Иранский национальный музей в Тегеране

Содержание

Национальный музей Ирана — государственный музей под эгидой Министерства культурного наследия, туризма и ремесел. Музей состоит из двух корпусов – Иранского музея Бастан, в котором представлены экспонаты Древнего Ирана, и Музея исламской археологии и искусства Ирана. В этом музее хранятся крупнейшие коллекции археологических объектов в стране. Коллекции, датируемые от палеолита до позднего исламского периода, представляют более миллиона лет человеческой истории и культурных достижений в Иране.

Национальный музей Ирана незаслуженно обделен вниманием туристов. Он очень редко входит в программы туров по Ирану, а путешественники часто предпочитают дворцы, мечети и базары тихим залам исторического музея чужой страны. А ведь это одна из достопримечательностей Тегерана из моего личного списка must see и действительно очень интересный и богатый на экспонаты музей, в котором представлены украшения эпохи палеолита, одни из самых ранних свидетельств письменности, большое количество находок из Персеполя, мумия “Соляного человека”, бронзовая статуя “Человека Шами” и многое другое. Если вы увлекаетесь историей Древней Персии или Древнего мира в целом, любите археологические музеи и неравнодушны к действительно редким находкам, то Национальный музей Ирана – обязательный пункт для посещения в Тегеране.

Часы работы и стоимость билетов

  • Официальный сайт – https://irannationalmuseum.ir/
  • Стоимость билетов 1 000 000 риалов
  • Музей открыт с субботы по среду с 9-00 до 17-00, четверг и пятница с 9-00 до 18-00
  • Адрес Национального музея Ирана – No.1, Henri Rolin St., Siy-e Tir St., Emam Khomeini Ave, Tehran
  • Ближайшие станции метро Hassan Abad (7 минут пешком) и Imam Khomeini (10 минут пешком)

История Национального музея Ирана

Впервые предложение о создании места под названием «Музей» было сделано Мортезой Голи Ханом Хедаятом, который думал о создании музея и офиса под названием “Департамент древностей” для организации коммерческих исследований. Но из-за недостатка финансирования и правительственной поддержки его идеи остались только идеями.  Пока в 1916 году в одной из комнат Министерства образования, которая находилась на северной стороне здания школы Дар аль-Фунун не был основан «Национальный музей» или, как тогда его называли, «Музей образования». По факту, это скорее было хранилище, в котором были собраны 270 артефактов – керамика, стекло, монеты, старое оружие, печати, деревянные предметы, книги и текстиль. В 1925 году предметы этого хранилища были перемещены в Зеркальный Зал во Дворце Масудие.

В начале 20-х годов археологическими исследованиями в Иране занимались в основном европейцы. Особенно выделялась группа французских археологов под руководством Жака де Моргана, который проводил глобальные исследования древнего города Сузы и старался привлечь как можно больше внимания к важности культурного наследия Древней Персии. Но в 1927 году безусловная привилегия французских археологов в Иране была отменена. Им было разрешено вести раскопки только в Сузах. И поскольку Иран решил создать музейный фонд и библиотеку, французам предложили другую работу – проектирование и реализацию Национальный музей. С этой целью в Тегеран приехал французский архитектор Андре Годар.

Кирпичное здание Музея Древнего Ирана было спроектировано Андре Годаром и Максимом Сиру в 1929 году. На архитекторов оказали сильное влияние сасанидские своды Таки-Кисра в Ктесифоне – руины Шахского Дворца персидской династии Сасанидов, расположенного на берегу реки Тигр в Аспанбаре, пригороде Ктесифона. Строительство иранского национального музея, площадью около 11 000 квадратных метров, началось в 1935 году и было завершено в течение двух лет Аббасом Али Мемаром и Морадом Табризи. Официальное открытие состоялось в 1937 году.

Второй корпус музея – Музей исламской эры – был позже построен. Здание из белого травертина долго не могли закончить т.к. финальная часть работ совпала с Исламской революцией. Музей исламской археологии и искусства Ирана занимает площадь около 4000 квадратных метров и занимает три этажа. Его восьмиугольный план вдохновлен дворцом Сасанидов в Бишапуре. Здание музея было спроектировано архитектором Эженом Афтандилианом, а его строительство началось в 1940-х годах. Первоначально здание использовалось как этнографический музей и площадка для временных выставок Национального музея в Тегеране. Но после периода реконструкции здание в 1996 году здание было вновь открыто как второй корпус Национального иранского музея. Летом 2006 года начался очередной этап реставрации и реконструкции, и новый музей был вновь открыт в 2015 году.

Залы, выставки и экспозиция

Музей Древнего Ирана всегда имел четкое позиционирование на сбор и демонстрацию археологических реликвий ранних эпох, второй корпус Музея исламской археологии и искусства Ирана представил керамику Амлаш из регионов Каспийского побережья в Иране, а также более 1500 рукописей и миниатюр династии Ильханидов, Сельджуков, Тимуридов, Сефевидов и Каджаров.

Постоянная экспозиция в здании Музея Древнего Ирана занимает площадь около 4800 квадратных метров на двух этажах и в подвале. В ней содержатся избранные артефакты в хронологическом порядке, от нижнего палеолита (возрастом около 1 000 000 лет) до конца Сасанидского периода (651 год нашей эры). Галереи первого этажа содержат доисторические объекты, включая палеолитические, эпипалеолитические, неолитические и халколитические артефакты. Галереи второго этажа содержат исторические объекты, включая бронзовый век, эламский, железный век, мидийский, ахеменидский, селевкидский, парфянский и сасанидский артефакты.

Во втором корпусе в Музее исламской археологии и искусства Ирана первый этаж обозначен как аудитория и зал временных выставок. Исламские артефакты выставлены в хронологическом порядке на первом и втором этажах. Второй этаж содержит ранний исламский, сельджукский и ильханидский периоды, а на первом этаже находится зал священного Корана и артефакты периодов Тимуридов, Сефевидов, Афшаров, Зендов и Каджаров.

Главные экспонаты национального музея

Древнейшие артефакты, хранящиеся в Музее Древнего Ирана, находятся в Кашафруде , Дарбанде и Шиватоо, которые датируются периодом нижнего палеолита . Мустьерские каменные орудия, изготовленные неандертальцами, также выставлены в первом зале Музея Древнего Ирана. Самые важные орудия верхнего палеолита находятся в Яфте , возраст которых составляет около 30 000–35 000 лет. Музей Древнего Ирана состоит из двух этажей. В его залах хранятся артефакты и окаменелости из нижнего, среднего и верхнего палеолита, а также неолита, халколита, раннего и позднего бронзового века и железного века I-III, постепенно проводя гостей музея через эламскую, мидийскую, ахеменидскую, селевкидскую, парфянскую и сасанидскую эпохи Древней Персии.

Находки из могильника Марлик

Марлик — древнее захоронение недалеко от Рудбара в Гиляне, на севере Ирана. Могильник Марлик, также известный как Чераг Али Тепе — это место королевского погребения, и артефакты, найденные на этом месте, датируются возрастом более 3000 лет. Главные артефакты из Марлика – невероятные золотые находки.

  • Чаша Марлик — это кубок из чистого золота высотой 18 см с искусными изображениями крылатых грифонов и крылатых быков.
  • Золотое ожерелье – нитка золотых цилиндрических бусин с тремя золотыми свастиками.

Золотая чаша из Келардашта

Золотая чаша из Келардашта – золотой кубок, датируемый концом 2-го тысячелетия до н. э. и обнаруженный в 1930-х годах в могиле железного века вместе с другими золотыми предметами в округе Калар Дашт провинции Мазандаран в Иране. Высота чаши 10 см, диаметр 16 см. Чаша из Келардашта представляет собой прямую золотую чашу с объемным изображением рыскающих львов. Изображение льва неоднократно появляется в иранских доисторических и исторических произведениях искусства.

Соляной человек

Соляные люди — соляные мумии, обнаруженные в соляных копях Чехрабад, расположенных в южной части деревни Хамзелу, к западу от иранского города Зенджан. К 2010 году были найдены останки 6 людей, большинство из которых погибло в результате обрушений в шахтах, в которых они работали. Голова и левая нога «Соляного человека № 1» выставлены в Иранском национальном музее в Тегеране. По итогам археологических исследований возраст «Соляного человека № 1» был оценён в 1 700 лет. Длинные волосы, борода, золотая серьга в левом ухе позволили определить его как влиятельного или богатого человека. Причина появления его здесь, а также смерть, так и остаются загадкой. Три других найденных «соляных человека» относятся к парфянскому (247 год до н. э.—224 год н. э.) и сасанидскому (224—651 года) периодам, остальные датируется эпохой Ахеменидов (550—330 года до н. э.).

Дарфаш Шахдада

В окрестностях Шехдада недалеко от самой жаркой пустыни на планете в 1971 году был найден Дарфаш Шахдада – флаг шахдада – металлический штандарт, вероятно, древнейший на Земле. Его датировка – третье тысячелетие до нашей эры. Металлическая пластина толщиной 2 мм вставлена в металлическую раму толщиной 4,5 мм и с помощью двух подвижных металлических крюков удерживается на метровом стержне, увенчанном фигуркой орла. Флаг Шахдада размером 22 х 24 см.

Пластина покрыта искусной резьбой. В центре восседает богиня дождя, за ее спиной стоит женщина. Справа, чуть ниже изображены еще три женщины и сад в виде прямоугольника с двумя пальмами. Слева, также чуть ниже – еще одна пальма. Фигуры женщин от богини отделяет узор в виде цветка с несколькими лепестками – символ солнца. Нижнюю часть пластины украшают фигуры двух львов, между которыми изображена корова с длинными рогами. Все рисунки окружены витым орнаментом – он представляет собой воды реки.

Золотая чаша из Хасанлу

Золотая чаша из Хасанлу – одна из двух чаш XII–XI вв. до н.э, найденных во время раскопок городища Хасанлу Тепе в до­ли­не реки Сул­дуз недалеко от озера Ур­мия. большая золотая чаша из Хасанлу дошла до нашего времени в расплющенном виде. Вся поверхность чаши разделена на три горизонтальные полосы. В верхней полосе изображены три фигуры, каждая из которых находится в колеснице. Две колесницы запряжены мулами, третью везет бык. Средняя полоса заполнена фигурами, не связанными единым мотивом: это фигура лучника с колчаном за спиной, орел, держащий в когтях женщину, всадница верхом на льве, с зеркалом в вытянутой руке, ниже которой расположены мужские фигуры с оружием в руках, атакующие диморфное существо, и три кинжала, острия которых направлены вниз. В нижней полосе сосуда представлена группа мужчин, стоящих рядом с пустым троном, и женщина, протягивающая своего младенца мужчине.

Одной из самых интересных композиций чаши является битва длинноволосого мужчины с мифологическим существом, нижняя часть туловища которого изображена в форме горы, покоящейся на льве и трех волчьих головах. Потоки воды, извергаемые быком, изображенным на верхней полосе, стекают и заполняют пространство рядом с волчьими головами, служа звеном, связующим нижний и верхний отделы чаши. Справа от монстра изображена женская фигурка в мантии, стоящая на двух овнах.

Если вам понравилась статья, вам также может быть интересно

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG