Ардебильский ковер – самый известный персидский ковер в мире

Содержание

Персидские ковры ручной работы давно пленили мир своими замысловатыми узорами, яркими цветами и исключительным мастерством ткачей. Для многих поколений персидские ковры стали синонимом роскоши и богатства. История персидских ковров уходит корнями в глубь тысячелетий. Их мечтали заполучить короли и султаны, их преподносили в дар президентам, их воровали, подделывали и бесконечно восхищались. Персидские ковры имеют огромное историческое значение и высоко ценятся как произведения искусства. Лучшие произведения персидских ковроделов продаются за бешенные деньги, а старинные ковры ручной работы выставляются в музеях.

Один из таких известных ковров – Ардебильский ковер. Ковер Ардебиль исключителен. Это один из старейших исламских ковров в мире, а также один из самых больших, красивых и исторически важных. Он не только ошеломляет сам по себе, но и связан с историей одной из великих политических династий Ирана.

История ковра Ардебиль

Ардебильский ковер – один из старейших в мире и один из самых исторически важных. Ковер получил свое название от города Ардебиль на северо-западе Ирана. Ардебиль был домом для святыни суфийского святого Сафи ад-Дина Ардебили, который умер в 1334 году (суфизм — исламский мистицизм). Он был суфийским лидером, который обучал своих последователей исламским мистическим практикам. После его смерти число его последователей росло, а его потомки становились все более могущественными. В 1501 году один из его потомков, Шах Исмаил, захватил власть, объединил Иран и установил шиитский ислам в качестве официальной религии. Основанная им династия известна как Сефевиды. Их правление, которое продолжалось до 1722 года, было одним из важнейших периодов для исламского искусства, особенно для текстиля и рукописей.

Ковров было два. Ардебильсий ковер – один из пары, которая была сделана для святилища Сафи ад-Дина Ардебили, когда оно было расширено в конце 1530-х годов. Сегодня ковер Ардебиля выставлен в главной галерее исламского искусства в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а его близнец находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Ковры располагались в святилище бок о бок. Ворс ковра сделан из шерсти, а не из шелка, потому что он лучше удерживает краску. Количество узлов ковра по-прежнему напрямую влияет на стоимость ковров сегодня: чем больше узлов на квадратный сантиметр, тем более подробными и сложными могут быть узоры. Красители, используемые для окраски ковра Ардебиль, натуральные и включают гранатовую корочку и индиго.

Над ковром могли работать до десяти ткачей одновременно. Плотность ковра Ардебиль 340 узлов на квадратный дюйм (5300 узлов на десять квадратных сантиметров). Сегодня средний промышленный ковер имеет 80–160 узлов на квадратный дюйм, что означает, что ковер Ардебиль был очень детализированным. Такое плотное количество узлов позволило реализовать сложный дизайн и узор с высокой детализацией. Неизвестно, был ли ковер изготовлен в королевской мастерской, но есть свидетельства того, что в 15 и 16 веках там была придворная мастерская.

Мы можем точно датировать ковер благодаря надписи на одном из краев, которая содержит поэтическую подпись:

У меня нет прибежища в мире, кроме твоего порога.

Кроме этой двери, для моей головы нет никакой защиты.

Сделано служителем мавзолея Максудом Кашани в 946 году.

И дата – 946 год по иранскому календарю, что соответствует 1539–1540 годам нашей эры. Максуд, вероятно, был придворным чиновником (“служащим”), ответственным за изготовление ковра, а не рабом в прямом смысле слова.

Узор ковра Ардебиль

Богатые геометрические узоры , растительные завитки, цветочные мотивы, столь типичные для исламского искусства, достигают апогея в этом замечательном ковре, побуждая зрителя ходить вокруг него и пытаться впитать каждую деталь дизайна. Вся поверхность ковра Ардебиль покрыта единым интегрированным дизайном – впечатляющее достижение, учитывая большой размер ковра. Бордюр состоит из четырех параллельных полос. Он окружает огромное прямоугольное поле, в центре которого находится большой желтый медальон. Медальон окружен кольцом из заостренных овальных форм, а с обоих концов висит лампа. Этот центральный элемент сочетается с четырьмя угловыми элементами, которые представляют собой четверти похожей, но более простой композиции, без ламп.

Лампы, показанные свисающими с центральной части, имеют разные размеры. Некоторые люди думают, что это было сделано для создания эффекта перспективы – если вы сидели рядом с маленькой лампой, обе они казались бы одинакового размера. Однако нет никаких других доказательств того, что этот тип перспективы использовался в Иране в 1530-х годах, а сами лампы показаны как плоские формы, а не как трехмерные объекты. Другая точка зрения заключается в том, что разница – это преднамеренный недостаток в дизайне, отражающий веру в то, что совершенство принадлежит только Богу.

Потрясающий рисунок наполнителя включает десять цветов. Красители были сделаны из натуральных материалов, таких как гранатовая кожура и индиго, поэтому оттенки немного различаются, создавая эффект «ряби» там, где использовались более темные и более светлые партии шерсти. Каждая часть дизайна заполнена одним или несколькими типами завитков с фантастическими закрученными цветами или листьями, характерными для дизайна ранней династии Сефевидов. В некоторых из них также присутствуют симметричные змеевидные формы, которые представляют облака. Ткачи работали по рисункам, предоставленным специалистом-дизайнером.

Шерстяной ворс, который удерживает краску гораздо лучше шелка, очень плотный – на десять квадратных сантиметров приходится около 5300 узлов. Такая плотность позволила дизайнеру включить множество деталей. Изготовление такого большого ковра с таким количеством узлов заняло бы у команды опытных ткачей несколько лет – над ковром одновременно могли работать до 10 ткачей. Ковроткачеством обычно занимались женщины дома, но такой придворный заказ, как этот, могли ткать и мужчины.

Как ковер Ардебиль попал в Англию?

Многие великие сокровища со всего мира легально и нелегально попадали в коллекции западных музеев. Многие объекты были законно приобретены коллекционерами и музеями в 19 и 20 веках, однако многие произведения искусства по-прежнему незаконно вывозятся и продаются. Британские путешественники, посетившие Ардебиль в 1843 году отметили, что по крайней мере один ковер все еще был на месте в мавзолее Шейха Сефи ад-Дин Ардебили. Примерно тридцать лет спустя землетрясение повредило святилище, ковры сильно пострадали, да и в целом к тому времени были уже порядком изношены, поэтому были проданы манчестерской фирме Ziegler & Co, занимавшейся торговлей коврами.

Компания приобрела оба ковра и «восстановила» их в стиле, типичном для конца девятнадцатого века: отрывки одного ковра использовались для ремонта другого, в результате чего получился «целый» ковер и один без каймы. Vincent Robinson and Co, дилер из Лондона, выставил на продажу большой ковер в 1892 году и убедил британский музей Виктории и Альберта купить его за 2558 долларов в марте 1893 года. К слову, унизительная цена для такого шедевра. Второй ковер был тайно продан американскому коллекционеру Дж. П. Гетти, который передал его в дар Музею искусств округа Лос-Анджелес в 1953 году. В 2006 году музей создал огромную витрину в центре галереи Джамиль, чтобы ковер можно было увидеть там, где он и задумывался, на полу. Он освещается в течение десяти минут в час и полчаса, чтобы сохранить его насыщенные цвета.

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG