательное препятствие учебному процессу для родителей или опекунов предусмотрено наказание в виде штрафа и даже лишения свободы сроком от 1 до 3 лет.
Иран тратит примерно 5 процентов своего ВВП на образование, что составляет около 23,1 процента от общих государственных расходов Ирана. Это соответствует среднему мировому показателю государственных расходов на образование и превышает расходы многих других стран Ближнего Востока, таких как, например Катар (3,2 процента) или Иордания (3 процента). Для сравнения, в 2023 году Россия выделила на образование 4% от ВВП.
Сегодня в Иране насчитывается 440 вузов: 80 из них государственные, 115 исламские и находятся в подчинении профильных структур страны, 25 – коммерческие и 120 филиалов университета дистанционного обучения Паям-э-Нура. Также в стране функционируют 28 медицинских вузов, 50 колледжей и 40 технологических институтов.