Иранская мифология — это богатейшее наследие духовных и культурных представлений народов Ирана, сформированное на протяжении тысячелетий. В отличие от греческой, скандинавской или египетской традиции, мифология Ирана отличается глубоко дуалистическим взглядом на мир, где борьба добра и зла лежит в самой основе космоса. Это противостояние света и тьмы, порядка и хаоса, добра и зла проходит красной нитью через все мифологические образы и сюжеты. Здесь нет пантеона богов, ведущих войны друг с другом или интригующих ради власти, как в греческом Олимпе. Вместо этого — философская система, где бог Ахура Мазда олицетворяет абсолютное добро и истину, а его антипод Ангра-Майнью — зло и разрушение.
В Древнем Иране мифология не отделялась от религии, философии и повседневной жизни. Мифы формировали моральный облик общества, объясняли происхождение мира, наделяли явления природы сакральным смыслом и учили принципам праведности. Даже сегодня в Иране можно найти следы древних мифов — в народных сказках, литературе, архитектуре и праздничных обрядах. Они продолжают быть важной частью иранской идентичности и культурной памяти.
Источники знаний: Авеста, Шахнаме, устные предания
Главным письменным источником древнеиранской мифологии является «Авеста» — собрание священных текстов, гимнов, молитвы и мифологических трактатов зороастризма на сакральном авестийском языке. Тексты Авесты слагались в разное время и в разных иранских областях. Древнейшую часть Авесты составляют Гаты (Песнопения), сложенные древнеиранским пророком Заратуштрой предположительно на рубеже 2–1-го тыс. до н. э. на востоке ираноязычного мира. Именно здесь подробно описаны высшие силы, структура мироздания, борьба добра и зла, а также все главные персонажи иранской мифологии – божества, демоны, духи и мифологические существа. Например, Ахурамазда — единый высший благой Бог, Ардви Сура — бог воды, Хаома — божество опьяняющего напитка, Митра — бог света и покровитель людей.
После выхода древнеиранских языков из употребления жречество создало корпус переводов и толкований писания на пехлевийском (среднеиранском) языке. Из переводов наиболее важно переложение утраченного авестийского “Дамдатнаска” – “Бундахишн” (“Творение основы”) – с важнейшими сведениями по космологии, эсхатологии; не менее интересны религиозная энциклопедия “Денкарт” (“Деяния веры”), “Меног-и Храт” (“Дух разума”) и др. Заслуживают внимания манихейские сочинения “Книга тайн”, “Книга псалмов”, “Книга о гигантах”, “Свет достоверности” и др. Большую ценность сохраняют поздние обработки иранского эпоса “Ядгар Зареран” и “Вис и Рамин”.
Безусловно важным источником стала эпическая поэма — «Шахнаме» или «Книга царей», написанная персидским поэтом Фирдоуси в X веке. В поэме описывается история Ирана от древних времён до проникновения ислама в VII веке. Работая над произведением, автор использовал не только реальные хроники персидской истории, но и древнеиранские мифы, доисламский эпос и священное писание зороастрийцев — Авесту. В Шахнаме собраны главные иранские легенды о мифических и исторических героях, царях и чудесных существах.
Помимо письменных источников, большую роль в передаче мифологических знаний играли устные предания, сказания и народные легенды, передаваемые из поколения в поколение.Большую ценность представляют и археологические находки, например, так называемые луристанские бронзы 8 – 7 вв. до н.э. с изображениями мифологических сцен и персонажей. Сама архитектура древней Персии пронизана мифологическими осмыслениями пространства: многорегистровые скальные рельефы ахеменидской и сасанидской эпох, планировки и детали колонных залов Пасаргад, Суз и Персеполя.
Рождение Ахура-Мазды и Ахримана
Зурванитская композиция VIII–VII вв. до н. э. В центре изображен Зерван, порождающий близнецов Ахура-Мазда и Ахриман. Экспонируется в Художественном музее Цинциннати. Найдена в иранской провинции Лорестан.
До эпохи зороастризма в мифологических верованиях иранцев мир был круглым и плоским, как тарелка. Купол неба был каменным и твердым, как алмаз. Земля в центре была совершенно плоской и нетронутой. Не было, по сути, и самой земли — только “вечный океан” Меног без пространства и времени, в котором обитал Зерван (Зурван) — “беспредельная вечность”. В поздний период он станет пониматься, как бог времени и судьбы, но согласно Авесте Зерван — Великий Абсолют, трансцендентная и нейтральная сущность, также известный как «один» или «одинокий».
В начале Зерван существовал один. Великий Абсолют возжелал потомства, которое создало бы «рай и ад и все, что между ними». Зурван приносил жертвы в течение тысячи лет. К концу этого периода Зурван начал сомневаться в эффективности жертвоприношения, и в момент этого сомнения им были зачаты близнецы Ормузд (Ахура-Мазда) и Ахриман. Зурван не знал, что у него будет двое сыновей. Он размышлял, единственному сыну власть над всей бесконечностью мира. Близнецы во чреве услышали мысли своего Отца, и Ахриман, возжелав власти над миром, торопливо разорвал оболочку и родился со словами “Я сын твой, Ормазд”. Увидел Зерван обезображенного и наполненного Тьмой Ахримана и зарыдал – не этого Он желал. Но следом за Ахриманом из чрева показался Ормазд (Ахура-Мазда), излучающий Свет.
Ахриман был вторым, младшим братом. И хотя он явился в мир раньше срока, чтобы быть первым, Зерван ответил: “Я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но Ормазд (Ахура-Мазда) будет править над тобой, а после отведенного времени будет царствовать Ормазд и все исправит по своей воле”. Так в мире появились Ормазд (Ахура-Мазда) — Творец и Создатель, “полный света, жизни, знания, красоты и аромата”, олицетворение сил Добра. И Ахриман — Разрушитель, “темный, уродливый, вонючий и полный печали и болезней”, олицетворение Зла.
Эра творения: первые 3000 лет сотворения мира
Ахура Мазда решает покинуть свое царство Света и спуститься к пределам бездны, в которой находился Дух разрушения. Он предложил Ахриману присоединиться к светлым творениям и добровольно признать господство старшего брата во Вселенной. А в награду Ахриману и его созданиям предложил избавление от снедающей их жажды зла и обретение высшей благодати в Истине. Но Ахриман, Дух Разрушения, устрашился Света Ахура Мазды, не принял его и воскликнул: “Никогда! Знай, мой брат, мой враг, что я не только отвращу от тебя все твои творения, но заставлю их поклониться и служить мне!”
Ахура Мазда задумался. Он понимал, что битвы между Светом и Тьмой не миновать. Но наделенный всеведущей мудростью, он знал, что в грядущей битве победа не была предопределенной. Если бы сражение началось прямо сейчас, то победителем мог выйти и Дух Разрушения. Победа Света становилась предрешенной только в том случае, если бы мировой исторический цикл был ограничен во времени. Так Ахура Мазда создает Мировой Цикл – в бесконечном времени появляется промежуток “зерван даргахвадата” — 9000 лет, в течение которых свершится вся мировая история. Ахура Мазда знал, что первые 3000 лет пройдут целиком согласно его воле. Это будет Эра Творения. Пустота, разделяющая царство Света и преисподнюю, превратится в то, что ныне называют «воздухом»; там появятся светила, звёзды, земля и земной мир. Затем наступит Эра Смешения Добра и Зла: два начала столкнуться в сотворённом мире, и следующие 3000 лет пройдут в смешении согласно воле Ахура Мазды и воле Ангхро Майнью. Битва будет продолжаться до тех пор, пока не родится Заратуштра. С приходом пророка в мир наступит Эра Разделения — последние 3000 лет мировой истории. Благое воинство начнет одолевать злые силы, и в назначенный день Зло будет повержено и уничтожено навсегда.
Провидев все это Ахура Мазда предлагает злому Ариману мир. Мир, а затем сражение длиной в 9000 лет, как два повздоривших человека, договариваясь о поединке, назначают срок: «Давай сойдемся в такой-то день и будем биться, покуда не стемнеет». И несведущий Ариман принял вызов. Эта договоренность между Благим богом и Духом Зла — она и явилась актом творения конечного временного промежутка зерван даргахвадата в бесконечном времени.
Война была объявлена, но еще не началась. Ближайшие 3000 лет Ахура Мазда будет готовиться к ней и творить мир. Сначала он создает Амеша Спента — в буквальном переводе «Бессмертные (которые) святы и щедры», семь высших божественных сущностей, исходящих из самой сущности Ахура Мазды, высшего божества. В зороастрийской традиции это первые семь эманаций Творца, через которых было совершено все последующее творение мира. В позднем зороастризме Амеша Спента стали олицетворением семи главных добродетелей, к которым должен стремиться человек: Благая Мысль, Истина, Послушание, Преданность, Целостность и Бессмертие. Но изначально их имена были:
- Сепанд Мино – хранитель всех
- Хордад – хранитель воды
- Мордад – хранитель растений
- Бахман – хранитель крупного рогатого скота и всех животных
- Ордибехешт – хранитель огня и всех других светил
- Шахривар – хранитель металлов и минералов
- Спандармад – хранитель земли
Семеро единогласных,
Семеро единовластных,
Имеющих мысль, и слово,
И дело одно и то же,
И одного родителя
И одного повелителя —
Ахура Мазду Творца.
Видящих душу друг друга
В думах о мысли благой,
В думах о слове благом
В думах о деле благом.
<…>
Творений Ахура Мазды Они — творцы, созидатели,
Создатели и хранители,
И стражи, и покровители .
(«Яшт» 19.16-18.)
Ахриман в ответ на 7 светлых сущностей создает 7 темных сущностей – Сардиван для каждого из Амеша Спента, чтобы сразиться с Ахура Мазой и отобрать у него власть над миром. Укрывшись в черной преисподней Тьме, порождал и другие мерзкие исчадия – дэвов – злых демонов, которые должны были противоборствовать благим божествам и людям. Сначала царство Тьмы произвело Акa Maнy – «Злую Мысль». Всеведущий Ахура Мазда предвидел рождение этого исчадия, потому он создал среди божеств Амеша Спента «Добрую Мысль» — Воху Ману. Потом были порождены другие злейшие дэвы: Яндра (среднеперс. Андар), Шару (или: Сару; среднеперс. Шовар, Совар), затем Нахатья (среднеперс. Накахед, Накиаш), Тарви – Голод, и сразу Заири (среднеперс. Зариг) – Жажду. Потом Злой Дух создал Митаохту (среднеперс. Митохт) – дэва Лжи и лживых мыслей, первопричина всех грехов, преступлений и зла. И, наконец, в мир явился последний верховный дэв – Айшма (среднеперс. Эшм) – «Буйство», «Ярость»; воплощение разнузданности и недисциплинированности, подлый вдохновитель грабежей, насилий, убийств, покровитель разбойных набегов кочевников, угоняющих у оседлых скотоводов скот и приносящих его в жертву дэвам.
А тем временем Ахура Мазда бог стал творить материальный мир на месте былой пустоты. Сначала было создано небо, светлое и ясное, с далеко простирающимися концами, в форме яйца из сверкающего металла. Вершиной оно достигало Бесконечного Света – обители Ахура Мазды, а все последующее творение было создано внутри неба — как в замке или в крепости, где хранится всякое оружие, необходимое для сражения, или как в доме, в котором есть все вещи. Вторым творением Ахура Мазды была вода. Третьим творением была Земля. Бог поместил ее в середине неба, как яичный желток в середине яйца. Она предназначалась для скота и мирной пастьбы и была ровной, гладкой, без единого холмика. Со всех сторон Землю окружили вселенские воды, а в недра ее Ахура поместил минералы и руду. Земной шар на треть состоял из гранита на треть из песчаника и на треть из плодородной почвы и глины.
Зодиак, персидская миниатюра 16 века. Национальная библиотека Марчиана, Венеция, Италия
В небе между царством Бесконечного Света и Землей, Ахура Мазда поместил светила: ближе всего к земле – неподвижные звезды, над ними – Луну, и еще выше – Солнце. Путь Солнцу был проложен с востока на запад. Ни к югу, ни к северу оно отклониться не могло. Так что круглый год день был равен ночи. Звезды были размещены в двенадцати главных созвездиях: Ягненок (Овен), Бык (Телец), Два лика (Близнецы), Краб (Рак), Лев, Колос (Дева), Весы, Скорпион, Кентавр (Стрелец), Козерог (буквально «Козел-вожак [стада]»), Ковш (Водолей), Рыба. Двенадцать главных созвездий были получили в подчинение все прочие созвездия из остальных 6480-ти звезд. А над всеми 12 созвездиями были поставлены четыре командующих, назначенные военачальниками на четыре стороны горизонта). Это были: Тиштрия (среднеперс. Тиштар) — Сириус — командующий на востоке, Сатаваеса (среднеперс. Садвес) — Антарес — командующий на юге, Ванант (среднеперс. Вананд)— Фомальгаут — командующий на западе, Хафтаринга (среднеперс. Хафторенг) Алиот Большой Медведицы — командующий на севере. А над ярчайшими звездами-воеводами был поставлен Мех и Гах – Полярная Звезда, которую также называют Мех-и мийан Асман букв. Гвоздь в середине неба.
Так Вселенная разделилась на три части. Наверху, над Солнцем, был Дом Хвалы Ахура Мазды — рай, царство Бесконечного Света и Добра. Внизу зияла Дужахва — «Место плохого бытия», преисподняя, царство Тьмы и Зла, кишащее порождениями Ангхро Майнью. А посередине, где прежде была Пустота и где теперь волею Мазды находились небо и Земля, — там Добру и Злу предопределено было вскоре смешаться и начать битву.
Четвёртым творением Ахура Мазда были растения. Пятым он создал Первозданного Быка на берегу благой реки Датии, там, где находится центр земного мира. И был этот Бык белым и сияющим, как Луна. И последним, шестым телесным творением Ахура Мазды был Первый человек — Гайа Мартан (среднеперс. Гайомарт), который сиял, как Солнце. Гайа Мартан тоже был создан в Арьяна Вэджа на берегу Датии — он был на левом берегу, а Бык — на правом берегу. Ахура Мазда сотворил Гайа Мартана и Быка из земли, а из Света и влаги неба он сотворил семя людей и быков. И он вложил его в тела Гайа Мартана и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота.
Годовщина этих творений – шесть праздников, которые известны в зороастризме как Гахамбары:
- Майдёзарем Гахамбар – праздник середины весны 30 апреля – 4 мая
- Майдёшахем Гахамбар – праздник середины лета, 29 июня – 3 июля
- Паитишахем Гахамбар – праздник сбора урожая, 12 сентября – 16 сентября
- Аятрем Гахамбар – возвращение стад домой, 12–16 октября
- Майдьярем Гахамбар – праздник середины года, 31 декабря – 4 января
- Хамаспатмайдьем Гахамбар – праздник «всех душ», буквально «приход всей группы», 16 марта – 20 марта
Первые 3000 лет во всем мире единовластвовало Добро. Гайа Мартан жил на земле. Его величие и праведность составляли одну треть величия и праведности Заратуштры, которому еще только должно было прийти в мир. Первый человек Гайа Мартан проводил дни, занимаясь самым угодным и любезным Ахура Мазде и самым ненавистным Ангхро Манью делом: пахал землю и ухаживал за Быком. Бог видел это, и сердце его преисполнялось болью и состраданием. Он знал, что благоденствие Первого человека недолговечно: скоро закончатся 3000 лет и в мир ворвется Дух Зла, земля наполнится бедствиями. Людям, которые произойдут от Гайа Мартана, предстоит долгая мучительная борьба с дэвами и их кознями. Будут засухи и неурожаи. Будут зимы с пронизывающими холодами. Будут опустошительные набеги кочевников, приверженцев Айшмы, угоняющих скот и убивающих его, дабы усладить своих покровителей-дэвов неправедной кровавой жертвой. А Гайа Мартан даже не знал, что и сам он, и его Первобык смертны. Тогда, в Эпоху Творения, он вообще не знал, что такое смерть.
И однажды Ахура Мазда призвал к себе фраваши (души) праведников и держал совет с их разумом:
— Бедствия и горести, дэвами порождаемые, обрушатся на мир в неисчислимом множестве и заполонят его. Грянет бой — шесть тысяч лет не будет ему конца. Против Зла, за Добро и Истину придётся встать вам. Я вложу в ваши руки оружие, которое наповал разит дэвовскую нечисть: «хумата – хухта- хваршта» — добрые помыслы, добрые речи и добрые дела. Но дэвы и паирика станут всячески совращать вас и людей с пути праведности, строить козни, посылать лжеучителей, лжепророков. И многие не устоят. Это будет страшный бой. Слезами и страданиями будет устелен путь к конечному торжеству Добра. Готовы ли вы? Решайте и выбирайте сами: что для вас благостней? Та ли стезя, если я, Ахура, дав вам телесное воплощение, пошлю вас в мир и буду там всячески оберегать от злокознен Ангхро Майнью. Или же вы сами будете противостоять Друджу, много претерпите горя, но выстрадаете победу над Разрушителем — и тогда все праведники воскреснут и сделаются бессмертными на веки вечные?
Фраваши праведных выбрали битву с Друджем — и Ангхро Майнью, собравшийся уже вторгнуться в мир, застыл, оторопев. Дух Зла был поражен величием людей. Мерзкие мысли Ангхро Майнью смешались, воля дрогнула. Он посмотрел на Гайа Мартана, и недоброе предчувствие охватило его.
Он боялся. Боялся человека и его быка. В простых скотоводах и пахарях он предощутил свою гибель. Шли годы, проходили десятилетия, а Дух Зла все не решался напасть на мир. Наконец, дэвы, истомившись от безделья, приступили к своему повелителю и наперебой стали убеждать его, что пора начинать сражение. Они дважды рассказали про свои собственные злые деяния, но не воодушевило это его. И только когда явилась Джех – дэв похоти – Дух Зла решился.
Так закончилась Эра Творения.
Вторые 3000 лет: эра Смешения
Барельеф Накш-е Ростам, изображающий Ахура Мазду (справа), который благословляет на царствование персидского царя Ардашира I Папакана (слева), основателя династии Сасанидов. Бог передает царю кольцо, символизирующее справедливую власть. Лошади под всадниками топчут трупы своих врагов: слева – побежденный парфянский царь Артабан V, справа – Ахриман, повелитель сил зла, тьмы и смерти.
Вторые 3000 лет начались с катастрофы. Злой дух Ангхро Майнью сокрушил небесный свод и проник в созданный Ахура Маздой земной мир, поведя за собой полчища дэвов и созданий мрака. Небеса задрожали, все звезды и светила пришли в движение. Солнце покинуло созвездие Овна и начало блуждать по небесному кругу, то поднимаясь, то опускаясь, а день и ночь, которые в Эпоху творения были равны, потеряли свое равновесие. Атака темных сил началась в первый день месяца Фравашей (совр. фарвардин – первый месяц весны) – именно с этого момента началась новая Эра Смешения Добра и Зла. Поэтому день весеннего равноденствия, когда Солнце-Хвархшайта возвращается в созвездие Овна, зороастрийцы почитают как начало нового года (праздник Навруз).
В облике змея явился Ангхро Майнью – Дух Зла – и породил множество ядовитых отродий. Бесчисленные храфстра – крысы, мыши, землеройки, змеи, ящерицы, лягушки, муравьи и прочие ползучие твари – распространились по всей земле, заполнив каждый уголок, даже меньший острия иглы. Растения обрели паразитов, а дэвы болезней, увядания, смерти и засухи разлетелись по миру, погружая его во тьму. Травы засохли, огонь был осквернен дымом, а дэв смерти Асто Видоту напал на Человека и Быка. Однако Первому человеку и Первому Быку было предначертано прожить тридцать лет, и как ни старался Асто Видоту, ему не удалось накинуть свою петлю на шею Гайа Мартану (по верованиям зороастрийцев, Асто Видоту опутывает грешниками веревками и утягивает их в подземное царство).
Поразив землю и отдав ее на растерзание своим дэвам, Дух Разрушения Ангхро Майнью развернул войну против небес. Он породил несметное количество небесных паприка, одержимых единственной целью – уничтожить творения Ахура Мазды и низвергнуть их во тьму. Он создал планеты, кометы и метеоры, которые смешались со звездами, беспорядочно носясь по небу и внося хаос в небесный порядок. Особо свирепая паприка Муш, приняв облик летучей мыши, бросилась на Солнце, Луну и звезды, пытаясь погасить их свет взмахами своих черных крыльев. Но Хвархшайта-Солнце одолел Муш и лишь приумножил свое сияние. В помощь Луне и Солнцу двинули свое воинство ярчайшие звезды небосвода – предводители созвездий Тиштрия, Ванант, Сатаваеса и Хафтаринга. Тиштрия вступил в сражение с небесными тварями, и от его сокрушительных ударов они посыпались вниз в виде падающих звезд.
90 дней сражались звезды с планетами и покорили их. После этого ахуры взяли все планеты под стражу: к каждой было приставлено по одному благому божеству, которому отныне вменялось охранять Вселенную от Зла, причиняемого вверенной ему планетой. Небесные паирика были уничтожены, но планеты остались, и они продолжали двигаться, нарушал строгую упорядоченность звезд на небесной сфере и оказывая губительное влияние на земной мир и его обитателей.
В зороастрийской традиции эпохи Сасанидов названия планет обычно понимались не как названия самих планет, а как имена богов-хранителей, противостоящих им и нейтрализующих их вредоносное влияние: Меркурий — Тир (название Сириуса – Тииггар в поздней традиции), Венера — Анахид (авест. Анахита, фарси Нахид), Марс — Варахран (авест. Вертрагна, фарси Вахрам), Юпитер — Ормазд, Сатурн — Кевян. Ахурам-стражам планет пришли на помощь начальники звезд, чтобы еще надежней оберегать мир от порождений Злого Духа, блуждающих в Зодиаке, на пути Солнца, и жаждущих разрушения и зла. За планетой Тир стал отныне наблюдать Тиштрия, за Анахид — Сатаваеса, за Варахраном — Хафтаринга, за Ормаздом — звезда Ванант, за Кеваном Мех-и Гах, за Мушпар — Солнце-Хвархшайта и за Гочихо ром — Луна-Маха.
И Злой Дух Ангхро Манью, осознав свое бессилие в борьбе с небом, позорно бросился наутек. Его путь к отступлению преградили звезды. Все небо, как волосы покрывают голову, покрылось душами-фраваши – душами праведников. Могучее войско двинулось на Духа Зла. А тем временем ахуры воздвигли крепостной вал вокруг зияющей в небе дыры, которую пробил Ангхро Майнью. Их вал преградил Злому Духу путь к бегству обратно в преисподнюю. Его как бы захлопнуло в ловушке — он остался в земном материальном мире, где и будет уничтожен в надлежащий срок.
Эту небесную битву видел с земли умирающий Гайа Мартан. Звезды, Луна и Солнце кружились перед его глазами, а мир казался ему темным, как ночь. Дэв тлена Асто Видоту, наконец, поразил его смертельной хворью. Скончался от хвори, насланной дэвами, и Первый Бык. Умирая, он выронил семя, которое Ахура Мазда создал в нем. Это семя упало на лоно Земли-Спандармат, и Спандармат приняла его. Из тела Быка произошли 55 видов зерновых злаков и 12 видов лекарственных трав. Из тела первого человека Гайа Мартана произошли золото и другие драгоценные металлы.
Великий потоп в иранской мифологии
Блюдо династии Сасанидов с изображением Тиштрии (наверху), ниже изображено древо жизни. Датирован 225–630 гг. н.э.
Ангхро Майнью неистовствовал и сдаваться не собирался. Потерпев поражение в битве с небом, он набросился на Землю, пробил в ней дыру — насквозь, до бездны преисподней, а потом решил уничтожить другое творение Ахура Мазды – воду. Он унес ветром всю влагу с земли и послал в бой Апаошу – дэва засухи. На борьбу с ним выступил Тиштрия. Тридцать дней он сверкал в небе: десять дней в облике пятнадцатилетнего юноши (возраст совершеннолетия, когда юноши проходили обряд инициации и становились полноправными членами зороастрийской общины), десять дней в облике быка и десять — в облике коня. И все тридцать дней с небес низвергался небывалый дождь. Каждая его капля была величиной с чашку. Вода залила землю в человеческий рост. Почти вся ползучая нечисть-храфстра — гады, скорпионы, крысы, муравьи, лягушки — захлебнулись и передохли. Лишь немногие хравстра смогли добраться до незатопленных островков и спастись. Когда дождь кончился, налетел небесный ветер, который согнал всю воду на край Земли. Вокруг Земли возник мировом океан Ворукаша, наполненный студеной пресной влагой, прозрачной, как хрусталь. Этот океан занял треть земной поверхности. Лучи Солнца рассеяли тьму, в мире потеплело. Храфстра, передохшие в норах и щелях, по которым они расползлись во время потопа, начали разлагаться. Их яд и зловоние смешались с землей, отравив все поля и пастбища. Стали гибнуть растения. Но Амертат успел собрать семена всех трав и деревьев. Бог отнес их в океан Ворукаша и смешал с водой. Очистить землю от яда храфстра должен был Тиштрия. В образе белого коня, прекрасного, златоухого, с золотой уздою он спустился в океан, чтоб набрать воды и снова разлиться дождем. Против Тиштрии выступил дэв засухи Апаоша в образе черной тоще безобразной лошади, лысой, с лысыми ушами, лысой шеей и лысьм хвостом. Грянул беспощадный бой. Целый день небо сотрясал гром от ударов оружия, и огненные молнии-Вазишта, воплощения Огня, ярко вспыхивали среди туч. Ахуры и дэвы, замерев, ждали, чем кончится это единоборство. Только к вечеру Тиштрия стал одолевать Апаошу. Бесславно покинув поле сражения, дэв обратился в бегство. Тиштрия напился воды, смешанной с семенами всех растений, взмыл ввысь — и хлынул дождь. Капли того дождя были величиной с бычьи и человеческие головы. Весь яд храфстра вымыло из почвы бурлящими потоками воды. Но чистая пресная влага испортилась от яда, сделалась соленой. И когда снова, как и в первый раз, небесный ветер осушил землю, согнав всю дождевую воду на край света, пресные заливы стали солеными.
- Читайте также – Джашн-э Тирган – иранский праздник середины лета
В гневе, что не покорились ему воды, Ангхро Майнью вцепился в землю и попытался разорвать ее. Так возникла самая высокая гора, Хукарья (среднеперс. Хугар). Она росла 800 лет: 200 лет до сферы неподвижных звезд, 200 до сферы Луны, 200 — до Солнца, и последние 200 лет — до Анагранам Раучама, царства Бесконечного Света Ахура Мазды. Остальные 2244 горы росли 18 лет. Видя, как страдает земная твердь от зубов змея Злого Духа, Ахура Мазда сотворил божеств-язатов, даровав им обитель в священной горе Хукарья. В центре этой обители – «Место Песнопений» – забил кристальный источник Ардви, источающий божественную влагу. Чистые воды спускаются по склонам Хукарьи в долину, даруя жизнь великим рекам – Ранхе, Веху и Ардви. Вдоль могучих хребтов Хара Березайти, высоко над земной твердью, простираются огромные сквозные пещеры. Через эти естественные врата стремительное Солнце каждое утро выскакивает на небосвод, а вечером скрывается за горной грядой, завершая свой дневной путь. И таких пещер ровно по 180 – на восточном склоне и на западном, что в сумме дает полный годовой цикл. Так год стал начинаться в день весеннего равноденствия, — ибо изначально Солнце всходило всегда в одном и том же месте, и день с ночью были равны. Но после нападения Ангхро Майнью светило пришло в смятение. В день весеннего равноденствия Солнце через первую пещеру входит в созвездие Овна, и через эту же пещеру оно в последний день года уходит из созвездия Рыбы. А пещеру эту назвать нельзя ни в одной священных книге: ведь если назвать ее, тогда секрет прознают дэвы и обретут возможность учинить великое бедствие.
Это — на западном и восточном хребтах Хара Березайти. Что же до хребта северного — он страшен. Туда, на вершину самой высокой горы севера , Эрезуры (среднеперс. Арезур), согнал Ахура Мазда всех дэвов (зороастрнйский ад расположен на севере). И пребывают они с тех пор там в великом множестве в логовище Лжи. Там, на севере – врата преисподней. 99999 дэвов около тех входов. Они все еще пытаются бороться с небесам и звездами, пытаясь остановить вращение неба. Но и там же у ворот преисподней стоят 99999 фраваши (душ) праведных. Они поддерживают 12 домов Зодиака в должном движении.
Сотворение первых людей
Ахриман побуждает Машью и Машьяну съесть плод (зороастрийская версия истории Адама и Евы), «Аль-атар аль-бакийя» Аль-Бируни (рукопись 161)
Шли века, и характер вселенской борьбы Добра и Зла изменился. Злой Дух Ангхро Майнью стал владыкой преисподни, и его воинство дэвов перестали устраивать грандиозные сражения, сотрясающие основы мироздания. Теперь зло действовало исподтишка, сея разрушение в земном человеческом мире. Пришли гниение и плесень. К священному огню примешивался едкий дым, отравляющий воздух. Застойная вода начинала цвести и портиться. Почва трескалась и пересыхала, появлялись пустыни – там, где раньше звенели птичьи трели и разливалось благоухание, теперь лишь безмолвно колыхались пески. А с северных гор, подобно разбойникам, набрасывающимся на караваны, налетали лютые зимние метели. После того как Хвархшайта – великое светило – одолело темные крылья паприки Муш и вобрало ее силу в свое сияние, его золотые лучи засияли упали на семя Гайа Мартана, сохранившееся в лоне Земли-Спандармат перед его уходом. А семя Первобыка ожило в лунном свете. Из семени Первобыка появились на свет бык, корова и 272 вида полезных животных. А через сорок лет из семени Гайа Мартана вырос удивительный куст риваджа – одностебельный ревеня, 15-летний и 15-листный. Это растение было особенным. В нем было два стебля и они срослись воедино, образовав первую человеческую пару: мужчину Машйа и женщину Машйои (в более поздних преданиях их называют Махлия и Махлияна). Ахура Мазда создал их необычайным образом – в виде растений, одинаковых по форме и облику, соединённых в середине своих тел. Так зародилась человеческая жизнь, сплетенная из божественного семени и земной природы. Машйа и Машйои не знали, обладают ли они общей душой или же у каждого из них есть своя собственная. И они спросили Датуша Ахура Мазду: что важнее — тело или душа, и что было создано раньше?
“Душа существует для того, чтобы тело могло творить добрые дела в согласии с Истиной. А тело создано для добрых дел.” – отсветил Бог – “Вот почему душа важнее тела и была создана прежде него. У вас две души. Отныне у вас да будут два тела. Вы — люди! Вы — моё самое совершенное творение, ибо с тех пор, как Дух Разрушения напал, ко всем моим благим творениям примешалось и Зло, — а в ваших душах и телах Зла нет. Но берегитесь, чтобы оно не вселилось в вас! Живите согласно с Правдой и не поклоняйтесь дэвам.” После этих слов Творца Машйа и Машйои обрели облик людей и разъединились.
Грехопадение людей
Пергаментная живопись на тему зороастрийской религии, представляющая двойственность добра (бог Ахура Мазда) и зла (Ариман), здесь в версии Рая и Ада. Души людей, пожираемые и истязаемые демонами, змеями и скорпионами, с одной стороны. С другой стороны, приветствуемые в свете солнца. Датировка около 15 века.
К тому времени дэвы были истощены от бесконечных сражений с ахурами. Первые люди – Машйа и Машйои – поначалу жили в полной гармонии, благодарили Ахура Мазду за дарованное счастье и возносили ему молитвы. Но со временем они уверовали в вечное благоденствие, позабыв предостережения верховного божества, и в их сердца начало проникать Зло.
Роковой момент настал, когда Машйа произнес кощунственные слова о том, что свет, вода и растения созданы Злым Духом Ангхро Манью. Стоило этим лживым мыслям прозвучать вслух, как силы дэвов возросли, а души первых людей оказались во власти темных сил. Некоторое время они продолжали прежнюю безмятежную жизнь, но затем познали новое чувство – голод. На тридцатый день мучения стали невыносимыми, и они раздобыли молоко козы. Машйа, испив его, заявил, что телесные наслаждения превосходят духовные. Он решил, что Ахура Мазда обманул людей, скрыв от них радости плотских наслаждений, чем еще больше укрепил позиции дэвов. Спустя еще тридцать дней они убили белую овцу, приготовили мясо, оскверняя священные стихии – бросали в огонь сырую древесину и траву, позволяя капать жиру. Создав одежду из шкуры, выковав топор и построив дом, они постоянно нарушали законы Истины-Аша, чем укрепляли дэвов. В итоге те обрели достаточно мощи, чтобы потребовать поклонения. Машйа, повернувшись к северным границам мира, совершил ложное жертвоприношение молоком, полностью восстановив силы дэвов.
Главное для Злого Духа Ангхро Майнью было не только осквернить души людей, любимых творений Ахура мазды, но и не допустить появления других праведных людей. Поэтому дэвы лишили первых людей способности к продолжению рода на пятьдесят лет. Но затем Машйа и Машйои воссоединились и зачали потомство. Своих первых детей они съели, но Ахура Мазда, увидев такое, даровал им родительскую любовь, и следующие семь пар детей выжили. От их потомства пошло все человечество – четыре расы и пятнадцать народов. После смерти Машйа и Машйои их грешные души были унесены в подземную Тьму, где они ожидают конца времен, суда над мертвыми и очищения мира от Зла. Оставшиеся на земле народы заселили всю Хванирату, начали возделывать землю, разводить скот. О них заботился Ахура Мазда, установив порядок: каждому арийскому народу полагалась своя страна, разделенная на племенные владения – племена, области, состоящие из родов и семей. Над ними были поставлены хранителями Рату – покровители из числа ахуров. Потом к их сонму присоединились первые персидские цари и герои, обретшие бессмертие. Благоденствие же Арьяна Вэджа, лучшей из стран Хванираты, обеспечивает Гопатшах – с ног и до половины тела он подобен быку, а с половины тела и до головы имеет образ человека. Он сидит на берегу моря, совершает возлияния Ахура Мазде и язатам и наблюдает за быком Хад айаш, благодаря чему достигается совершенное совершенство для Земли и людей.
Всей же Хванирате покровительствует фраваши Заратуштры. Незадолго до рождения пророка Ахура Мазда поместил его духовную сущность – фраваши – в ствол священного дерева Хаомы – древо бессмертия, царь всех лекарственных растений, который находится на острове в океане Ворукаша. И фраваши Заратуштры пребывала там до того дня, когда Заратуштра получил телесное воплощение и пришел в мир. Это ознаменовало конец Эры Смешения Добра и Зла и начало последнего этапа мировой истории — Эры Разделения.
В заключение стоит отметить, что иранская мифология представляет собой уникальную систему космологических представлений, где каждый элемент мироздания имеет глубокий смысл и предназначение. Сотворение мира в зороастризме демонстрирует сложный процесс эволюции вселенной, где противоборство сил Добра и Зла является движущей силой развития. Особое место в этой системе занимает человек – существо, созданное из божественного семени, но наделённое свободой выбора. Именно человеческая воля становится решающим фактором в вечной борьбе между Ахура Маздой и Ангхро Майнью. Через свои поступки и решения люди влияют на баланс сил в мире, укрепляя либо Свет, либо Тьму. Иранская мифология и религия зороастризма учит важным жизненным принципам: ответственности за свои действия, важности морального выбора и вечной борьбе добра со злом. Она показывает, что даже в моменты слабости и падения есть возможность искупления и возвращения к истинному пути. Изучение иранской мифологии позволяет лучше понять не только древние представления о мироздании, но и философские основы, которые до сих пор влияют на мировоззрение современных иранцев. Эти мифы – не просто древние сказания, а глубокий источник мудрости, отражающий вечные истины о природе человека и устройстве вселенной. Таким образом, иранская мифология и зороастрийская космогония представляют собой целостную систему взглядов на мир, где каждый элемент связан с другими, образуя единую картину бытия.