Музей Священной обороны не входит топ-список достопримечательностей у туристов. В стране с более чем 3000-летней историей вы скорее всего захотите посетить древний город Персеполь или прогуляются по огромной площади Накш-е Джахан в городе Исфахан. Тем не менее, несмотря на свое не слишком гламурное название, Музей священной обороны в Тегеране предлагает нечто иное: это современный военный мемориал, который позиционируется как дань уважения борьбе Ирана против империалистической тирании, западной агрессии и других провозглашенных несправедливостей. Однако основное внимание в нем уделяется войне с Ираком в 1980 году – конфликту, известному в Иране как «Священная оборона», – которая длилась восемь лет и унесла жизни примерно миллиона человек.
Размеры музея поражают воображение – 21 гектар, если быть точным. Это больше, чем просто одно здание. Это целый комплекс с обширной садовой зоной, водными объектами, детской игровой площадкой и танками. Множеством танков и артиллерийских орудий иранского производства. Иранскому правительству не привыкать демонстрировать свою военную мощь. Но этот музей оказался гораздо большим, чем просто экспозицией военной истории Ирана — он стал более креативным, более художественным и более захватывающим.
- Время работы: суббота-четверг (9:00 – 17:00), пятница (11:00 – 17:00)
- Адрес – Sarv Street, Haqani Highway, Vanak, Tehran, Iran
- Ближайшее метро Шахид-Хагани
- Ссылка на Google карты
Навязанная война
Для многих людей во всем мире ирано-иракская война 1980-1988 годов – это всего лишь сноска в истории. В России и вовсе про нее мало кто знает. Но в Иране этот кровавый эпизод называют «Навязанной войной» или «Священной обороной», и воспоминания о войне, которая стоила жизни миллионам людей, даже сегодня являются частью повседневной жизни. Это страшный все еще на заживший шрам на судьбе целого поколения, по значимости сравнимый с Великой Отечественной войной в СССР. И если жителей России и бывшего СССР от трагедии их страны уже отделяет достаточно большой промежуток времени, то для иранцев всё случившееся в восьмидесятые – часть повседневной жизни.
Молчаливо приходят на могилы отцы и матери, потерявшие сыновей, каждый день сражаются с болью чудом выжившие жертвы газовых атак, вспоминают ужасы войны те, кто тайком сбежал на фронт в 13-14 лет… Обмен пленными между странами завершился только в 2000 году. Обмен останками погибших продолжается по сей день: так, в октябре 2017 года Ирак передал Ирану ещё 200 тел. Их обнаружили совсем недавно, и погибли эти солдаты, вероятно, в результате применения химического оружия.
Война началась с нападения иракского режима, находящегося под властью тогда ещё не столь известного в мире, как ныне, Саддама Хуссейна, на Иран 22 сентября 1980 года. Споры о границах страны вели с давних пор, но случившаяся Исламская Революция, как показалось тогда правительству Ирака, ослабила Иран, предоставив удачную возможность для нападения. Вне всякого сомнения, немалую роль в развязывании конфликта сыграли страны Запада, крайне недовольные переменами в Иране и пообещавшие Ираку свою помощь. Ирак намеревался отобрать нефтеносную провинцию Хузестан и западный берег реки Шатт-эль-Араб (тот самый, спорный участок границы двух государств).
Резкие общественные перемены, связанные с Исламской Революцией, и международная изоляция – с таким «багажом» Иран казался лёгкой целью. Но, как уже не раз бывало, политики не приняли во внимание самое главное: настроения иранского народа. Патриотический подъём в Иране после известия о внезапном нападении (как и Гитлер, Саддам Хуссейн не стал утруждать себя формальным объявлением войны) был сравним с аналогичным в СССР во время Великой Отечественной. Подростки прибавляли себе возраст в военкоматах либо сбегали в районы ведения боевых действий, ведь тот, кто не пошёл воевать за Родину – не мужчина!
В глазах иранцев защита родных границ превратилась в религиозную обязанность, а погибших солдат стали называть «шахидами» (мучениками за веру). Закон не требует от служителей ислама (или студентов-теологов) проходить военную службу или принимать участие во всеобщей мобилизации. Но теологи в этой войне сражались, как и прочие жители Ирана. Среди погибших на войне не менее 2600 студентов иранских религиозных учебных заведений. Даже этнические различия (а Саддам Хуссейн очень надеялся на помощь иранских арабов из Хузестана) отошли на второй план: курды, арабы, персы, азербайджанцы и другие народы Ирана одинаково упорно сражались с врагом.
Перестала иметь значение и религиозная принадлежность: в войне принимали участие не только мусульмане, но и христиане, иудеи и зороастрийцы. В определённой степени нападение Ирака даже поспособствовало консолидации Ирана после Исламской Революции – иранцы забыли про внутренние расхождения в разных вопросах с правительством, ведь над страной нависла куда более серьёзная угроза. Тогда же возникло общепринятое в Иране обозначения ирано-иракской войны: «Священная оборона», или «навязанная война».
Зал «Бабочек»
«Зал бабочек» – трогательное название мемориала солдатам, погибшим во время ирано-иракской войны, который встречает посетителей по прибытии. Бабочка – символ мученичества, хрупкости жизни, которую герои отдали за Родину, и райского сада, который, без сомнения, ждал их после смерти. В зале представлены восковые фигуры известных лидеров и командиров, а также простых солдат всех родов войск. Зал заполнен выставочными коробками, похожими на гробы, в которых выставлены личные вещи и предметы личной гигиены, найденные у погибших. Зал производит одновременно захватывающее и болезненное впечатление. Ощущение, словно ты подглядываешь в замочную скважину на жизни, которыми не суждено было продлиться.
- Читайте также – 10 главных музеев Тегерана
Отсюда посетители попадают в сам музей и, таким образом, во временную шкалу истории Ирана – или, скорее, истории Исламской Республики с момента ее образования в 1979 году. Этот относительно недавний период разбит на несколько периодов: начиная с революции, которая превратила Иран из монархии в теократию, которой он является сегодня, затем переходя к ирано-иракской войне. И в конце подходит к текущей чрезвычайно спорной главе ядерной программы Ирана.
Зал «Переход»
Зал «Переход» подробно рассказывает об исторических корнях Исламской Революции и о развитии политической мысли в шиизме. Рассматриваются важные для иранского революционного мышления даты, начиная с 1960-х гг. Разумеется, подробно представлена биография Аятоллы Хомейни, лидера Революции. Как и в остальных залах музея, здесь активно использованы новейшие технологии: экраны с краткими видеоклипами, 3D инсталляции, возможность послушать аудио, ознакомиться с различными документами и др. Здесь же прослеживаются все этапы Исламской Революции – с крупных народных выступлений 1978 года, вплоть до прибытия Аятоллы Хомейни в Тегеран 1 февраля 1979 года.
Зал «Внезапное нападение и справедливая защита»
Следующий зал – «Внезапное нападение и справедливая защита» – как легко догадаться, посвящён началу ирано-иракской войны: вероломному нападению Ирака и необходимости всеобщей мобилизации. Однако он включает и более ранние события, рассказывая о создании добровольческих отрядов «Басидж» сразу после победы Исламской Революции. Это важный момент: 45% погибших в войне принадлежали именно к силам Басидж. В зале рассматривается промежуток с 1 апреля 1979 до весны 1981 года.
Зал «Оборона»
- Читайте также – Тегеранский Музей современного искусства
Зал третий – «Оборона» – подробно рассматривает все аспекты войны, включая положение гражданского населения. Следующий – «Война и мир» – рассказывает о том, как Иран сумел дать отпор агрессору после вынужденного отступления. В обоих залах собрано множество любопытных интерактивных экспонатов. У посетителей есть возможность спуститься в траншеи и бункеры, в которых жили иранские солдаты – и в горячей пустыне, и в холодных горных местностях. Опыт занимательный, но мало кто задерживается внутри, дольше чем на пять минут…
Короткое 3D-видео позволяет увидеть и ощутить, что происходило в обычном иранском городе во время бомбёжки. Ещё одна инсталляция рассказывает о том, как несладко приходилось иранским солдатам в плену в Ираке. Галерея, с потолка которой свисает бесчисленное количество жетонов, за каждым из которых – погибший, заставляет задуматься о вечном. Здесь подробно рассказывается о каждой из боевых операций и о каждом из боёв тех лет. Интересно, что небольшая галерея посвящена и «информационной войне»: иностранным газетам и журналам времён войны, до последнего объявлявших Иран агрессором и пытавшихся оправдать вторжение со стороны Ирака. Представлена и ценная статистическая информация о войне и соотношении сил Ирана и Ирака – ей стоит уделить особое внимание.
Залы «Победа» и «Завершение»
Они посвящены последнему году войны и решению Ирана согласиться с резолюцией ООН №558 и кончине Аятоллы Рухоллы Хомейни, о том, как Совет экспертов передал власть нынешнему верховному лидеру страны – Аятолле Али Хаменеи.
Выставка иранского вооружения
Во время войны иранцам было непросто: хронически не хватало запчастей для их собственных военных машин. Немало усилий вкладывалось в то, чтобы в бою добыть технику противника. А поскольку Ираку вооружение слали буквально со всех концов Земли, теперь в парке у музея красуются образчики грозного оружия из самых разных стран. Из советских машин тут представлены БТР-50 и БТР-60, «амфибия» БМП-1, танки Т-54, Т-62 и Т-72, истребитель МиГ-21, ракета земля-воздух С-75 («Двина») и, конечно же, ракетный комплекс «Катюша». Есть тут и британский так «Chieftain» и американский M-113, и истребители F-4 Fantom и F-5T (F Tiger II), и многое другое.
Криминалистическая точность
Ультрасовременное здание состоит из семи основных залов, где эпизоды войны представлены с «криминалистической» точностью, как это называет один путеводитель. Сцены с моделями солдат в натуральную величину среди минных полей, раненые, стоящие на коленях, марширующие. Копия классной комнаты, превращенной в руины бомбардировками Саддама, и закрытая многостенная проекция, имитирующая атаку иракских ВВС на оживленную деревенскую улицу, дополненная звуками сирен и сильно вибрирующими взрывами бомб из мощных громкоговорителей. В другом зале стены увешаны фотографиями «мучеников», иногда детей, погибших в ходе 8-летнего конфликта.
Пройдя вдоль картин и макетов, представляющих наглядные военные сцены, посетители проходят по мосту, ведущему в туннель, округлые стены которого оштукатурены белым цветом, а сам туннель ведет в зал с двумя позолоченными гробницами в честь павших на войне.
В музее «Священная оборона» постоянная экспозиция завершается масштабной моделью АЭС «Бушер» и таблицами, объясняющими, как ядерные технологии могут принести пользу медицинской промышленности. Ирония в том, что именно ядерная программа Ирана стала основой для западных обвинений в разработке Тегераном ядерного оружия, что привело к парализующим санкциям, которые были частично сняты только в 2015 году, похоже, ускользнула от внимания куратора музея. Музей также является международным конференц-центром.
Современная визуальная система, включающая в себя проекции, видеостены и голограммы, поможет вам ориентироваться в различных мероприятиях. Через динамики воспроизводятся аудиозаписи, соответствующие каждому периоду. Например, когда нам рассказывают о подготовке к революции, можно услышать отчетливое шипение баллончиков с краской. Это относится к подрывным граффити, украшавшим улицы в то время. Даже температура корректируется с учетом времени года, когда произошло определенное событие. Каждый отдельный зал по-своему увлекателен, перенося посетителей в трудные и сложные времена иранской истории. Но все это сделано с великолепным тактом и вкусом.
Город призрак
Завершить прогулку по музею можно под сводами блестящей полусферы – «панорамы», в которой демонстрируется 15-минутное видео про город Хоррамшахр до, во время и после войны. Этот стратегический портовый город на западе Ирана стал местом первого крупного сражения в войне с Ираком. После того, как в октябре 1980 года он попал в руки Ирака, войска Саддама Хусейна подвергли его масштабным разрушениям в результате его политики «выжженной земли». Хорремшехр превратился из густонаселенного города с разросшимися кварталами в фактически город-призрак.
Город был окончательно освобожден только два года спустя. Виртуальный опыт позволяет посетителям пройтись по частям этого города, создавая особенно сильное впечатление , когда они бродят мимо заброшенных домов и школ, несущих на себе шрамы войны. Видеопроекции и звуковые эффекты добавляют жутковатого реализма. Многие экспонаты имеют серьезную художественную направленность. Например, стены одного коридора увешаны минами. Они все выкрашены в белый цвет, чтобы подчеркнуть неизбирательность такого оружия.
Музей Исламской революции и священной обороны стал для многих на Западе сюрпризом, как и, пожалуй, сам Иран. Исходя из названия ожидаешь увидеть здесь перегрузку пропагандой, но ничего подобного. Вместо этого вы попадаете в современный интерактивный музей, который чрезвычайно трогательно и деликатно рассказывает об одних из самых трагических периодов в истории Ирана.
Музей увлекает посетителей, даёт им возможность увидеть события тех лет с совершенно иной точки зрения – и лучше понять чувства иранцев, их благоговейное отношение к своей «Великой Отечественной». Экспозиция содержит множество интересных деталей, большая часть информации переведена на английский язык. Работа с экспонатами и фондами музея наверняка будет крайне полезна для иностранных военных историков и специалистов по Ближнему Востоку.
Музей Священной обороны, возможно, не имеет такого исторического резонанса, как некоторые другие популярные туристические достопримечательности Ирана, но он открывает многое о современной иранской культуре и о том, как она примиряется со своим не столь далеким прошлым. Активная работа западных пропагандистов в годы ирано-иракской войны и после её окончания привела к серьёзным искажениям в восприятии конфликта за пределами страны. Конечно, к моменту завершения войны ООН признала свою ошибку и тот факт, что всё началось именно по причине агрессии со стороны Ирака. Но многое на сегодня ещё нуждается в пересмотре и тщательном изучении. Превосходный музей, появившийся в Тегеране, без сомнения, сможет отлично в этом помочь.
Фото из музея Священной обороны