Персидские ковры – это одни из самых известных и узнаваемых ковров ручной работы в мире. Они являются символом персидской культуры и государства Иран. Ковроткачество в Иране имеет богатую историю, которая насчитывает более двух тысяч лет. Как невозможно представить иранский дом без ковра, так невозможно представить Иран без фамильных мастерских по изготовлению ковров. Ковроткачество – больше, чем просто ремесло. Для Ирана это неотъемлемая часть персидской культуры и искусства. В 2010 году мастерство изготовления персидских ковров было включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Искусство изготовления ковров процветает по всему Ирану. Самобытные и аутентичные ковры делают кочевые племена на севере и юге страны. Роскошные шелковые ковры изготавливались на королевских мануфактурах специально для шахского двора. Фамильные мастерские во всех городах Ирана десятилетиями передают секреты ковроткачества из поколения в поколение. Все иранские ковры разные по стилю, орнаментам и материалам, но в то же время отражают единые традиций, историю и культуру Ирана. Узоры и дизайны персидских ковров сотканные в Тебризе, Кермане, Мешхеде, Кашане, Исфахане, Наине и Куме заложили художественную традицию не только для Ирана, но и для всего ближневосточного региона. Персидские ковры ручной работы считались предметами высочайшей художественной ценности, роскоши и престижа с тех пор, как они впервые были упомянуты древнегреческими писателями. Современные мировые эксперты в области искусства согласны. Слова «ковер» и «Иран» являются почти синонимами в любом языке, ковры — это очевидный символ поэтической роскоши. Что же делает персидские ковры такими популярными во всем мире?
История персидских ковров
Шерстяные ковры ручной работы, которые изготавливают кочевники Кашкай в иранской провинции Фарс
Когда и где появились первые ковры, доподлинно неизвестно. Но мы точно знаем, что в каждом регионе история ковроткачества начиналась примерно одинаково. Привычные нам тканные ковры произошли от более простых напольных покрытий, которые делали из войлока и растительных волокон метолом ткачества и прядения. Тканые или плоскотканые ковры изготавливаются путем плотного переплетения нитей основы и утка, в результате чего получалась плоская поверхность без ворса. В дальнейшем эта техника развилась в петлевое ткачество, когда на нитях основы ткач формировал петельки, создающие подобие ворса. В дальнейшем появились привычные нам ворсовые ковры, когда на нитях основы завязываются узелки.
В исторических летописях сохранилось немало упоминаний персидских ковров, что лишний раз подчеркивает их многовековую значимость в мировой культуре. Одно из самых ранних упоминаний можно проследить до династии Ахеменидов, которая правила в Древней Персии около 500 г. до н. э. Древнегреческий историк Ксенофонт в своей книге «Анабасис» описал роскошь персидских ковров, отметив их использование для украшения и богатства персидских домов. Он также отмечал древнеперсидский город Сард, который прославился своими коврами, по которым имел право ходить только шах. Другой античный историк и географ Страбон описывал период завоевания Персии Александром Македонским, упоминая, что перед его ложем расстилались длинноворсовые пурпурные персидские ковры с вытканными животными.
Пазырыкский ковер – самый древний ковер в мире
Удивительно, но самый древний ворсовой ковер в мире был найден в Алтайских горах в Сибири. В 1929 году археологи Сергей Руденко и Михаил Грязнов начали исследование курганов над могилами знатных кочевых вождей на восточной границе России с Монголией возле деревни Пазырык. Среди прочих находок был найден удивительно сохранившийся ярко-красный ковер почти квадратной формы. Центральное поле ковра заполнено орнаментом из схематизированных цветочных мотивов, заключенных в квадратные рамки, а на окаймляющих центр бордюрах изображены грифоны, всадники и лани. В цветовой гамме ковра преобладает темно-красный; присутствуют также желтый, синий, светло-голубой и беловато-кремовый оттенки. Исследования ворса показали, что для окраски волокон древние мастера использовали как растительные красители — крапп, получаемый из марены, и индиго, так и пигменты животного происхождения — кармин и кермес, добываемые из кошенильных червецов, и даже редкий и дорогой пурпур.
Художественная и стилистическая экспертиза указывают на то, что Пазырыкский ковер, скорее всего, имеет иранское происхождение и принадлежит эпохе Ахеменидов. Так, например, ковер соткан симметричным двойным узлом торкибаф, который был широко использован персами. Плотность ковра тоже очень высока – 3600 узелков на квадратный дециметр. Это очень высокая плотность, что в сочетании с замысловатыми узорами и богатой расцветкой свидетельствует о роскоши и о том, что, скорее всего, ковер был иностранным подарком или военным трофеем. Существует гипотеза, что женщина, похороненная в алтайском кургане вместе с военным вождем, была его женой. В кургане вместе с парой были погребены упряженный конь, ковер, который, вероятно, был седлом, а так же мидийские войлочные ткани на черпаке коня. Можно предположить, что погребенная женщина – жена вождя и мидийская принцесса. А ковер – брачный дар от Мидии, которая на тот момент входила в состав Персидской Империи.
Персидские ковры эпохи Ахеменидов
Пазырский ковер на сегодняшний день единственный персидский ковер возрастом больше 2500 лет, который сохранился со времен эпохи правления персидской династии Ахеменидов (500 год до нашей эры – 200 год нашей эры). Империя Ахеменидов оказала большое влияние на эволюцию персидских ковров. Шелковые и шерстяные ковры, изготовленные в этот период, характеризовались изысканным мастерством и замысловатыми узорами. Эта ранняя традиция ковроткачества заложила основу для будущих дизайнов и техник персидских ковров, которые позже определили форму искусства, какой мы ее знаем сегодня. Но к большому сожалению эти ковры до наших дней не сохранились.
Пазырык – редчайшее исключение. Особый микроклимат Алтайского кургана, напоминающий вечную мерзлоту, образовался случайно в результате древнего разграбления, допуска влаги во внутреннюю полость захоронения и своеобразную консервацию. Пазырский ковер сохранился практически без утрат, и мы можем легко распознать оригинальные узоры и орнаменты, которые задумал ткач. Более того, почти в первозданном виде дошла и цветовая гамма ковра. Необычайно яркие красные, пурпурные и золотые нити сохранили свой цвет благодаря технологии ферментации, которой подвергались нити перед окрашиванием.
Широкое распространение и большую ценность персидских ковров этого периода можно проследить в сохранившихся письменных источниках. Особое внимание коврам из Персии уделял греческий автор Ксенофонта в книге “Анабасис”. Там он многократно упоминает персидские ковры в контексте роскоши и дипломатического значения: «Во время его встречи с Тимасионом Дарданцем, как говорили, он обладал драгоценными персидскими чашами для питья и роскошными коврами» (Ксен. анаб. VII.3.18). «Тимасион, в знак доброй воли, подарил ему серебряную чашу и ковер стоимостью в десять мин» (Ксен. анаб. VII.3.27). Описания Ксенофонта подчеркивает ценность персидских ковров в качестве дипломатических подарков. Точная техника плетения этих ковров остается загадкой, были ли они ворсовыми или изготовлены с использованием других методов, мы точно не знаем. Однако интригует то, что самое раннее упоминание персидских ковров в мировой литературе сразу же связывает их с роскошью, престижем и дипломатией.
Персидские ковры эпохи Сасанидов
Сасанидская империя пришла на смену династии Ахеменидов и процветала, как одна из доминирующих держав на протяжении более 400 лет. Ее влияние Сасанидов на мировую историю можно сравнить с влиянием знаменитой Византийской империей. Географически сосредоточенная вокруг границ Ахеменидов со столицей в Ктесифоне, династия Сасанидов приняла зороастризм в качестве государственной религии. Точное происхождение персидского ворсового ковра и ковроткачества в эту эпоху остается окутанным тайной. Однако знания о ковроткачестве и подходящих дизайнах напольных покрытий были доступны по всему региону, охватывающему Византию, Анатолию и Персию. Анатолия, расположенная между Византией и Персией, находилась под римским владычеством с 133 г. до н. э., выступая как географическим, так и политическим мостом, соединяющим Восточную Римскую империю и Персидскую империю. Эта взаимосвязь способствовала обмену художественными стилями и декоративными мотивами, что очевидно в мозаиках и архитектуре римской Антиохии.
В период Сасанидов ткачество и вышивка были хорошо известными ремеслами. Но отличительном достижением в ковроткачестве периода правления этой династии определенно было производство и использование шелка. Долгое время монополистом в сфере производства шелка и шелковых тканей был Китай, а затем Индия. Персия получала шелк-сырец из Бухары и Самарканда, куда китайские караваны стали приходить с конца II века, и только при императоре By-Ли, в начале нашей эры, был открыт постоянный караванный путь, защищенный рядом крепостей, через пустыни Гоби, Тарим и Памир. В настоящее время трудно указать пункты переработки китайского шелка в Сасанидской Персии. Можно лишь предполагать, что одним из крупных центров такой переработки была провинция Хузестан, в городах которой издревле процветало ткацкое производство. При дворах персидской знати имелись особые ткацкие заведения, называемые “тирац” (tiraz), где производилась обработка шелка и выделка тканей. Изысканные сасанидские шелковые ткани вывозились в Европу, где сохранились в церквях, использусясь в качестве покрытий для реликвий, а также были обнаружены в тибетских монастырях.
Ковер Бахарестн – весенний ковер царя Хосрова I
Персидский ковер 17 века из города Керман с традиционным узором “Райский сад”. Сейчас находится в Музеи Глазго.
Что касается шелковых персидских ковров, то самым известным (хотя и не самым древним) является Весенний ковер царя Хосрова. Ковер Бахарестан, также известный как “Зимний ковер” и “Весенний сад” – ныне утерянный, но сохранившийся в исторических свидетельствах ковер царя Хосрова I из династии Сасанидов. Он, скорее всего, покрывал пол большого аудиенц-зала Так Касра, айвана в сасанидской столице Персидской империи – городе Ктесифоне. Длина и ширина ковра составляли 27 м. Сотканный из шелка, золота, серебра и редких камней, на ковре был изображен один из классических персидских сюжетов – райский сад. Примечательно, что рассказ историка Ат-Табари о ковре «Весна Хосрова», захваченном в качестве добычи арабскими завоевателями в 637 году нашей эры, подразумевает, что ковер мог быть не ворсовым из-за его сложного дизайна и вышивки драгоценными камнями. Над созданием ковра трудились 24 мастера и все вместе они потратили 8 лет на вплетение в узор коврара золотых и серебряных нитей, а так же на вышивку изумрудами и жемчугом. В арабских источниках он описывался так:
По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными шелковыми нитями, а также самоцветами. Нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями, изумрудами — яркость весенней травы. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком.
Предания повествуют, что, когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу, так точно было передано мастерами пробуждение природы. Воображение любующегося ковром разыгрывалось, и слышался плеск воды, вышитой прозрачными драгоценными камнями, опьянял аромат цветов, манила свежесть плодов, слышался шум ветра, играющего с листвой деревьев. Преемники царя Хосрова хранили ковер как зеницу ока. Но, увы, в середине VII века царство Сасанидов пало под ударами арабов – агрессивные кочевники, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощенной войнами с Византией.
Когда столица персидской империи город Ктесифон пал под натиском арабов в 637 году, ковер оказался слишком тяжелым, чтобы в спешке вывезти его. И персы оставили его во дворце. Так Весенний ковер царя Хосрова Первого был захвачен арабами. Саад ибн Аби Ваккас, возглавлявший арабскую армию, отправил ковер халифу Умару ибн аль-Хаттаб в Медину. Халиф велел разрезать Весенний ковер и разослать его равные части своим наместникам как символ власти и победы над персами. Одним из арабов, получивших кусок ковра Бахарестан, был Хазрат Али, который, хотя и не получил лучший фрагмент, сумел продать его за 30 000 дирхамов. Халиф Умар погубил прекрасное творение рук человеческих, причем без всякой пользы для себя: какая польза от кусков ковра? Куски затерялись, Весенний ковер погиб, но и халиф не задержался на свете: в ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений, и 54-летний халиф скончался через три дня, 7 ноября 644 года.
Золотой век персидских ковров
Охотничий ковер работы Гият-уд-Дина Джами, шерсть, хлопок и шелк, 1542-1543
Исламский Золотой Век, охватывающий период с VIII по XIV век, оказал глубокое влияние на мир ковроткачества. Этот период невероятного интеллектуального, культурного и экономического роста ознаменовался значительными достижениями в методах и дизайнах, используемых мастерами персидских ковров. По мере того, как исламский мир расширялся и впитывал разнообразные художественные влияния, ткачи экспериментировали с новыми материалами, методами ткачества и техниками окраски, что привело к производству все более сложных и замысловатых изделий. Геометрические узоры, цветочные узоры и каллиграфические надписи стали преобладать в дизайне ковров, демонстрируя мастерство и креативность ремесленников. Использование арабески, высоко стилизованного мотива, основанного на переплетающихся растениях и геометрических формах, стало отличительной чертой исламского искусства и широко использовалось в дизайне персидских ковров в средние века.
По мере того, как исламский мир расширялся посредством торговли и завоеваний, ковроткачество распространялось по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Такие регионы, как Анатолия, Кавказ и Северная Африка, разработали свои собственные отличительные стили и традиции ковроткачества, на которые повлияли местные культуры и художественный обмен, облегчаемый торговыми сетями. Шелковый путь сыграл значительную роль в распространении методов, материалов и дизайнов ковроткачества, что привело к большему разнообразию стилей и узоров по всему региону.
Персидские ковры при династии Сефевидов
Персидский ковер около 1600 гг
Часто рассматриваемая как зенит персидского ковроделия, династия Сефевидов (1501-1736) стала свидетелем впечатляющего возрождения в искусстве ткачества. Правители Сефевидов, особенно шах Аббас I, были страстными покровителями искусств и проявляли живой интерес к развитию ковроделия. Шах Аббас превратил ремесло в престижную отрасль, основав королевские мастерские и привлекая лучших мастеров со всей империи. Покровительство двора Сефевидов привело к производству великолепных ковров, которые не только украшали полы дворцов и мечетей, но и стали востребованными дипломатическими подарками и ценными товарами для торговли.
При Сефевидах такие города, как Керман и Кашан, процветали как важные центры ковроткачества. Керман , город на юго-востоке Ирана, прославился своими замысловатыми, плотно сплетенными коврами с замысловатыми цветочными узорами и богатой палитрой цветов. Кашан, расположенный в центральном Иране, также приобрел известность благодаря своим тонким шелковым коврам, которые часто отличались медальонными узорами, нежными цветочными мотивами и изысканным мастерством. Покровительство двора Сефевидов и интенсивная конкуренция между центрами ковроткачества способствовали созданию среды инноваций и художественного совершенства, подняв персидские ковры на небывалую высоту.
Ковер Ардабиль и ковер Шейха Сафи
Эпоха Сефевидов создала некоторые из самых знаковых и знаменитых ковров в истории, такие как ковер Ардебиль и ковер Шейха Сафи. Эту пару можно назвать одними из самых известных ковров в мире. В середине XVI века во времена правления Сефевидского шаха Тахмаза I было соткано два ковра в городе Тебриз для святилища Ардебиля. Долгое время они там и находились, но стали сильно изношенными и в 1890 году были проданы британскому коллекционеру, а тот в свою очередь продал ковры музею Виктории и Альберта в Лондоне в 1893 году за 2000 фунтов.
Ковер Ардебиль является шедевром персидского ковроткачества. Ковер размером 34,5 x 17,5 футов с ошеломляющими 26 миллионами узлов, имеет центральный медальон, сложный решетчатый дизайн и изысканную кайму, которые отражают вершину искусства Сефевидов. Дизайн центрального медальона напоминает дизайн внутренней стороны купола мечети Шейха Лотфоллы в Исфахане, с два образца ламп разного размера, окружающие дизайн, теперь рассматриваются как преднамеренное использование графической перспективы, если смотреть с конца с меньшей лампой, они кажутся одинаковыми по размеру. Бордюр из картушей, наполненных орнаментом и каллиграфией, что добавляет еще больше деталей к уже выполненному стилю.
На коврах есть надпись – куплет из газели персидского мифического поэта Хафиза Ширази и подпись. Надпись гласит: “У меня нет убежища в мире, кроме твоего порога… Нет никакой защиты для моей головы, кроме этой двери… Работа слуги порога Максуда из Кашана в год 946.” Максуд, вероятно, был придворным чиновником, ответственным за изготовление ковра, а не слугой в прямом смысле слова. Не удивляйтесь дате. В Иране до сих пор используется иранский календарь, и перевод этой даты в христианский календарь показывает, что ковер был соткан примерно в 1539–40 годах во время правления шаха Тахмаспа, одного из великих покровителей ковроткачества.
Ардебильский ковер был оригинальным по дизайну, хотя и в стиле некоторых других персидских ковров того же периода. В будущем этот узор станет многократно копироваться в разных размерах от небольших молитвенных ковриков до полноразмерных ковров. Персидскийковер с орнаментом Ардебиль даже войдет в моду. Например, именно такой персидский ковер есть на Даунинг-стрит в офисе премьер-министра Великобритании. Аналогичный ковер имел и Адольф Гитлер в своем офисе в Берлине.
Влияние Османской империи и империи Великих Монголов
Османская империя, охватывающая три континента с XIV по начало XX века, оказала глубокое влияние на производство и торговлю коврами. По мере того, как османы расширяли свои территории, они впитывали различные культуры и художественные традиции, что привело к развитию особого и богато разнообразного наследия ковроделия. Османский двор был значительным покровителем искусств, способствуя процветающей отрасли искусных ткачей и мастеров-ремесленников. Кроме того, стратегическое расположение империи способствовало экспорту ковров в Европу и за ее пределы, увеличивая их популярность и спрос. Большинство персидских ковров, попавших в европейские города были отправлены именно через Османскую империю.
Османские ковроделы многое почерпнули у персидских ткаче, постепенно формируя собственную технику ковроткачества, которая отличается их от персидских и среднеазиатских коллег. Османские (турецкие) ковры часто представляют собой сочетание геометрических и криволинейных узоров со стилизованными мотивами, такими как медальоны, звезды и цветочные узоры. Цвета, используемые в османских коврах, как правило, яркие и смелые, с преобладанием красного, синего и желтого цветов. Кроме того, османские ковры обычно ткутся с использованием турецкого узла, или Gördes, который отличается от персидского узла Senneh. Турецкий узел более прочно фиксирует нить на основе, что позволяет создавать ковры для помещений с высокой проходимостью, а так же позволяет создавать любимые турецкими мастерами геометрические узоры с четко очерченными линиями и звездами. Кроме того, отличие персидских ковров – мастерское использование шелка, который используется для создания блеска и яркости. А в турецких коврах исторически отдавали предпочтение шерсти.
Империя Великих Моголов, правившая Индийским субконтинентом с начала XVI до середины XIX века, оказала значительное влияние на развитие индийских методов ковроткачества. Моголы, сами по себе выходцы из Центральной Азии и Персии, привезли в Индию персидских ремесленников и ткачей, которые привнесли в регион новые методы ткачества и дизайны. В результате индийские ковры стали представлять собой слияние традиционных индийских и персидских стилей, что привело к созданию уникальной и изысканной формы ковроткачества.
Под покровительством императоров Моголов в Индии процветали несколько центров ковроткачества, такие как Агра, Джайпур и Кашмир. Агра, бывшая столица империи Моголов, прославилась своими замысловатыми и тонко сотканными коврами с криволинейными узорами и цветочными мотивами. Джайпур, еще один известный центр ковроткачества, известен своими изысканными коврами, сотканными из высококачественной шерсти и шелка, демонстрирующими замысловатые узоры и яркие цвета. Кашмир, расположенный в самом северном регионе индийского субконтинента, имеет давнюю традицию ковроткачества, которая была еще больше усовершенствована при правлении Моголов. Кашмирские ковры славятся своей мягкостью, замысловатыми узорами и использованием высококачественных материалов, таких как шелк и пашмина. Ковры часто представляют собой гармоничное сочетание персидских и индийских мотивов с акцентом на цветочные узоры и стилизованных животных.
Ковры Моголов характеризуются уникальным слиянием персидских и индийских мотивов. Эти ковры часто демонстрируют сочетание персидских элементов, таких как сложные цветочные узоры, медальоны и арабески, наряду с традиционными индийскими мотивами, включая слонов, павлинов и другую местную флору и фауну. Результатом является отчетливо богатое и разнообразное художественное выражение, которое отражает культурный синтез империи Моголов.
Современная эпоха персидских ковров
В 20 веке европейские художественные течения, такие как ар-деко, баухаус и ар-нуво, оказали значительное влияние на дизайн персидских ковров. Они ввели новые цветовые концепции, узоры и отход от традиционных мотивов. В результате производители персидских ковров начали экспериментировать с дизайнами, включающими абстрактные формы, смелые цвета и минималистские композиции, отражая меняющиеся вкусы и предпочтения новой эпохи.
Не смотря на развитие технологий станочного ковроткачества, обилие синтетических красителей и возможность создавать дешевые промышленные ковры с узорами, запрограммированными на компьютере, всю историю современного Ирана наблюдается неугасаемый интерес к традиционным методам изготовления персидских ковров. Потребители и коллекционеры в равной степени ценят мастерство и наследие, связанные с персидскими коврами ручной работы и готовы платить за это огромные деньги. Многие иранские производители ковров теперь сочетают проверенные временем методы с современным дизайном, создавая уникальные и инновационные изделия, которые удовлетворят широкий спектр вкусов. Это слияние традиций и современности вдохнуло новую жизнь в иранское ковроткачество, обеспечив его постоянную актуальность и привлекательность в 21 веке. Сегодня персидские ковры ручной работы по-прежнему пользуются большим спросом за свою красоту, артистизм и культурную значимость, являясь свидетельством непреходящей привлекательности этого древнего ремесла.
Персидские ковры ручной работы имеют богатую и легендарную историю, которая охватывает тысячелетия, отражая художественное мастерство и культурное наследие Ирана. С первых дней ковроделия до современной эпохи эти ковры развивались и адаптировались к меняющимся вкусам, влияниям и технологиям, оставаясь верными своим корням. Их непреходящее наследие является свидетельством мастерства, страсти и преданности поколений ковровщиков, которые сохранили эту древнюю форму искусства. Персидские ковры продолжают иметь значительную культурную и художественную ценность в современном обществе. Они не только служат функциональными предметами, которые улучшают эстетику пространства, но и являются средством сохранения и чествования богатого наследия. Как символы истории, искусства и мастерства, персидские ковры ручной работы остаются высоко ценимыми, обеспечивая ощутимую связь с прошлым и являясь источником вдохновения для будущих поколений.
1 thought on “История персидских ковров”
гость
Иранские ковры лучшие в мире! Мечтаю когда-нибудь поехать в Иран и купить себе настоящий персидский ковер.