Одним из старейших и величественных памятников истории Иранской столицы по праву считается дворец Голестан, в переводе означающий «дворец роз». Этот музей-дворец находится в центральной части Тегерана, на территории некогда существовавшей твердыни Arg, которая была заложена более пятисот лет назад, во время правления шахской династии Сефевидов. Здесь неоднократно бывал и сам Карим-хан, первый правящий член династии Зендов. Также дворец активно строился и затем являлся резиденцией при правлении шахов из династии Каджаров, во время властвования которой произошло объединение разделенной Персидской империи.
Этот архитектурный памятник, как нельзя лучше, отражает особенности того периода: стремление к богатству и великолепию, желание сохранить верность национальной идентичности, при этом перенимая изящество Европы. К сожалению, на данный момент часть оригинального дворца утеряна. При правлении рода Пехлеви (1925-1979) многие постройки комплекса были снесены или перестроены по проекту новой современной застройки Тегерана.
Помимо дворцовых зданий, Голестан охватывает также и большую садовую территорию. Этот сад спроектирован по типичному для жителей давней Персии принципу, который носит название «чахар-багх», что переводится с персидского как «четыре сада». С помощью аллеек и фонтанов, сад словно разделен на четыре прямоугольных участка. Всем, кто посещает Голестан, советуют обходить сад по часовой стрелке. Это позволит как можно полнее осмотреть внешние постройки дворца. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, однако весь комплекс построен достаточно цельным, в стиле, характерном для персидских строений. Пестрые фасады, глубокие ниши, изящные колонны и закрытые залы – дворец Голестан аутентичен и прекрасен во всем своем величии.
Вероятно, основным и наиболее привлекающим внимание посетителей Голестана считается Мраморный тронный зал, который многие знают так же под персидским названием Тахт-е-Мармар. Еще в далеком 1759 году этот зал был выбран центром резиденции Карим-хан Зенда, его тронным залом. Это старейшее место во дворце, практически полностью сохранившее свой аутентичный вид и отражающее традиции персидских властителей. Стоит только обойти длинный бассейн, и оно откроется во всем своем мраморном великолепии.
Здесь можно увидеть открытую арочную террасу с отделкой в виде зеркальной мозаики, в центре которой и стоит главный символ власти – трон. Этот зал в персидской культуре носит название талар-е-салам, то есть зал для приветствий. Именно сюда приходили жители Персии и заграничные послы для встречи с великим правителем. Эту традицию встречи в свое время основали еще представители рода Ахеменидов.
Трон имеет свою историю, в результате давшую название всему залу. Ранее при подобных встречах правитель восседал на Павлиньем троне, сделанном персидскими мастерами по примеру золотого трона, в свое время вывезенного с Индии. Перед каждой встречей слуги выносили этот трон на веранду, что не могло не сказаться на его деревянной основе. Фатх-Али-шах, чье правление пришлось на 1797-1834гг, приказал заменить трон новым, не требующим перемещений. Мирза Баба, придворный художник, спроектировал желаемое кресло. Изготовили его из алебастра мастера из Исфахана. У трона очень интересная композиция, непосредственно содержащая отсылку к легенде о троне царя Соломона. Согласно истории, этот трон передвигали джинны. Изготовленный шахский трон стал уникальным экспонатом в скульптуре ислама. Его словно держали фигуры ангелов и демонов, львы сидели на его ступенях, а на платформе был размещен декоративный сосуд для розовой воды. В нише зала установлены зеркала, подаренные русским императором.
Зал приемов, к которому композиционно присоединяется зеркальный зал и еще несколько помещений, являют собой двухэтажный музейный комплекс, главное предназначение которого – показать дары, сделанные европейскими монархами Персидским шахам.
Историю создания такого музейного помещения тесно связывают со временем правления Насир ад-Дин-шаха. Именно он первый из правителей страны, кто путешествовал по Европе и России. И не один раз, а трижды. В своих путешествиях шах неоднократно бывал в европейских музеях и российских галереях. И видимо, они оказали на него большое впечатление. Так как по приезду шах приказал начать строительство собственного музейного зала, который сейчас можно увидеть в Голестане. Светлый, просторный зал с высокими потолками, арками на широких колонах и декоративной лепниной не персидского, но европейского стиля. Истинно персидского здесь только пестрая керамическая плитка, уложенная на пол.
В расположенном по соседству зеркальном зале ранее хранились основные монаршие сокровища: Павлиний трон и «Жемчужная» корона Киани, которая использовалась во время коронации шахов. Эта корона меняла свой внешний вид с каждым новым правителем. Первый символ власти появился еще при правлении Зендов, а последний вариант был изготовлен для Фатх-Али-шаха. На данный момент это ювелирное изделие украшено тремястами изумрудами и сотнями бриллиантов. А еще на короне 1800 жемчужин и 1500 шпинелей. Она поистине великолепна. В зеркальном зале можно увидеть только копию, сама же корона хранится в Национальном банке страны. Большую популярность зеркальному залу принесла картина Камал ал-Мулка: на ней изображен Насир ад-Дин, который восседает возле окна зеркального зала. Сама картина представлена в талар-е-саламе.
В других же музейных залах находятся личные вещи шахов (шлем шаха Исмаила, основавшего династию Сефевидов, лук и колчан со стрелами Надир-шаха Афшара, а также нарукавник с изящным орнаментом самого Фатх-Али-шаха) и предметы, подаренные шахам европейскими монархами. Здесь же доступна к просмотру коллекция фарфора с нанесенными изображениями битв войск Наполеона. В Хауз Хане, что обозначает комнату с бассейном, можно посмотреть портреты правителей мира 19 века, включая и российских монархов. Хотя вообще эта комната строилась как место для распределения водной системы дворца. Следующее помещение – Бриллиантовый зал, или же Талар-е-Берилиан – может похвастаться мерцающими люстрами. Ранее, при правлении рода Пехлеви, здесь принимали гостей.
На углу этого же здания расположена декорированная веранда под названием Карим Хан Нук, возведенная в 1759 году по приказу Карим-хана и в свое время составляющая единый композиционный комплекс его резиденции. Так как традиционной тенденцией садово-ландшафтного искусства Персии всегда было стремление к наслаждению журчанием воды, то раньше на веранде был небольшой пруд с фонтаном.
Согласно историям и воспоминаниям, дошедшим до наших дней, это место было одним из любимых для Насир ад-Дин-шаха Каджара, который властвовал Персией в 1848-1896. Он переделал веранду по своему вкусу. Также именно ему принадлежит идея дать помещению второе имя «Халват», обозначающее «уютный уголок». Здесь шах часто искал тишины и возможности наедине с собой покурить кальян. Наверное, такова задумка судьбы, но именно на веранде на данный момент стоит его надгробие, выполненное из белого мрамора.
Негар хане являет собой первое помещение музейного пространства, в котором все желающие могут насладиться не только персидским, но и европейским искусством. В Негар хане же собрана обширная коллекция образцов станковой живописи Персии, созданной преимущественно в 19 веке.
Галерея разделана на две части: южный и северный зал. В первом зале представлены произведения, написанные в начале века, в так называемый раннекаджарский период. Здесь можно посмотреть работы таких мастеров как Михр Али и наккаш-баши Абу ал-Хасан Гаффари, а также уже известного нам создателя шахского трона Мира Баба. Это период, когда персидская миниатюра вбирала в себя черты европейской техники. Именно во время высшего творчества этих художников, которое пришлось также на годы властвования Фатх-Али-шаха, обрел высокое значение такой поджанр как потрет правителя. Он часто служил подарком для послов из других государств. В Северном зале хранятся работы позднекаджарской эпохи. Одним из наиболее известных творцов живописи этого времени является Муххамад Гаффари (1847-1940). Не зря ему в свое время присвоили титул, обозначающий «совершенство государства». В его картинах отмечено возвращение к реализму.
Шамс ал-Эмарат, чей фасад долгое время был эмблемой всей каджарской столицы, обязан своим строительством Насир ад-Дин-шаху. Шах, увлекшись европейской архитектурой, пожелал, чтобы из нового пятиэтажного здания можно было смотреть как в сад, так и на панораму города. В то время такие высокие здания были в диковинку.
В результате строительства получилось роскошное здание с квадратными башнями с двухэтажными террасами и крытыми павильонами. На крыше можно заметить невысокую башенку с часами. На окнах нижних этажей изображены солнце и лев, являющийся государственными символом рода Насира. При внешней отделки дворца использовались практически современные материалы. Например, стены покрыты керамической плиткой. На фасаде преобладают ярко-лимонный, насыщенно-розовый и голубой цвета. Также в декоре можно заметить плитки с изображением природы на манер европейских пейзажей. Практически все важные события происходили на первом этаже дворца. Он и сейчас открыт для посещения. На втором этаже были расположены покои шаха. Там же он хранил подарок королевы Елизаветы – часы с павлинами.
Совсем рядом находится большой дворец Эмарат-е-Бадгир. Свое название он получил благодаря воздушным каналам, которыми оснащены четыре башни дворца. Они называются персидским словом «бадгир», которое и обозначает «ловец ветра». Такая система издавна использовалась в Иране. Благодаря грамотно продуманной персидскими инженерами циркуляции воздуха, горячий воздух быстро покидал помещение, оставляя в комнате спасительную для жаркого дня прохладу. Эти башни не только очень функциональны в плане вентиляции, но и имеют красивый внешний вид. Украшенные золотистыми куполами и пестрой плиткой, они напоминают величественные минареты.
Дворец состоит из множества покоев с большими окнами, укрытыми витражами, и залов, украшенных зеркальной мозаикой и живописными узорами. В цокольном этаже располагался бассейн.
С самого начала строительство летнего павильона имело прагматичную цель. Был дан приказ создать уголок прохлады для отдыха в жаркий день. Однако после реставрационных работ павильон превратился в музей фотографии периода правления Каджаров. Да, шахи тоже увлекались фотосьемкой. Так Насир ад-Дин еще в юные годы получил аппаратуру для сьемок в подарок от одного из европейских монархов и сделал достаточно много снимков. Он с удовольствием учился мастерству фотосьемки, сам позировал в европейских фотостудиях во время путешествий. Фотография завораживала и увлекала его. В сети можно найти немало фотографий девушек из гарема, сделанных Насиром. Также у него был придворный фотомастер Анатолий Севрюгин. В музее можно увидеть как работы самого шаха, так и фотографии других мастеров. Многие современные художники изучают каджарские фотографии и даже подражают им.
Это достаточно небольшой, однако очень интересный зал, который был построен еще при Фатх-Али-шахе. В его декорации в большом количестве использовались зеркальные элементы, потому здание и получило такое название. «Талар» обозначает «зеркало». Многих посетителей зала восхищают стрельчатые ниши, украшенные сталактитами, которые еще и покрыты зеркалами. Благодаря этому и витражным окнам в зале по-особенному играет свет. Также здесь представлены несколько портретов шаха и его оружие. А на цокольном этаже недавно открыли музейное кафе.
Завершают свою прогулку посетители комплекса обычно именно Белым дворцом. Это здание возведено позже остальных, уже в 1883 году. Именно в этом месте Насир ад-Дин пожелал хранить подарки, присланные ему султаном Османской империи. Большой турецкий ковер на полу, портреты европейских правителей на стенах – здание отлично объединяло черты европейской культуры и персидской аутентичности. В декоре здания преобладает белый мрамор и штукатурка, потому и название дворец получил соответствующее.
Несмотря на то, что уже десятилетия Голестан не является непосредственно королевской резиденцией, он много лет исполнял роль административного здания. Здесь были кабинеты премьер-министров. Со временем Голестан превратился в Этнографический музей, в котором все желающие могут поближе познакомиться с бытом и культурой Ирана, окунуться в его историю и, несомненно, яркую национальную жизнь. К примеру, здесь представлены коллекции народных костюмов изо всех провинций Ирана, музыкальные инструменты и изделия народных промыслов.
Дворец Голестан – это настоящая жемчужина и украшение Тегерана. Это здание, отображающее очень важную часть истории Ирана. Этим архитектурным памятником часто пренебрегают во время знакомства с культурой Ирана, а напрасно. Хранящиеся в нем экспонаты могут очень многое рассказать не только о Персидской истории, но и прошлом многих государств, в том числе и России. Нужно только захотеть их услышать.