Запрещенное искусство – история балета в Иране

Содержание

Танец был распространён на территории Ирана с глубокой древности. Ритуальные танцы входили в состав театрализованных мистерий уже в эпоху Ахеменидов в 6-4 веках до н. э. Профессиональные танцовщики выступали при дворе Артаксерксов и даже сохранились сведения о танцах, исполнявшихся в честь Александра Македонского. В эпоху Сасанидов в 3-7 веке нашей эры при королевском дворце и храмах были профессиональные танцовщицы. Даже после арабского завоевания в 7 веке и введения ислама, запретившего публичные выступления женщин, танцевальное искусство продолжало развиваться.

Есть легенда, иранский шах Насер ад дин в 1873 году посетил Санкт-Петербург и одним из пунктов его культурной программы было посещение Мариинского театра, где давался балет «Царь Кандал». Балерины, и особенно их наряды, настолько поразили шаха, что вернувшись в Тегеран он переодел весь свой гарем в балетные одежды. Жены шаха облачились в короткие пышные юбки по типу балетных пачек поверх цветастых панталон. Костюм дополняли жилетки, белые или черные носки и атласные туфли.

Сегодня танцы в исламской республике Иран официально не запрещены, но на практике на иранским танцовщицам и танцовщикам регулярно запрещается выступать. Иранский классический балет, когда-то бывший самой известной труппой на всем Ближнем Востоке, сейчас существует под строжайшим контролем государства: все балетные школы и курсы запрещены, каждое публичное выступление требует разрешения властей, а все, кто танцует на сцене, учились балету подпольно.

Иранская национальная балетная труппа

Иранская национальная балетная труппа была единственным государственным балетным учреждением Ирана до Исламской революции 1979 года, а также самой известной и признанной из всех танцевальных трупп на Ближнем Востоке. Она была основана в 1958 году Министерством культуры Ирана и просуществовала в течение 21 года с 1958 по 1979 год. Труппа, базирующаяся в Тегеранском зале Рудаки, была расформирована после Исламской революции и восстановлена ​​23 года спустя в изгнании Нимой Кианном под названием Les Ballets Persans в Швеции.

Когда в Иране появился балет?

Балетный класс Мадам Елены в Тегеране 1949 год

Балетный класс Мадам Елены в Тегеране 1949 год

История балета в Иране началась в 1928 году, когда мадам Корнелли, русская иммигрантка, бежавшая от большевистской революции 1917 года, начала давать уроки танцев в Тегеране. Методического обучения балету не было. Занятия состояли из различных упражнений, чтобы сделать тело гибким и развить у учеников чувство ритма, пластику и музыкальность. Часть каждого занятия была посвящена классическим или народным танцам.

Другой хареограф, Елена Аветисян, известная как мадам Елена, иммигрировала в Иран в 1945 году. Она переехала в город Тебриз со своим иранским мужем, где вскоре после этого открыла свою танцевальную школу. В 1962 году она основала «Ансамбль песни и танца» с участием своих 150 учеников. Позже, когда она переехала в Тегеран и основала новую школу, она ставила балеты персидского характера. «Роза Шираза», «Песня Канарейки», «Гульнара», «Портрет патриотичной девушки», «Танец огня» и «Фонтаны на площади Фирдоуси» – вот некоторые из них.

Первая балетная труппа Ирана

В начале 1940-х годов Нилла Крам Кук, обладавшая обширными знаниями в области восточных культур и языков, работала атташе по культуре США в посольстве США в Тегеране. Во время работы в качестве атташе она устроилась на работу в Министерство образования и пропаганды в качестве генерального директора Департамента искусств. Ее усилия и большой интерес к персидской культуре, искусству и литературе привели к реализации самого масштабного иранского национального танцевального проекта первой половины двадцатого века. В 1946 году Крам Кук основал Студию возрождения иранских древних искусств (на персидском языке : استودیوی احیای هنرهای باستانی ایران ), стремясь возродить и восстановить «забытые» древние традиции. Большинство танцев были основаны на персидской истории или мифологии. Важное произведение Крэма Кука – «Караван» – было создано на основе поэмы Саади и позже было исполнено в 1958 году Иранским национальным балетом. Танцевальная труппа выступала в присутствии всех государственных гостей Ирана, включая многие королевские семьи и президентов Востока и Запада, таких как королева Англии, король Хасан II из Марокко, президенты Франции де Голль, Яхья Хан из Пакистана, Шосеско из Румынии, Никсон из США и т. д. Она выступала на мероприятиях в американском посольстве в Тегеране и гастролировала по стране и за рубежом, оставаясь активной примерно до 1953 года.

Создание национальной балетной труппы

Обзор газеты «Таймс» о недавно построенном здании оперного театра «Рудаки Холл». 7 февраля 1968 г. Роберт де Уоррен и Хайде Ахмадзаде беседуют с шахом и императрицей Фарах в оперном зале Рудаки. 1967 г.

В 1955 году Мехрдад Палбод, глава отдела изящных искусств, поручил Неджаду и Хайде Ахмадзаде открыть балетную школу на профессиональной основе, нацеленную на подготовку местных иранских танцоров балета для будущей национальной балетной компании. Школа была открыта в 1956 году в помещении Тегеранской консерватории. Два года спустя, в 1958 году, была создана Иранская национальная балетная труппа, и Неджад Ахмадзаде стал ее директором-основателем. Когда Департамент изящных искусств Ирана в конечном итоге расширился и стал Министерством культуры и искусств, Неджад Ахмадзаде был назначен директором балетной академии, балетной труппы и Национального и народного музыкального, песенного и танцевального ансамбля, который был дочерней компанией Иранской национальной балетной компании, использующей тех же танцоров для создания и постановки репертуара, вдохновленного национальными мотивами.

Поскольку институционализация балета и создание профессионального национального балетного ансамбля, сопоставимого с балетными труппами на Западе, стали серьезной проблемой для правительства, иранский монарх Мохаммад Реза Шах Пехлеви лично попросил известную британскую танцовщицу, педагога и хореографа Нинетт де Валуа дать совет по формированию балетной труппы. Летом 1958 года Нинетт де Валуа посещала Турцию, где она основала балетную школу. По приглашению Министерства культуры и искусств она продлила свою поездку, чтобы посетить Национальную балетную академию Ирана и ее начинающую труппу в Тегеране. По возвращении в Лондон она отправила в Иран педагогов Энн Кокс, а затем Миро Майкла Золана и его жену Сандру Вейн. Позже Николас Бериозов, Марион Инглиш-Деланян, Ричард Браун и, наконец, Роберт и Жаклин де Уоррен были отправлены де Валуа преподавать и ставить танцы и короткие балеты для балетной академии.

Все больше и больше танцев становились принятыми в традиционном иранском обществе, и благодаря самоотверженной работе некоторых иранских энтузиастов они развивались в популярную форму искусства. Неджад Ахмадзаде говорит: «Танец был скромным средством развлечения в иранской культуре. За время моей карьеры мы поместили его на культурную карту Персии как форму искусства, где ему всегда следовало быть».

Репертуар

Иранская национальная балетная труппа исполняет «Кармина Бурана», 1978 г.

Репертуар иранской национальной балетной труппы включал классические, неоклассические и современные балеты, которые обычно ставились приглашенными хореографами и балетмейстерами из Европы и Соединенных Штатов. Иранская труппа установила тесное сотрудничество с танцевальными учреждениями в Советском Союзе, Соединенных Штатах и ​​Европе. Королевский балет, Королевская академия танца, Большой балет, Американский театр балета были частью обширной программы культурного обмена. Известные и всемирно известные артисты балета из балетных трупп мира часто приглашались для исполнения главных ролей во всех великих классических балетах на сцене Ирана. Чтобы поддерживать высокий уровень постановок, иранская труппа полагалась на приглашенных артистов из-за рубежа для исполнения главных ролей в большинстве премьерных постановок.

Список главных постановок Иранской балетной труппы

  • 1958 – Караван
  • 1961 – Дон Кихот
  • 1963 – Щелкунчик
  • 1964 – Ла Пери
  • 1966 – Дама с камелиями
  • 1967 – Жар-птица
  • 1968 – Ромео и Джульетта
  • 1969 – Золушка
  • 1970 – Спящая красавица
  • 1971 – Жизель
  • 1972 – Лебединое озеро
  • 1972 – Щелкунчик
  • 1973 – Баядерка
  • 1974 – Бахчисарайский фонтан
  • 1974 – Болеро
  • 1974 – Петрушка
  • 1975 – Сильфиды
  • 1976 – Шехерезада

Национальная труппа неуклонно росла с примерно дюжины до 46 танцоров, треть из которых были иранцами. Она стала всемирно известным балетным ансамблем и гастролировала по всему миру. Молодая компания вскоре стала печально известной как лучшая и самая уважаемая из всех балетных компаний на Ближнем Востоке. Она стала наиболее известной среди компаний Азербайджана, Таджикистана, Турции и Египта и т. д. Членство в компании стало популярным и привлекательным для первоклассных танцоров по всему миру. Многие зарубежные звезды балета и прима-балерины, например, из Королевского балета, были приглашены танцевать на премьерах.

Хайде Чангизян, получившая образование в балетной школе мадам Елены, позже в Институте балета имени Бюнен в Кельне и балетной школе оперы имени Кирова в Ленинграде, СССР, была приглашена Министерством культуры и искусств на постоянную работу в Национальную компанию. В то время она была занята в балете Франкфуртской оперы. Министерство было полно решимости побудить иранских артистов балета, которые работали за границей, вернуться на родину. Таким образом, в 1972 году Хайде Чангизян была назначена примой-балериной Иранского национального балета. Среди ее лучших интерпретаций балеты из классического репертуара, такие как «Жизель» и «Зарема в Бахчисарайском фонтане».

Постановка «Спящей красавицы» Иранской национальной балетной труппы. 1978 г.

1970-е годы являются очень важным и значимым десятилетием для развития иранских танцевальных традиций. Искусство танца становилось все более и более узнаваемым и практиковалось простыми энтузиастами среди народа. Монополия этого вида искусства для высшего класса была нарушена, и оно распространилось на различные классы иранского общества. Успешные иранские композиторы способствовали популяризации танца. Мелик Асланян создал музыку «Мифа о сотворении мира» (хореография Робера Тома). Аминолла Хоссейн сочинил несколько симфоний, среди которых «Персидская миниатюра», «Я люблю свою страну», «Симфония Персеполис» и «Шехерезада» (Шахерезада), хореографом которой был Жорж Скибин, один из танцоров Дягилева.

Иранская национальная сцена превратилась в престижный центр этого вида искусства на Ближнем Востоке. Великие хореографы вдохновлялись созданием произведений с персидским характером. Морис Бежар поставил «Фарах» и «Голестан», которые сделали искусство балета популярным среди иранцев и в то же время высветили персидскую культуру на Западе.

Расформирование труппы

Гражданские беспорядки и политические потрясения, которые привели к краху монархии и установлению теократии в Иране, начались в 1978 году и быстро нарастали. Последней балетной постановкой, которая была поставлена ​​в Roudaki Hall Opera, была «Спящая красавица» в осенний сезон 1978 года. К январю 1979 года политическая ситуация в стране стала все более и более нестабильной. Почти все иностранные члены труппы покинули Иран. Работающим танцорам сообщили, что они уволены до дальнейшего уведомления нового правительства. В конце концов, вскоре после победоносной Исламской Революции была организована встреча в Баг-е Манзарие на севере Тегерана в присутствии танцевального коллектива Roudaki Hall и аятоллы Мохаммада Мофаттеха. Когда его спросили о судьбе балета в Иране, он ответил гневно и недвусмысленно, что Исламская Республика и балет парадоксальны и внутренне противоречивы. Иранская национальная балетная труппа была объявлена ​​распущенной в 1979 году.

Исламская революция 1979 года означала конец успешной эпохи танца и балета в Иране. Результат многих десятилетий тяжелого труда и страстной работы был утрачен, когда к власти пришли фундаменталисты. Национальная балетная труппа была распущена, а ее участники эмигрировали в разные страны. Согласно принципам «культурной революции» танец стал считаться безнравственным и развращающим грехом. Иранский балет и персидский традиционный танец, который на протяжении тысяч лет сохранялся и был уважаемой придворной церемонией. Исламская революция привела к самой большой эмиграции иранцев из своей родной страны за всю ее тысячелетнюю историю.

Танец – это харам

Танец – это харам. В исламе танец женщины перед мужчинами, которые не являются ей ближайшими родственниками, запрещен. Так же запрещен совместный танец мужчины и женщины, если только это не танец мужа с женой, который они танцуют наедине друг с другом. Сегодня танец в Иране – в законодательной серой зоне. Закона, запрещающего танец как таковой, нет. Есть расплывчатый закон о «защите общественной морали» и еще с дюжину положений против распространения западной пропаганды и т. п. Именно на основе этих документов чиновники в Иране строго контролируют все публичные выступления и регулярно запрещают те, которые, на их взгляд, могут «ввести иранцев в грех». Де-факто по этим же законам в Иране запрещено танцевать на публике и публиковать видео танцев – в республике регулярно отслеживают самых «вирусных» танцоров из тиктока и прочих социальных сетей. В остальном осуждение со стороны религиозных деятелей настолько влияет на социальную реальность, что на практике танец как искусство развивается подпольно – иранцы танцуют в тайных танцевальных школах или у себя дома и только среди тех, кому могут доверять.

Возрождение в Les Ballets Persans

Балет “Вис и Рамин”, основанный на поэмах Фахраддина Гургани 11-го века

Спустя двадцать три года после роспуска Иранского национального балета шведско-иранский танцор и хореограф Нима Кианн при поддержке шведских властей создал новую труппу в Стокгольме, Швеция. Вдохновленный Les Ballets Russes и Ballets Suédois как изгнанными танцевальными компаниями, представляющими в значительной степени культуру своих стран, он назвал компанию Les Ballets Persans. Репертуар труппы полностью основан на персидской культуре и наследии и не включает в себя никаких произведений западного репертуара, если они не созданы на основе персидского наследия. Проект возрождения Иранской национальной балетной труппы имел международное влияние и был расценен как самый масштабный индивидуальный художественный проект, когда-либо реализованный за пределами Ирана. Марита Ульвског, министр культуры Швеции, выразила свое восхищение усилиями Кианна в письме от 21 февраля 2000 года:

Пожалуйста, позвольте мне выразить свое восхищение энергией и целеустремленностью, которыми вы вооружены для продолжения этого проекта. Чтобы дать жизнь художественной традиции после более чем двадцатилетнего перерыва, требуется такая сила воли, которую может дать только неукротимая тоска. Это стремление воссоздать то, что было, может быть трудно понять нам, не разделяющим болезненный опыт, который часто остается позади.

Мировая премьера Les Ballets Persans в 2002 году включала четыре хореографии Нимы Кианна и два полноценных балета – «Бабек» и «Семь красавиц». «Бабек» – героический балет в духе Спартака, основанный на истории Бабека Хоррамдина. «Семь красавиц» – одноактный балет, основанный на романтическом эпосе Низами Гянджеви, персидского поэта XII века. Мировая премьера Les Ballet Persans состоялась 7 октября 2002 года в Cirkus Theatre в Королевском Юргордене, театральной площадке конца XIX века в исторической части Стокгольма. В премьерной постановке компании приняли участие 106 человек из 22 национальностей.

Фото балета в Иране до Исламской Революции

Зал оперного театра Рудаки Холл в Тегеране

Title

Add Your Heading Text Here

Facebook
Twitter
LinkedIn
VK
OK
Pinterest
Больше статей про Иран в нашем блоге:

ЖУРНАЛ IRANMAG

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.

1 thought on “Запрещенное искусство – история балета в Иране

  1. гость

    02.09.2024

    это было до исламской революции и сейчас о таком там даже думать нельзя

Leave a Comment:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые обзоры и статьи.
ЖУРНАЛ IRANMAG