История вина и алкогольных напитков в Иране

Содержание

История алкогольных напитков в Иране – это увлекательное путешествие, в котором переплетаются древние традиции, культурные влияния и религиозные трансформации. На протяжении веков производство и потребление алкогольных напитков играло значительную роль в иранском обществе, отражая как художественное, так и кулинарное самовыражение региона. От ранних практик ферментации в древней Персии до запретов, вызванных исламскими учениями, история алкоголя в Иране – это история культурной эволюции.

Алкогольные напитки в древней Персии

Доисламская эпоха древней Персии хранит богатые знания о ранних корнях иранских напитков и той важной роли, которую они играли в обществе. Еще до появления ислама жители древней Персии разработали сложные методы ферментации различных ингредиентов, создавая богатую палитру алкогольных напитков, глубоко укоренившихся в их культуре и традициях.

Одной из первых форм алкогольных напитков в Иране была медовуха – напиток, приготовленный из ферментированного меда. Этот древний эликсир имел почитаемый статус, часто связанный с плодородием, жизненной силой и даже божественными атрибутами. Искусство изготовления медовухи заключалось в тщательном брожении меда с водой и иногда добавлении трав или фруктов для аромата. Его употребляли во время религиозных церемоний, праздников и подавали на стол, как символ гостеприимства.

Эламские глиняные таблички в Персеполе – административные записи на эламитском языке. Части двух архивов таких табличек были обнаружены в Персеполе в 1933-1938 годах археологической экспедицией Института Востока Чикагского университета. В некоторых текстах “Фортификационных и Казенных работ” отмечается, что в 509-494 гг. работникам и чиновникам платили только натурой – зерно, мука, барана, вино, пиво, фрукты. Например, управляющий царским двором получал ежедневно двух овец, 18 пачек муки и 9 бутылей пива и вина.

Еще одним популярным алкогольным напитком в доисламскую эпоху был Аб-е Набаат – ферментированный напиток из сахарного тростника. Выращивание сахарного тростника было завезено в Персию во времена империи Ахеменидов, и он быстро стал ценной культурой. Персы изобретательно использовали его сладкие свойства для изготовления опьяняющего напитка. Аб-е набаат понравился людям всех слоев общества и стал неотъемлемой частью общественных собраний, праздников и королевских пиров.

История вина в Иране

Вино, несомненно, самый знаменитый алкогольный напиток в древней Персии, занимает видное место в истории и культуре региона. Техника виноделия совершенствовалась на протяжении веков, а плодородные земли Персии создавали идеальные условия для выращивания винограда. Производство вина процветало, и виноградники простирались по всей стране от пышных долин Шираза до горных районов Гиляна.

Глиняные сосуды для вина квеври в Гиляне.

Персидские виноделы разработали инновационные методы извлечения сока из винограда, его ферментации и выдержки в глиняных кувшинах под названием “квеври”, также известный как “чури”. Вино стало символом утонченности и роскоши: различные сорта и годы изготовления вина удовлетворяют самые разные вкусы. Им наслаждались как члены королевской семьи, знать, так и простые люди.

Культурное значение вина выходило за рамки его потребления. Персидские поэты и писатели часто прославляли вино в своих произведениях, считая его источником вдохновения, романтики и духовного просвещения. В эпических поэмах «Шахнаме» Фирдоуси или лирических стихах Хафиза вино выступает как метафора любви, удовольствия и человеческого опыта.

Кроме того, алкогольные напитки в древней Персии употреблялись не только из-за их опьяняющего действия, но также считалось, что они обладают лечебными свойствами. Травяные настои, такие как Араг-е Сунбол из цветов гиацинта и Араг-е Харшат из кориандра, готовились и употреблялись из-за их предполагаемых целебных свойств.

Доисламская эпоха в Иране была временем расцвета производства и потребления алкогольных напитков. Они имели глубокое культурное, религиозное и социальное значение, объединяя людей посредством общего опыта, ритуалов и традиций. Однако с приходом ислама в VII веке “питьевой ландшафт” Ирана претерпел значительные изменения. Последующая эпоха станет свидетелем адаптации и развития иранской культуры питья, сформированной учениями и принципами ислама.

Первые упоминания изготовления алкоголя в Иране

Самые ранние свидетельства производства алкогольных напитков в древнем Иране датируются тысячами лет, что свидетельствует о давней традиции производства ферментированных напитков в этом регионе. Археологические находки и исторические отчеты проливают свет на методы и ингредиенты, которые древние иранцы использовали для создания этих напитков.

Деталь барельефа на восточной лестнице дворца Ападана в Персеполе, изображающая армянских послов, приносящих вино персидскому императору.

Один из самых ранних признаков производства алкогольных напитков в Иране можно отнести к периоду неолита, около 7000 г. до н.э. Раскопки в горах Загрос, особенно на месте Хаджи Фируз Тепе, обнаружили глиняные сосуды с остатками, указывающими на присутствие сброженных напитков. Эти сосуды, известные как «захоронения в банках», содержали остатки винной кислоты, ключевого индикатора брожения винограда. Это говорит о том, что жители древнего Ирана ферментировали виноград еще тысячи лет назад для получения ранней формы вина.

Более того, свидетельства производства и потребления вина в древней Персии можно найти в трудах греческих историков и путешественников. Греческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, задокументировал любовь персов к вину, описывая сложные обычаи питья и царские пиры, на которых вино лилось в изобилии. Труды Ксенофонта, другого греческого историка и солдата, дают дальнейшее представление о выращивании винограда и процессе виноделия в древней Персии.

Помимо напитков на основе винограда, в древнем Иране были распространены и другие ферментированные напитки. Производство медовухи из ферментированного меда было древней традицией иранских племен. Мед для медовухи добывали у диких пчел или культивируемых ульев и ферментировался с водой, в результате чего получался сладкий и опьяняющий напиток, имевший как культурное, так и ритуальное значение.

Юный принц с кубком вина и бутылью с длинным горлышком, середина XVI века (Сефевиды, Иран)

Кроме того, древние персы использовали различные фрукты – гранаты, финики и инжир – для создания фруктовых вин и настоек. В исторических текстах упоминается употребление напитков, приготовленных из этих фруктов, подчеркивая разнообразие, которым наслаждались древние иранцы. Важно отметить, что точные методы и рецепты приготовления этих напитков раннего брожения утеряны со временем. Однако наличие археологических находок и исторических свидетельств подтверждает, что производство и потребление алкогольных напитков имело долгую и устоявшуюся историю в древнем Иране, что отражает значение этих напитков в культурной и социальной структуре региона.

Из чего делали алкоголь в Древней Персии

Персы использовали различные ингредиенты и методы при ферментации своих алкогольных напитков. Отточенные веками, они позволили создавать большой выбор ферментированных напитков, которые были неотъемлемой частью их культуры и традиций. Вот некоторые из примечательных ингредиентов и методов, используемых в ранней иранской ферментации.

Виноград. Виноград играл ключевую роль в древнеиранском брожении, особенно в производстве вина. Плодородные земли Персии хорошо подходили для выращивания винограда. Для достижения различных вкусов выращивались различные сорта. Виноград собирали, давили ​​для получения сока, а затем ферментировали для получения вина.

Мед. Мед был еще одним важным ингредиентом раннего иранского брожения. Он служил основой для медовухи – ферментированного напитка, приготовленного путем смешивания меда с водой. Соты пчелиного воска тщательно собирали и извлекали мед. Затем его разбавляли водой и оставляли для естественного брожения, в результате чего получался сладкий и опьяняющий мед.

Фрукты. Помимо винограда и меда, в раннем иранском брожении использовались различные фрукты для создания фруктовых вин и алкогольных настоев. Гранаты, финики, инжир и другие местные фрукты измельчали ​​или прессовали для получения сока, который затем ферментировали. Эти алкогольные напитки на фруктовой основе придали другой вкус и добавили разнообразия в культуру питья древнего Ирана.

Методы изготовления вин и настоек в Иране

Раннее изготовление алкогольных напитков в большинстве своем основывалось на естественных процессах брожения. Виноград измельчали ​​и оставляли в открытых чанах и кувшинах, позволяя диким дрожжам, присутствующим на виноградной кожуре, инициировать процесс брожения. Дрожжи превращали сахар виноградного сока в спирт, в результате чего получилось вино. Тот же естественный процесс брожения использовался при производстве медовухи и других фруктовых алкогольных напитков, где дикие дрожжи, присутствующие в окружающей среде, запускали брожение.

После первоначального брожения алкогольные напитки часто выдерживались и хранились для улучшения их вкуса и качества. Для выдержки и хранения вина обычно использовались глиняные кувшины квеврис. Эти большие сосуды создавали подходящую среду для созревания вина и приобретения желаемых характеристик с течением времени.

Помимо ферментированных напитков, древние персы также экспериментировали с травяными настоями. Они комбинировали различные травы, специи и растительные компоненты, чтобы создать уникальные вкусы и ароматы. Эти настои часто смешивали с водой или соками и оставляли настояться в течение определенного периода времени, позволяя ароматам и целебным свойствам трав проникнуть в жидкость.

Алкоголь в Иране в период зороастризма

Зороастризм – древняя персидская религия, основанная пророком Зороастром, оказала глубокое влияние на роль и восприятие вина в древней Персии. Вино занимало видное место в зороастрийских практиках и ритуалах, определяя его значение в религиозной и культурной среде древней Персии.

Священное подношение

Вино считалось священным подношением в зороастрийских ритуалах. Его использовали в качестве возлияния, подношения божествам во время религиозных церемоний. Подношение вина божеству символизировало преданность, почтение и средство установления связи между миром смертных и духовным миром.

Духовный символизм

Вино имело символическое значение в зороастризме. Его считали олицетворением жизненной и животворящей силы, сущностью плодородия и изобилия. Считалось, что вино обладает божественной энергией, вызывающей духовное опьянение и просветление. Оно символизировал радость и экстаз, испытываемый в поисках духовного откровения.

Ритуал Хаома

В зороастризме существовал ритуальный напиток под названием хаома, который, как полагали, изготавливался из экстракта священного растения. Хотя точная идентичность растения Хаома неизвестна, широко распространено мнение, что оно было разновидностью виноградной лозы или разновидностью эфедры. Хаома употреблялась во время религиозных церемоний, символизируя божественную мудрость и бессмертие. Его считали могущественным эликсиром, дарующим духовную проницательность и силу.

Очищение и исцеление

В зороастрийских верованиях вино ассоциировалось с очищающими и целебными свойствами. Считалось, что оно обладает способностью отгонять злые силы и очищать нечистоты. Вино использовалось в ритуалах для очищения священных пространств и предметов, действуя как средство рассеивания негатива и установления духовной гармонии.

Ритуальные банкеты

Зороастрийские тексты и традиции часто изображали небесный пир, известный как «хумбандаги». Считалось, что на этом небесном празднике праведные души участвовали в вечном пиру, наслаждаясь лучшей едой и вином. Вино в этом контексте олицетворяло награды и удовольствия, ожидавшие тех, кто вел добродетельную жизнь.

Вино в персидской поэзии и искусстве

Вино на протяжении веков играло заметную роль в персидской поэзии, литературе и искусстве. Знаменитый поэт Омар Хайям, живший в Персии в XII веке, много писал о вине в своих стихах, используя его как метафору жизненных удовольствий и мимолетных радостей юности. Его рубаи содержат многочисленные упоминания о вине, во многих стихах прославляется его способность объединять людей и вдохновлять на творческое мышление.

Другие персидские поэты, такие как Хафиз и Саади, также писали о вине, часто используя его как символ любви и романтики. В их поэзии вино рассматривается как источник вдохновения, который может помочь людям забыть о своих заботах и ​​насладиться красотой окружающего мира.

Вино также прославлялось в персидском искусстве: изображения сцен винопития встречаются повсюду – от миниатюрных картин до гобеленов и керамики. На этих изображениях часто изображены люди, наслаждающиеся вином в дружеской обстановке, в окружении пышных садов и красивой архитектуры.

Культура питья в исламскую эпоху

Исламская эпоха привела к значительным изменениям в иранской культуре питья. До прихода ислама алкоголь был обычной чертой общественной жизни Ирана, а вино широко производилось и потреблялось. Однако с приходом ислама в VII веке употребление алкоголя стало строго запрещено.

В результате вторжения арабов-мусульман в Иран иранцам пришлось искать альтернативные напитки для утоления жажды. Одним из таких напитков, получивших популярность в это время, был чай, который был завезен в Иран из Китая. Он стал популярным напитком среди всех слоев иранского общества и сегодня остается одним из самых популярных напитков в стране.

Еще одним напитком, получившим популярность в исламскую эпоху, был шербет – сладкий фруктовый напиток из фруктовых соков, меда и воды. Первоначально шербет употребляли как лечебный напиток, но вскоре он стал популярным напитком на общественных мероприятиях.

Помимо этих безалкогольных напитков, иранцы также начали производить и употреблять различные травяные чаи и настои, полезные для здоровья. В их число входили напитки из ромашки, мяты и других трав, которые, как считалось, обладали целебными свойствами.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG